Власти на заметку: из чего вырастает бунт

"Когда б вы знали, из какого сора растут стихи". Перефразируя Анну Ахматову, когда б вы знали от чего бывают бунты и мятежи. От пустяка, мелочи, зёрнышка. Самое грандиозная крестьянская война под водительством Пугачёва вспыхнула до появления на страницах истории казака Емельяна Пугачёва.

Читайте начало: Как прожорливые чинуши порождают "пугачёвщину"

Атаман Яицкого войска Андрей Бородин на протяжении трёх лет не только не отдавал отчёта в собранной сумме, предназначенной на откуп рыбных промыслов, но удерживал у казаков жалованье, уверяя их, что сбора недостаточно для уплаты в казну откупной суммы. Если же "некоторые из казаков напоминали Бородину об отчёте, то он многих наказывал за то плетьми, яко озорников и людей мятежных".

Уволенный по своей просьбе с должности атамана в Сакмарском городке, казак Иван Логинов "просил войскового атамана Бородина и бывших в войсковой канцелярии старшин принять его в товарищество по сбору денег, хорошо понимая, что дело это весьма выгодно для сборщиков", — писал в своей книге "Пугачёв и его сообщники. Эпизод из истории царствования императрицы Екатерины II" военный историк, генерал-лейтенант Николай Фёдорович Дубровин.

Бородин, предпочитая подпускать к корыту лишь своих родственников да приятелей, отказал Логинову под надуманным предлогом. Тот принялся уличать атамана в злоупотреблении и указывать на его махинации другим казакам. Дело дошло до Военной коллегии, которая 19 марта 1762 года постановила: "Для справедливейшего исследования всего того и обиженным удовольствия учредить при том войске особую комиссию" во главе с генерал-майором Брахвельдом, и его помощниками: подполковником Ушаковым, капитаном Киреевским и за аудитора прапорщиком Иглеиным.

"Атаман Бородин употреблял все средства к тому, чтобы склонить на свою сторону членов комиссии. Он построил для Брахвельда конюшни, собрал с казаков в пользу генерала рыбу и икру и приказал с каждого десятка доставить для Брахвельда и капитана Киреевского по три воза сена. Угощая и подкупая в свою пользу членов комиссии, атаман не мог справиться только с подполковником Ушаковым, который держал себя в стороне, не ходил к Бородину в гости и не соглашался ни на какую взятку. Поведение Ушакова было причиной, что Брахвельд не мог скрыть всех злоупотреблений, но старался представить их в самом слабом виде", — сообщает Дубровин.

Подмасленный атаманом генерал вынужденно признавал в своём донесении, что Бородин действительно взял из войсковой суммы 1900 руб. и отдал их своему сыну Федору Бородину и старшине Максиму Пономареву; что комиссия "не безсумнения состоит" в излишнем сборе атаманом за Гурьевские учуги (перегородки для ловли рыбы) и в употреблении тех денег "якобы на войсковые нужды". Брахвельд проигнорировал приказ Военной коллегии в случае злоупотреблений отрешить атамана Бородина от должности, а запретил лишь штрафовать и наказывать казаков. Логинову же не позволил ходить в казачьи круги и устранил его от присутствия в войсковой канцелярии.

Читайте также: Самые известные бунты в истории России

Яицкое войско в своей очередной челобитной обвиняло Бородина "в удержании за два года пороха и свинца, в невыдаче денежного и хлебного жалованья, в определении в войско сверх положенного числа старшин своих родственников, в дозволении участвовать в рыболовстве таким лицам, которые в казачью службу не употребляются, в излишних денежных сборах" и ещё по многим и многим пунктам. А также ходатайствовало о смене генерал-майора Брахвельда и всех членов комиссии и о присылке новых лиц.

13 феврале 1763 года ходатаев от войска заслушали в Военной комиссии в Москве. Одновременно было получено прошение киргиз-кайсацкого Нуралы-хана, который жаловался, что Бородин притесняет его подвластных и причиняет им разорения. Императрица написала на прошении хана: "Если впрямь оный атаман беспокойный человек, то лучше бы было его сменить" — и передала это дело на рассмотрение Военной коллегии.

По решению Военной комиссии "на место Брахвельда командирован был находившийся при монетной экспедиции генерал-майор Иван Потапов, в помощь которому назначены: войсковой атаман Оренбургского войска Могутов, того же войска один надежный старшина, один штаб-офицер, два обер-офицера и аудитор из Оренбургского гарнизона".

(Продолжение следует)

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить