Сохранила ли Москва свой исторический облик по сегодняшний день? Кто его изменил больше всех? В чем заключается мистика нашей столицы? Куда идет современное градостроительство на главном архитектурном полигоне нашей Родины - в самом ее сердце? На эти вопросы ответил в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru писатель, москвовед Александр Анатольевич Васькин.
Читайте также: Москва хаотична, но ей это идет
— Александр Анатольевич, как вы оцениваете нынешнее состояние Москвы? Осталось ли у нее свое историческое лицо?
— Я не узнаю некоторых районов, так быстро все меняется. Москва-Сити. Разве это символ Москвы? Такого добра полно в каждом городе. Вот в Лондоне, например. Архитектор Норман Фостер по всей планете ставит свои огромные небоскребы из стекла. Такая факторизация — есть такое слово — произошла и в Москве. А есть еще слово сигнапуризация. Наверное, это была ошибка. В Париже, во дворе Лувра, построена огромная стеклянная пирамида. Строил ее корейский архитектор. Французы долго не могли принять ее, как и Эйфелеву башню. Теперь это тоже символ. Она столько им приносит денег. Как можно было в святом месте построить пирамиду стеклянную?! Тем не менее, это очень удобно оказалось. Лувр стал принимать еще больше посетителей. Тут еще очень важный момент. Пирамида — это Египет, а кто у нас основатель египтологии — Наполеон. Он привез столько оттуда, половина Лувра из Египта. Все что можно вывез. Но парижане не приняли это сооружение и назвали его пирамидой Миттеран-Рамзеса. Миттеран тогда был президентом Франции, и они его фамилию модернизировали на фараонский лад. Но тем не менее, все нормально сейчас.
Если мы что-то новое строим — нужна основа. Сейчас идет дискуссия о "Зарядье". Снесли гостиницу "Россия". Порадовались сначала многие, наконец-то ее снесли, совершенно она там не нужна. Ну и что же мы видим? Непонятно что строят. Отсутствует идея. Сейчас решили строить какой-то город-сад, где будет вся природа России. С чего бы это?! Вам нужна тундра? Вы соскучились по Сибири? Поезжайте в Сибирь! Зачем создавать то, что есть у нас в гораздо лучшем качестве и объеме.
У меня есть книга "Сталинские небоскребы. От Дворца Советов к высоткам". В архиве я нашел интересную иллюстрацию: огромная высотка полностью закрывает Кремль. Было бы нечто ужасное, если бы ее начали строить первой при жизни Сталина, первой ее бы и закончили. Высоток должно было быть восемь, потом еще 28. Он вообще хотел застроить высотками всю Москву и все крупные города небоскребами. Почему? Показать всему миру, американцам, что мы можем вполне, как и они, строить высотные здания, и без плана Маршалла. Политическая такая составляющая. Вот представьте себе, заложили огромный фундамент, и вдруг уходит из жизни главный вдохновитель, и все приостанавливается. И что делать? Вот так же было, кстати, и с "Зарядьем". Не знали, что с этим делать.
И там, под землей, Сталин хотел поразить весь мир: и туристов, и колхозников. Вы знаете — и удалось. Мне иностранцы рассказывали, которые видели метро в разных странах мира, что лучше московского метрополитена нет нигде. Конечно. О чем речь?! Там столько мрамора, гранита, золота, серебра и металлов ценных. Ни в одном нет городе такого метро. Ни в одном. Это действительно еще долго будет поражать. В Париже метро ужасное, грязное. В Лондоне — старое. Его, кстати, стали строить в том году, в котором у нас крепостное право отменили.
— Или когда в Америке негров освободили… А мистика присутствует в Москве?
— Мистика в том и состоит, что так странно бывает. Что-то сносят, полагают, что смогут построить на этом месте нечто удивительное, а потом оказывается, что не получается. Разные называют причины. Оказывается, что в Москве какие-то чудеса, наверное, происходят.
Вот вам пример с Волхонкой, там где изначально стоял Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя был построен по манифесту Александра I в честь окончания Отечественной войны 1812 года. На него очень долго деньги собирали. Это был самый долгостроящийся храм в России. Его почти 70 лет строили. И сажали расхитителей. Сколько сменилось прорабов-то. Там буквально зарыли деньги в землю. Сколько сменилось генерал-губернаторов. Стали выбирать место, где строить этот храм. Ну, и решили, давайте на Волхонке построим. А где на Волхонке? А вот там девичий Алексеевский монастырь. Давайте-ка его снесем или перенесем на другое место. И вот с этого все и началось. Когда выселяли монашек, одна никак не хотела свою келью оставлять. Ее на руках вынесли. И она, как боярыня Морозова, сказала: "Я это место проклинаю! Здесь будет лужа". Начали строить храм. Это было, кстати говоря, уже второе место. Вот тоже мистика. Первое место строительства на Воробьевых горах. А Воробьевы горы — место тоже такое мутное. Там ничего долго не стояло.
— Где скоро Владимира собираются ставить?
— Да. Там раньше были загородные дворцы великих князей, царей. Они горели с какой-то периодичностью, что самое интересное.
Короче говоря, стали строить на Воробьевых горах. Ничего не построили. Очень тяжело туда было доставлять строительные материалы, разворовали там все. Архитектора Витберга сослали в Вятку.
А вот место на Волхонке Николай I утвердил. Плюнули на проклятие — стали строить. И тоже ведь как-то дело не пошло. Николай умер, потом пришли Александр II, Александр III. После того как храм освятили, он простоял до 1931 года, если не ошибаюсь.
Снесли его, чтобы построить Дворец Советов — самый высокий небоскреб в мире. Он должен был достигать почти 500 метров, а наверху — огромная статуя Ленина.
— Жуткое зрелище…
— Жуткое. Он должен был быть виден даже из Московской области. Опять же, было соревнование с Америкой и с Гитлером.
Самое интересно, что Гитлер, когда узнал, что большевики строят небоскреб, очень расстроился. Потому что он тоже был этой идеей поглощен — построить самое высокое здание. Тогда он плюнул на это дело и решил строить не самое высокое, а самое большое — Купольный дворец по типу римского пантеона.
Когда в 1941 году немцы подошли к Москве, то фюрер такую фразу произнес, что вот наконец-то мы возьмем Москву и с их небоскребом покончим. Представляете, как его это волновало?! Казалось бы, какой-то там небоскреб.
Ну, вот, смотрите, война помешала строительству небоскреба. После войны Сталин это дело заморозил. И тогда он решил не огромный Дворец Советов строить, а высотные здания. Лучше мы несколько таких небоскребов, чем один огромный небоскреб, построим. Памятник Ленину зачем? Ведь он же, Сталин, войну выиграл.
В итоге там таки оказалась лужа — бассейн "Москва". Когда пришел Хрущев к власти, он, естественно, сказал: "Что же у нас пустует место?" Проклятье монашки полностью сбылось.
— Наверное, Каганович знал, когда взрывали. Говорят, что он сказал: "Задерем подол матушке-России".
— Он говорил потом, что его слова извратили, что на самом деле он был против. Действительно, мог быть против, но архитекторы того времени были за — архитекторы Жолтовский, Щусев.
— Далеко не последние имена…
— Даже больше — это первые имена. Они говорили, что этот храм не красит Москву, поскольку никакой художественной ценности он не представляет. Сталин на их мнение опирался.
Надо сказать, что он не сам придумал его снести. Они никак не могли выбрать, где же этот самый Дворец ставить. Вначале они предложили на Охотном ряду. Вы представляете на Охотном ряду, там, где гостиница "Москва"?! Где там можно поставить? Потом на Болотной площади. Ну, в итоге решили: снесем Храм Христа Спасителя и таким образом утвердим нашу идею социалистическую, и вместо храма будет другое здание.
Не послушали тогда монашку, и как все обернулось. Бассейн этот очень долго коптил своим хлором и все вокруг портил. Там же музей Пушкинский изобразительных искусств. Сколько говорили, что надо закрыть, а он же, бассейн, круглосуточно работал. И зимой туда можно было ходить. Теперь бассейна нет. Теперь снова храм. Я думаю, что это искупление вот этой жертвы. То есть уже ничего не будет плохого.
— Есть такое определение Москвы — купеческая. А вы могли бы каким-то одним словом охарактеризовать Москву? Или сейчас у нее совсем нет своего лица на ваш взгляд?
— Интересно. Недавно я проезжал мимо бывшего завода ЗИЛ. Я там бывал 25 лет назад, поражался объемам этого завода. И вдруг вижу с третьего кольца, что там ничего больше нет. Завода и след простыл. Это же целый город был! Я думаю, что это еще одно подтверждение того, что Москва — это город для отдыха. Здесь живут не те люди, которые занимаются физическим трудом. Исчез рабочий класс, который раньше был. Я не знаю, куда он подевался. Но его нет.
Можно назвать Москву офисной? В метро войдешь днем, такое впечатление, что никто не работает. Вечные пробки. Ночью пробки. Москва все больше похожа на европейские столицы. Какие-то свои черты она постепенно теряет. Космополитизма больше. Чем ближе мы к Европе, тем меньше мы похожи на ту старую древнюю Москву. В Коломенском построили дворец царя Алексея Михайловича — обшитое деревом сооружение, а внутри бетонные блоки. Вот в этом суть нынешней Москвы — внутри железобетон, а снаружи все что хочешь можно сделать.
Читайте также:
Айя-Софья: храм, мечеть, музей или логово Ктулху?
Недвижимость Москвы: цены, районы, престиж
60 лет назад родился символ Москвы
Кондиционеры в законе — и вне его
Приехали в Москву? Идите в баню!
Интервью к публикации подготовил и беседовал