Либералы умеют только болтать

Болтать - не мешки ворочать. О либералах и ценностях

Если внимательно поизучать историю России, то можно сделать вывод, что либералы во все времена были самой большой головной болью российского государства. И дело не в том, что они были инакомыслящими, ратовали за европейские свободы и реформы, а в том, что они умели только красиво говорить, были оторваны от реальности и презирали Родину. Об этом в эфире Pravda.Ru рассказывает Виссарион Алявдин, председатель Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года и центрального совета Общества потомков участников Первой мировой войны.

— Виссарион Игоревич, либеральная идея в России имеет свою историю. Что, по вашему мнению, общего между нынешними российскими либералами и их предшественниками начала ХХ века и что их отличает друг от друга?

— Это люди, которых в России и до Февральской революции было очень много. Катастрофа, которую мы потерпели в начале ХХ века, случилась только потому, что либеральные демагоги раскачали лодку и разрушили российскую государственность. В 1990-е годы таких демагогов тоже было предостаточно. Немало их и сейчас. Это болтуны, привыкшие считать, что им все под силу. Беда в том, что они научились только говорить, но не руководить реальными процессами в стране.

Те, кто верховодил в 1917 году, Россию не понимали. И разрушили ее, обманным путем вынудили императора отречься от престола, потом, по сути, то же самое заставили сделать Михаила. Быстро довели армию до развала, и только потом спохватились: а как же нам немца-то победить?

В 1917 году победа в войне, на самом деле, была уже близка: Австро-Венгрия разгромлена, на весну намечался удар по Германии, от которого она бы не оправилась. Как сказал Черчилль, берег был уже виден, и тут корабль русской империи утонул. Только бездарное, вредительское поведение Временного правительства привело к разгрому русских войск. В мутной воде на поверхность могли выплыть кто угодно. Выплыли большевики, они оказались более сплоченными, организованными.

Вообще отношение к своему собственному государству как к чужому, к своей власти как к чужой — это извечная болезнь русской интеллигенции. Но есть очень важный момент. Если вспомнить отечественных либералов XIX века, то на память приходят фигуры Чаадаева, Добролюбова, Белинского. Когда же мы смотрим на нынешних либералов, тут в роли мозгового центра выступают, в основном, представители шоу-бизнеса да маленькая группа политиков. Они тебе и политологи, и экономисты, и историки. Обидно, что в стране властителями либеральных дум является не интеллигенция в настоящем смысле этого слова, а некие "звезды", частью весьма сомнительные.

Мне приходит на память недавний разговор. В одной компании я высказал радость по поводу воссоединения с Крымом. Мнения, естественно, разошлись, кто-то высказался критично, дескать, получилось все как-то несправедливо, другие сказали, что это, наоборот, хорошо. А одна дама сказала: "Ну как вы не понимаете, от этого мы все будем жить хуже!" Вы бы видели ужас в ее глазах. Я отчасти соглашусь с этой дамой, требуются затраты на восстановление Крыма, приведение его в порядок. А теперь еще и Донбассу надо помочь восстановиться, людям помочь. Опять же беженцы. Если бы мы подняли лапки вверх, ничего не сделали, то деньги бы мы, понятное дело, сэкономили. Но покрыли бы себя позором.

И это сказал человек, который относит себя к русской интеллигенции. Главный аргумент для которого, оказывается, — это то, что "будем жить хуже". Наши предки передали нам страну большой, сильной, досоветской ли, послесоветской, не важно. Россию народ сохранял, и Российскую империю, и Советский Союз. А здесь, как говорится, за чечевичную похлебку… И дела той даме нет, что в Крыму неминуемо бы вспыхнула война с огромными жертвами.

Часто можно услышать от подобных людей: "А вот Америка живет хорошо". Живут в ней, действительно, хорошо, но прежде всего потому, что это сильная страна, великая держава. А когда перестанет быть таковой, будут в ней жить плохо.

Примеров тому можно привести немало. Испания была процветающая великая держава. Перестала быть великой, потеряла все. Португалия тоже превратилась в одну из самых бедных стран Европы. Да и мы сами в 1990-е годы жили впроголодь в разваливавшемся государстве — это еще помнят многие.

Я понимаю, что пугает таких людей — осознание собственной невозможности соответствовать званию гражданина великой державы. Это действительно звание, те же американцы отлично несут это звание: "Я представитель великого государства, и извольте с этим считаться". Мы же все время живем с оглядкой на других, кичиться нам неудобно.

Но часть наших либералов действует, чего греха таить, из корыстных побуждений. Дело в устойчивых контактах, бонусах. Если я выйду из этой системы, то многое потеряю. А так здесь статейка, там командировка, тут книжечку издал, в архив конгресса пустили поработать или куда-нибудь еще. Как говорят, где богатство, там и душа. Я не удивляюсь таким людям.

Патриотизм, понимание, что ты живешь в великой стране с богатейшей историей, очень важны. Но эти чувства необходимо воспитывать у молодежи.

- Научить истинному патриотизму невероятно сложно. Формальному проще простого, только такой патриотизм будет наносным, испариться при первом же ударе судьбы. Сейчас наметилась очень правильная тенденция: учить истории исходя из того, что у нашей страны всегда были свои интересы.

Нужно показать людям: вот тут мы выиграли, а здесь мы проиграли, здесь себя правильно вели, а здесь, как говорится, наломали дров. Но при всем этом к собственной истории нужно относиться с большим уважением.

Актуальность этой мысли подтвердила и информационная кампания, развернутая в западной и украинской прессе в преддверии празднования 70-летия Победы во Второй мировой войне?

- На активизацию фальсификаторов я обратил внимание еще в 2012 году, когда отмечали годовщину победы над Наполеоном. Такое тогда пошло количество слабых, пошловатых каких-то перепечаток воспоминаний французских отставников-генералов, которые, сидя у себя в замках во Франции, оправдывались, почему проиграли русскую кампанию. Нечего сказать, замечательный источник, объективный. Что вынесет из таких публикаций молодой неподготовленный читатель?

Нравственные и моральные рамки должны существовать не только в вопросах личного поведения. Они должны быть и в вопросах, так или иначе связанных с отечественной историей. Дети читают то, что взрослые написали в учебниках, они не ходят в архивы и верят тому, что написано. Когда мы отдаем их умы и души на откуп всяким спекуляциям от истории, мы совершаем страшное преступление.

Должен быть общий концептуальный подход. То же самое касается русской литературы. Ребенок должен получить базис русской культуры, русской литературы, русского языка, русской истории. А дальше специалисты уже вольны спорить на конференциях, встречах, симпозиумах, рот никому затыкать не надо.

Каждый человек, вступая в жизнь, принимает на себя определенные обязательства, берет на себя определенную ношу. Возвращаясь к фразе моей собеседницы о том, что "мы будем жить хуже": патриотически ориентированные люди, в отличие от нее, понимают, что это временная жертва, жертва во имя, так сказать, спокойствия будущих поколений.

Они понимают, что за все надо платить, в высоком смысле слова. Те же, кто считает так же, как моя собеседница, не хотят задумываться над тем, что речь в данном случае идет не о Крыме, а о безопасности и будущем нашей страны, единстве огромного большого народа, которому не грех объединиться.

В 1990-е годы все очень переживали за немцев, которые в результате Второй мировой войны оказались разделенным народом. Почему же сегодня не беспокоятся о том, что русский мир разделен, почему русским нельзя обеспечить себе спокойную жизнь на единой территории, в одном государстве? Есть такое понятие "разделенный народ", либералы просто забыли о нем в период ельцинского правления.

Читайте также:

Мечта либерала: Россия размером с Голландию

Царя сгубил мировой заговор, а не революция

Запад, твоя демократия хуже керосина!

Подготовил к публикации Сергей Шаров

Беседовала Инна Новикова

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *