16 августа 1918 года генерал-майор Май-Маевский прибыл в Екатеринодар, чтобы вступить в ряды Добровольческой армии. В воспоминаниях некоторых участников написано, что генерал начинал свою службу у белых рядовым. Удивляться не стоит большевики отменили чины, погоны и ордена ещё 1 декабря 1917 года, а у добровольцев "правом первой ночи" (за некоторыми исключениями) пользовались "первопоходники" (участники "Ледяного похода"), невзирая на молодлсть, прежние заслуги и прочие отличия. Командующим 3-й дивизией Май-Маевского назначат только 17 ноября.
Читайте начало: Как адъютант Его Превосходительство пропил
Начальником 3-й дивизии был прославленный и легендарный Михаил Гордеевич Дроздовский, получивший ранение 13 ноября, а позже скончавшийся. Они подчёркнуто называли себя "дроздовцами" — непозволительная вещь для кадрового офицерского состава, такое годилось разве что для атаманско-казачьей вольницы, называвшихся по именам своих "батек": разинцами, пугачёвцами, котовцами и т. д.
Учитывая своеобразную внешность Май-Маевского — некрасивый жиртрест в очках "с длинным носом и маленькими неопределённого цвета, умными и хитрыми глазками, с некоторым выражением добродушия" производил впечатление любителя "обильно пожрать".
Впервые встретившийся с ним Врангель отметил, что "не будь на нем мундира, был бы несомненно принят каждым за комика какой-либо провинциальной сцены". Не в пользу комдива говорил даже его солдатский Георгий, мол, подлизывается к солдатской братии. За его спиной раздавались смешки. Но недолго. Вскоре Мая стали сравнивать с Кутузовым.
"Прошло так три дня, и Май-Маевский легко, без напряжений, иногда как бы шутя вошёл в курс дела по командованию дивизией", — вспоминал начальник штаба 3-й дивизии полковник А. В. Черныш. Окружение Владимира Зеноновича, не переставая обожать прежнего командира, по достоинству оценило нового. 19 ноября 1918 года дивизию перебросили на территорию нынешнего Донбасса. Сепаратистами в начале прошлого века там были украинские националисты. После краха режима гетмана Скоропадского (говорящая фамилия!) к власти на Украине пришла Директория во главе с Симоном Петлюрой, виноватого в еврейских погромах.
Перед Владимиром Зеноновичем стояло три "цветных" врага: красные, зелёные и жовто-блакитные. И энное количество разрозненных террористических групп — от эсеров до анархистов. Обильная пища для литераторов и сценаристов оствестернов. А вскоре появился самый страшный враг той поры — пресловутая "испанка", уничтожившая людских жизней больше, нежели пулемётные очереди, взрывы бомб, отравляющие газы и сабельные или штыковые атаки. Тактику Май-Маевского, который с малыми силами умел противостоять наседавшим врагам, вскоре оценили и его противники.
Из приказа от 27 марта 1919 года командующего советским Южным фронтом В. М. Гиттиса:
"В Донецком бассейне, в районе Волноваха — Никитовка — Колпаково — Таганрог, действует группа противника под командованием генерала Май-Маевского, состоящая исключительно из добровольческих частей (пеших и конных), слабых по численности (полки по 250-300 штыков, в ротах и эскадронах по 50 штыков — 30 сабель). Особенность этих малочисленных частей — их хорошая подготовка. Чисто контрреволюционные элементы, из которых состоят добровольческие части, офицеры, юнкера, дворяне, помещики, студенты и прочие, являются хорошими одиночными бойцами, умеющими вести борьбу за местные предметы, быстро и умело маневрирующими и применяющимися к местности и обстановке, хорошо применяющими в дело бронепоезда".
(Продолжение следует)