Двойной агент (британской и советской разведок) Аллан Александр Фут узнал, как можно убить Гитлера. Фюреру полюбился итальянский ресторанчик с национальными блюдами и винной картой. Ранее мы писали, что он навещал мюнхенскую остерию "Бавария".
"Ресторация, в которой Гитлер отдавал предпочтение спагетти под томатным соусом, состояла из главной залы с открытым проходом в соседнее помещение поменьше. Здесь для диктатора был постоянно зарезервирован столик. В большинстве случаев первыми входили двое-трое эсэсовцев, а за ними Гитлер со своими спутниками. Единственной преградой, отделявшей фюрера от остальной публики, являлся натянутый телохранителями канат", — сообщается в книге Вилля Берт(х)ольда.
Читайте начало: Почему англичанин не убил фюрера
Немецкий автор научно-популярных бестселлеров постоянно утверждает, что Александр Фут — "советский агент", хотя известно о сотрудничестве этого шотландца по отцу и англичанина по матери с британскими спецслужбами. С какого времени оно началось, сказать трудно. Вообще, правдивой информации об этом человеке крайне мало.
Когда гестапо накрыло членов его группы, резидент советской разведки в Швейцарии Шандор Радо оказался в Париже, где встретился с Александром Футом. Им было приказано немедленно вернуться в Москву. 6 января 1945 года оба оказались в подвалах Лубянки.
Венгр Шандор Рудольфи вышел на свободу лишь после смерти Сталина, а вот Футу дали новый псевдоним "майор Гранатов". Под именем Альберт Мюллер он сначала отправился в Берлин, а затем в Аргентину, где якобы проник в круги бежавших нацистов.
Испугавшись разоблачения в качестве двойного агента, в марте 1947 года Александр Фут перебрался из советской зоны оккупации Берлина в британскую. На родине он издал полную сенсаций и небылиц книжку A Handbook for Spies — "Справочник шпиона". Шандор Радо нелестно отозвался о ней, как о рассчитанной на "невзыскательный читательский вкус".
Вернёмся в баварскую остерию, где Александр Фут с напарником осматривали место будущего покушения на Гитлера. Застрелить фюрера вроде как не представляло особой сложности, однако уйти от неминуемой расправы оказывалось невозможным. Однако позади столика для высокопоставленных гостей находился гардероб. Среди одежды и зонтов можно было попытаться скрыть портфель с бомбой. Запросили Москву дать разрешение на устранение рейхсканцлера Третьего рейха.
Но профессионалов шпионажа опередил дилетант: опередил в том смысле, что не сумел осуществить покушение на жизнь Гитлера, но приучил последнего к большей осторожности. Предпринимаемые 22-летним швейцарским семинаристом Морисом Баво (Maurice Bavaud) попытки может заслуживают отдельного рассказа. Впрочем, какой толк говорить о многочисленных поездках студента-теолога, который гоняясь за фюрером, переезжавшего из города в город, из резиденции в резиденцию, из Мюнхена в Берхтесгаден, лишь растратил все свои деньги.
Кондуктор следовавшего в Париж поезда сдал "зайца" гестаповцам. Если бы Баво был немецким гражданином, всё обошлось бы установлением личности, чтобы взыскать деньги за безбилетный проезд. Иностранцы попадали в гестапо. При обыске у плохо изъяснявшегося на немецком швейцарца обнаружили заряженный пистолет калибра 6,35 мм с шестью патронами и поддельное письмо французского депутата. В гостиничном номере, где останавливался Морис Баво, была найдена карта окрестностей Берхтесгадена и коробка с 19-ю патронами. По приговору суда его повесили.