Без святых мир прекратил бы существовать

Русскому присутствию на Святой горе Афон исполнилось 1000 лет. Родоначальники древнерусского монашества всегда скрепляли русскую государственность, духовно просвещали народ и воодушевляли князей. Как сегодня живет обитель? Об этом в видеостудии Pravda.Ru рассказал протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храма Благовещения в Петровском парке в Москве и главный редактор радиопрограммы "Благовещение".

— Отец Андрей, почему мы придаем такое большое значение торжествам на Афоне?

— Значение Афона для православной традиции вообще и для истории православной Руси и России чрезвычайно велико. Тысяча лет — действительно, срок очень и очень исторически большой и значимый. Это история нашей страны, нашего народа, наших этносов.

Русская государственность фактически начинается именно с принятия христианства как традиция делания. Оно вплетено в нашу историю не просто в связи с историей восточного православия. Это вообще единая духовно-историческая традиция, которая является очень значимой и очень интересной. Кто там был — подтвердит.

— Вы там были, да?

— Да, бывал несколько раз. Даже пару раз поднимался на вершину. Как сказал духовник Свято-Пантелеймонова монастыря архимандрит Макарий, чтобы понять, что происходит на Афоне, надо лет 20-25 прожить здесь. Есть феномен восприятия самого Афона чисто паломнически, когда человек бывает там наездами, даже пусть неоднократно, и восприятия уже изнутри, когда там человек живет годами. В любом случае, тема Афона неисчерпаема для всех. Это удивительно красивое место, и природно, ландшафтно, и, главное, там очень красиво духовно. 

— Какую роль монашество сыграло в становлении русской государственности?

— Монашество сыграло одну из главных культурообразующих ролей, стало важным фактором в истории нашей страны. Равноапостольные Кирилл и Мефодий тоже были монахами. Вообще, само устроение монастырской жизни играло очень-очень серьезную нравственную и культурную роль. Один из основателей традиционной монашеской жизни на Руси Антоний Великий как раз начинал свою монашескую жизнь на Афоне.

— Как сейчас там монахи относятся к украинско-русскому конфликту?

— Ну, монахи-то, конечно, призывают к единству и миру. Собственно говоря, тогда была Киевская Русь и не было украинцев. И сейчас там нет никакого разделения на русских и украинцев. Наоборот, есть стремление к миру, единству, так всегда было. И очень трудные времена тоже много раз бывали.

Афон привлекает самых разных людей. Ведь самое ценное общение — это во Христе с другими людьми. Это духовное родство, которое может обретаться именно только в Христе. И такие удивительные места, с тысячелетней духовной традицией, тем более, способствуют такому возможному общению. Вот этим Афон еще драгоценен.

— Почему на Афон на пускают женщин?

— Это древнейшая традиция, которая, считается, установлена по прямому повелению Божьему и Пресвятой Богородицы, чтобы женщины не ступали на Афон, дабы не отвлекать монахов никоим образом от мобилизации духовной жизни, от духовной концентрации.

Удивительно, когда находишься на Афоне, не думаешь, что туда женщин не пускают. А когда сходишь с парома в Уранополисе и видишь представительниц женского пола, неожиданно ты ощущаешь некий шок. Так же — когда видишь, что едет на велосипеде кто-то или идет весь раскрашенный, непонятно одетый…

Современный мир, Евросоюз активно наступают на Афон, пытаются принять законы, оказывают давление, чтобы всякие нововведения там сделали. Но пока Афон держится, сопротивляется. Хотя опасность есть. И не только там… Проблема-то не в том, пускать или не пускать женщин на Афон. Это формальность. На самом деле, бывали ситуации, когда пускали женщин на Афон. И в ХХ веке это было, когда шли войны.

Это не катастрофа. Катастрофа будет, если Афон уступит давлению светских норм. Какое-то проникновение в этом смысле есть. На Афоне есть предание, что когда будут построены хорошие белые дороги, Афон вообще уйдет под воду. А там сейчас как раз строятся, бетонируются такие дороги.

— А старчество кончилось? Цивилизация просто съела людей, которые общались с Богом напрямую?…

— Нет, и сейчас есть традиционные настоящие старцы. В средине 60-х — начале 70-х годов ХХ века ситуация на Афоне была хуже, чем сейчас. Было очень серьезное духовное оскудение, уменьшилось число монахов не только в русских монастырях. И существовала опасность, что вообще прекратится присутствие русского монашества на Афоне. Да и греческое монашество оскудевало.

Но был такой удивительный святой — преподобный Иосиф Исихаст. Он к тому времени уже скончался, но оставил несколько учеников, которые восприняли благодатный образ его жизни, очень подвижнический. И благодаря им возродилась традиция настоящего духовного молитвенного делания. Они создали возможность возрождения настоящей монастырской жизни на Афоне. Начался приток молодежи из греков на Афон, а потом и наши русские стали подтягиваться — дало разрешение советское правительство.

На Афоне несколько старцев. Отец Янис обладает явно духовными дарами, в том числе прозорливостью. Мы знаем единицы святых недавнего прошлого или современных. Очень малая часть их открыта миру. Потому что настоящий монах, настоящий святой без особого промысла Божьего, если ему Господь не сказал: "Выходи из затвора на служение людям", - бегает мира и бегает славы.

На самом деле, я думаю, есть очень много молитвенников, настоящих святых, о которых мы никогда ничего не узнаем в современной жизни, только на Страшном суде. Мало открытых миру святых, но они всегда есть. Иначе бы мир уже прекратил свое существование, потому что без них бессмысленно существовать.

— Сейчас политикам, как раньше князьям, нужны наставления Церкви?

— Как раз настоящая политика нуждается в духовно-нравственной опоре. Если наши политики будут свидетельствовать, что наше государство является христиански ориентированным, если государство и политики ориентированы на христианские заповеди, от этого только всем польза. Потому что будет фундамент в политической, государственной и народной жизни, будет на что опереться.

Это не значит, что надо всех загонять в храмы, не подразумевает декларацию того, что надо всем быть воцерковленными — нет. Свобода выбора у человека по отношению к истине, ко Христу всегда есть. Но если мы будем ориентироваться, как последние двадцать с лишним лет, на поклонение золотому тельцу, если деньги будут главной ценностью — это путь в никуда, это путь к распаду, к сожалению.

— Видите ли вы в этом плане какие-то позитивные сдвиги в России?

— Я думаю, логика тысячелетнего развития России такова, что у нас все-таки есть осознание ценности духовной жизни и Евангелие. Наше сознание все-таки отличается от западного сознания, поэтому неизбежно геополитическое противостояние с Западом. Это не значит, что неизбежно военное противостояние. Это просто разная логика существования.

Это нормальный конфликт, который способствует все-таки развитию мира, а не его уничтожению.

Мы должны ориентироваться в этом смысле на самоидентичность, которая является православной. Руководители нашего государства тоже неизбежно приходят к тому же, потому что это касается вопросов и безопасности, и выживания страны, народа и их самих. Русь без Христа невозможна.

— Ну, 70 лет продержались коммунисты без Христа…

— Это много ли? Для жизни одного человека — да, много. А с точки зрения истории…

— …ничтожно...

— Время вавилонского пленения своего рода было на Руси, но недолго. Это тоже эпоха героическая и драматичная. Ее можно по-разному оценивать. В ней есть своя логика. Она закончилась неким распадом. Здесь тоже есть своя логика, потому что Господь сказал: "Без Меня ничего не сотворите". Невозможна история России без Христа. Каких бы драматичных поворотов ни было, без Христа Россия существовать не может. И история Афона тоже очень глубоко вплетена в Россию.

— В связи с Всеправославным собором на Крите о единстве всех христиан слышны голоса, что православие идет на уступки католицизму? Запад со своими нормами, современными нетрадиционными ценностями продолжает наступать?

— Я не думаю, что современный католицизм является в полном смысле носителем, представителем мультикультурных либеральных ценностей. Всеправославный собор нужен. А кто больше давления оказывает: католический мир в чистом виде или в целом западный мир, являющийся носителем либеральных светских ценностей, — вопрос.

На самом Западе давно идет давление не Католической церкви, а вообще этого мира светского, главной ценностью для которого являются либеральные ценности, ценности общества потребления и поклонения золотому тельцу. Конечно, весь православный мир должен противостоять ложным ценностям. Они не соответствуют христианству.

Если мы будем сдавать позиции в пользу либеральных ценностей, абстрактного гуманизма, тогда это, конечно, будет бедой, потому что мы сдадим самое главное. Мы сдадим традиционную жизнь христианскую, следование евангельским заповедям, мы сдадим Христа-Спасителя. Тогда мы всего лишимся.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Подписывайтесь на канал Айя София в Яндекс.Дзен

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *