Марина Цветаева: неприглядная сторона гениальной поэтессы

Буккер Игорь11.03.2019 в 23:55

Несмотря на пожелания творцов мировых религий раздавать милостыню неимущим некоторые куда более просвещенные граждане ныне полагают, что не следует плодить нищету. Давайте рассмотрим проблему с двух точек зрения: откровения Великих и реальную жизнь.

Для затравки две цитаты...

"И если ты хочешь им дать, дай им не больше милостыни и еще заставь их просить ее у тебя!"

"Нет, — отвечал Заратустра, — я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден".

Не согласны с Фридрихом Ницше? Вот мнение Федора Достоевского: "Милостыня развращает и подающего, и берущего и, сверх того, не достигает цели, потому что только усиливает нищенство".

Если вас не устраивают точки зрения такого ярого противника христианства, как Ницще, и такого поборника православия, как Достоевский, прямая дорога — к безбожникам даосам или к последователям учения Конфуция. Но и там, где нет поклонения Всевышнему, всегда утверждали, что нищему не нужно давать рыбу, а лучше дать удочку. Согласно древнеримского судопроизводства, do ut facias ("даю для того, чтобы ты сделал"), в пользование бесплатно предоставлялось какое-то имущество.

"Кто имеет у себя больше, нежели сколько потребно на нужды житейские, тот обязан все сие употреблять на благотворения, по заповеди Господа, который и даровал нам все, что ни имеем", — писал святитель и богослов Василий Великий. По мнению других отцов Церкви, "не уделять из своего имущества есть похищение. Когда мы не подаем милостыни, то будем наказаны наравне с похитителями".

Козьма Прутков утверждал: "Чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодающего дитяти". Но и в этом случае не стоит забывать сентенцию Августина Аврелия: "Не тот дает милостыню, кто дает от своих избытков, но тот, кто лишает себя необходимого в пользу нуждающихся".

Для тех, кого не убеждают афоризмы признанных гениев человечества, приведем конкретные примеры. Вам знакомы "профессиональные нищие" в вашей округе — пройдите мимо, у вас самого нет лишних средств — уходите прочь от уличных попрошаек. Однако случаются ситуации посложнее: и человек вам знаком, более того, он чертовски талантлив, да и вам нравится. Как тут быть? Вот сама история.

Без малого почти целое десятилетие Марина Цветаева получала от сотрудницы одного из журналов Саломеи Андронниковой часть ее жалованья. Когда у спонсорши деньги иссякли, Марина продолжала настаивать, чтобы она ей продолжала "присылать иждивение". Князь Святополк-Мирский, который презирал как саму Марину, так и ее мужа Сергея Эфрона, но увлекался стихами поэтессы, тоже выделял ей какое-то вспомоществование. Когда по ряду причин денежный поток от всех благодетелей иссяк, Марина назвала это "свинством", мотивируя свою обиду тем, что она привыкла планировать семейный бюджет исходя из присылаемых сумм.

В житии преподобного Пафнутия Боровского, основавшего в XV веке одноименный монастырь, написано, что ему было откровение об одном умершем человеке, который при жизни благотворил нищим. Когда сей муж стоял перед огненной рекой, которая преграждала ему путь в рай, безвестные нищие легли перед ним, образуя мост, чтобы святой перешел через реку. Монах Пафнутий говорил, Господь мог послать ангелов, чтобы они его перенесли, но сделал сие именно ради его "нищелюбия".

Читайте также:

Тайна гибели Марины Цветаевой

Марина цветаева: "Год примеряю смерть..."

Загадка самоубийства Марины Цветаевой

Поделиться:

Ещё по теме

Российское наследие

Как Бенкендорф положил конец карьере "длинного Фирса"

Буккер Игорь02.12.2019 в 14:59
Российское наследие

Невозвращенцы Петра Великого — офшор милее западной "свободы"

Буккер Игорь01.12.2019 в 15:34
Российское наследие

Пижама для пингвина, или Куда затянет Запад?

Буккер Игорь16.11.2019 в 23:55