Столетие назад на одном из островов Земли Франца-Иосифа был поднят российский флаг. И было официально объявлено о территориальной принадлежности арктического архипелага. И поднял флаг офицер флота Российской империи, капитан I ранга, гидрограф Исхак Ислямов — мусульманин (или, как в те времена говорили, магометанин), татарин по национальности.
Карикатуры на пророка, исламский терроризм, двуликая европейская толерантность — кричащие приметы нынешнего времени… Если вдуматься, то только наша Россия сумела на протяжении столетий как бы совмещать православие, ислам, буддизм, иудаизм и еще множество других религий - и жить в абсолютной веротерпимости.
Никому в России не придет в голову удивляться, что на состоявшемся только что почти миллионном митинге в Грозном в числе прочих призывал к миру и веротерпимости и православный священник. Но закладывались такие основы мирного сосуществования людей разных конфессий давным-давно. Кстати, есть среди исследователей Русской Арктики и немцы, и шведы, и евреи, и коренные народы Севера, и еще много кто…
Теме открытия Арктики Pravda. Ru посвящала уже немало страниц. Например, помнится, как наши читатели активно читали и комментировали материал Две судьбы первого полярного аса. Это о первом в мире арктическом летчике Яне Нагурском, который и родился, и ушел из этого мира в католической Польше, но считается именно русским полярником.
Так вот, при подготовке этого материала как-то на втором плане всплыло имя правоверного мусульманина, татарина Исхака Ибрагимовича Ислямова, который в 1914 году объявил о принадлежности России Земли Франца-Иосифа и поднял над ней российский флаг. Он официально, с признанием на самом высоком уровне, был одним из первых высших офицеров российского флота "магометанской веры". Сейчас представился прекрасный случай рассказать подробнее именно о нем.
Родился Исхак Ислямов 27 июня 1865 года в Кронштадте в семье унтер-офицера 1-го флотского экипажа, татарина по происхождению. Осенью 1885 года завершил обучение в "Техническом училище Морского ведомства" по штурманскому отделу, получил звание подпоручика корпуса флотских штурманов и был зачислен в "1-й Его императорского высочества генерал-адмирала Константина Николаевича экипаж". Через некоторое время был переведен на клипер "Разбойник" и в 1887 — 1890 годах совершил на нем кругосветное плавание.
В 1894 году Ислямов закончил гидрографическое отделение "Николаевской морской академии" и в дальнейшем принимал участие в морских экспедициях в качестве гидрографа. В 1897 году участвовал в экспедиции по исследованию Карабугазского залива в Каспийском море. Получил звание лейтенанта флота 22 июня 1898 года. С 2 мая по 16 августа 1899 года участвовал в испытательном плавании ледокола "Ермак" под командованием С. О. Макарова к Шпицбергену.
Как гласят исторический первоисточники, Ислямов принял участие в боях Русско-японской войны 1904 — 1905 годов в должности старшего штурманского офицера на броненосце "Севастополь" в Порт-Артуре, был награжден несколькими орденами. В 1910 -1911 годах Ислямов командовал канонерскими лодками "Вихрь" и "Шквал" на реке Амур. 6 декабря 1912 года произведен в капитаны 1-го ранга. Занимал должность начальника речной базы Хабаровска. Это если коротко. Но вот о страницах его арктической биографии — подробнее.
Читайте также:
"Челюскин": Ледовый дрейф, породивший героев
Защита Арктики: проблемы для России
В 1914 году Ислямова назначили руководителем западной спасательной экспедиции, направленной морским ведомством на розыск пропавших без вести экспедиций Г. Л. Брусилова, Г. Я. Седова и В. А. Русанова. Pravda. Ru подробно писала о всех этих экспедициях. Но вот о тех моментах, которые касаются Ислямова, мы останавливаемся впервые.
В экспедиции участвовали четыре судна: барк "Эклипс", пароход "Печора", паровые шхуны "Герта" и "Андромеда". "Эклипс" под командованием Свердрупа должен был пройти на восток Северо-Восточным проходом, а остальные суда — осмотреть район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Кстати, для поисков впервые в мировой истории и использовалась полярная авиация: как раз русский летчик польского происхождения Ян Нагурский на гидросамолете "Фарман МФ-11" впервые исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 километров.
Так вот, шхуна "Герта" под командованием Ислямова на своем пути на Север разминулась с возвращавшейся в то же время в Архангельск шхуной "Святой мученик Фока" экспедиции Седова (с единственными выжившими членами экспедиции Брусилова Альбановым и Конрадом), но послание, оставленное ими на базе Джексона на мысе Флора, было Ислямовым обнаружено. И чуть позже Исхак Ислямов водрузил на Земле Франца-Иосифа российский флаг и объявил архипелаг российской территорией!
Некоторые читатели могут как бы укорить автора этих строк, что не назван конкретный день, когда именно был поднят русский флаг (точнее, флаг Российской Империи) на самом северном большом архипелаге нашей страны. Но вот в чем дело: конкретной даты, увы, история так и не сохранила. То есть она, конечно, есть, но в множестве вариантов: по моим скромным подсчетам, называется как минимум некоторые числе октября, ноября, декабря 2014 года и даже начало января 2015-го.
Увы, сейчас установить подлинность-точность-документальность этой конкретной даты возможным уже не представляется — как минимум потому, что живых свидетелей уже не осталось. Поэтому дата в образе "100 лет назад" в данном случае, думаю, допустима — "большая" история такие допущения допускает, не так ли? Впрочем, читатели, которые имеют по этому поводу более точную информацию, вполне могут оставить свой комментарий под этой статьей, автор будет только искренне благодарен! Но вернемся к полярнику-мусульманину Ислямову.
После полярной эпопеи он в 1915 году проводил работы по углублению выхода в Гельсингфорсский рейд — ныне это Хельсинки. В послужном списке Ислямова за 1916 год записано: "Звание — капитан 1-го ранга; вероисповедание — магометанин". В 1917 году он вышел в отставку с военной службы в звании генерал-майора корпуса флотских гидрографов. И тогда же был избран членом Гельсингфорсского мусульманского исполкома армии, флота и рабочих! Звучит, согласитесь, колоритно — мусульманский исполком в столице Финляндии, одном из городов "той" России!
История сохранила свидетельства, что Ислямов принимал участие в Гражданской войне в 19183-1919 годах в составе Белой армии, служил в Одесском военном порту. С конца 1919 года в белой эмиграции в Константинополе он заведовал гидрографической частью Русской морской базы.
Занимал должность вице-председателя совета "Союза морских офицеров", преподавал в Стамбульском морском училище, а еще составил словарь татарских корней в русском языке. Скончался в Стамбуле в июне 1929 года в возрасте 64 лет.
Кстати, сын русского морского генерала Ислямова, мичман Яков Ислямов, погиб в 1926 году во время одного из первых авиационных перелетов через Атлантику… И вот вам причина того, что Исхак Ислямов не вошел в триумфальную историю русских полярных побед, которую писали в советские времена — в годы Гражданской войны он поддержал белых.
Читайте также: Российские ледоколы Арктику не покинут
Исторические первоисточники гласят, что начиная с середины XIX века произошло изменение средств вооруженной борьбы на море. На смену деревянным парусникам пришли паровые корабли, одевшиеся в броню. Все это вызвало необходимость военной реформы в России, в результате чего возросло процентное отношение служащих на флоте мусульман к представителям основной религии.
Надо сказать, что духовные руководители разных религий практически не соприкасались друг с другом. Каждый по своей линии подчинялся своему непосредственному духовному начальству: православные подчинялись протопресвитеру, католики обычно находились в ведении административного декана на местах, лютеране — адъюнктов, мусульмане подчинялись своим мусульманским центрам, раввины — своим раввинатам.
С целью недопущения конфликтов на религиозной почве в 1845 году в военных портах на Черноморском и Балтийском флотах были учреждены должности имамов. В портах Кронштадте и Севастополе было по одному имаму и помощнику, а в прочих портах — по одному имаму, избиравшемуся из нижних чинов и обеспечивавшемуся государственным жалованием, в котором кроме государства принимали участие мусульманские мечети, на чьей территории находились подведомственные имаму воинские части.
Статья 92-я Устава внутренней службы того времени гласила: "Хотя Православная вера господствующая, но иноверцы пользуются повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной". Принятие присяги мусульманами в российском флоте в дореволюционной России являлось религиозным обрядом — обещанием перед Аллахом.
Матрос давал присягу не только государству и народу, но и самому Аллаху. В дореволюционной России, кстати, принимал присягу не командир, а духовенство. Нарушение присяги считалось большим грехом перед Аллахом и людьми. Известно, что в Кронштадте в 1908 году был создан Кронштадтский мусульманский приход.
Д.А. Аминов в своей книге "Татары в С.-Петербурге" описывает такой случай. Когда военные корабли из Кронштадта уходили в дальний поход, то по традиции от причалов их провожали православный священнослужитель и мусульманский ахун. Старый матрос рассказывал: "Однажды вместе со священнослужителями на проводах присутствовал Император Николай II. Приблизившись к причалам, он подал руку сперва ахуну, а затем митрополиту". На вопрос: "Почему Вы так поступили, Ваше Величество?" — он ответил: "Татар на кораблях меньше, чем русских, так сделаем им уважение".
К воинским уставам Российской империи прилагались списки наиболее значимых праздников мусульман, иудеев, католиков, лютеран и буддистов. В эти праздники адепты сооветствующих религий были освобождаться от несения воинских повинностей.
Кстати, известно, до конца своих дней русский полярный исследователь, правоверный мусульманин Исхак Ибрагимович Ислямов был предан вере отцов, чтил Коран и исполнял предписанные обряды…
Читайте также: