История дважды героя Советского Союза Бориса Сафонова к годовщине Военно-морской авиации России

Американцы запретили искать советского аса

Российские военные летчики на этой неделе отметили День основания морской авиации ВМФ России. 17 июля 1916 года над Балтийским морем русские пилоты одержали победу в воздушном бою в ходе Первой мировой войны, с этого и началась славная история морской авиации. Вообще, июль для морской авиации — месяц исторический. Например, 14 июля 1941 года советский ас Борис Сафонов, ставший потом самым первым Дважды Героем Советского Союза в ходе Великой Отечественной, получил свой самый первый орден.

Но вернемся для начала к тому, самому первому успешному бою наших морских авиаторов. 17 июля 1916 года четыре гидросамолета М-9 авианосного судна "Орлица" Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами. Победа в этом воздушном бою и положила начало истории нашей морской авиации. 30 ноября 1916 года начальником Императорского Морского генерального штаба Ставки Верховного Главнокомандующего адмиралом А. И. Русиным утверждено "Положение о дивизионе корабельной авиации", де-юре подтвердив то, что уже существовало де-факто.

В дни Великой Отечественной войны 1941-1945 годов авиация флота стала первой, кто нанес удар в самое сердце врага, по Берлину. За годы той страшной войны морские летчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолетов противника. Сегодня наш рассказ о легендарном Борисе Сафонове, именем которого назван летный гарнизон в Мурманской области, а бюсты и памятники которому установлены как минимум в семи городах России.

Борис Феоктистович Сафонов, которого называют лучшим советским летчиком-истребителем 1941-1942 годов, родился 26 августа 1915 года в селе Синявино Тульской губернии. Окончив с отличием семилетку, поступил в Тульскую железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества, в 1930 году вступил в комсомол, занимался в планёрной школе. В числе лучших курсантов был зачислен в школу Осоавиахима, где его инструктором была Валентина Гризодубова, ставшая впоследствии Героем Советского Союза.

Читайте также: Девушки-летчицы: Валентина Гризодубова

Летом 1933 года после успешного окончания аэроклуба Борис Сафонов направился учиться в Качинскую авиационную школу, затем — в Белорусский военный округ. Когда встал вопрос о выборе дальнейшего места службы, летчик сразу же записался на Север, служил в морской авиации Северного флота.

С началом Великой Отечественной войны он сразу же отличился в воздушных боях с Люфтваффе. Ходят легенды, что немцы передавали специальное сообщение: "Сафонов в воздухе", — это означало, что немецким самолетам надлежало вернуться на базу. К началу января 1942 года Борис Сафонов был награжден уже двумя орденами Красного Знамени — редчайший, практически исключительный случай в те "нещедрые" на награды месяцы Великой Отечественной. Ну и Звезда Героя и Орден Ленина к тому времени тоже уже красовались на его кителе.

15 сентября 1941 года семерка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итог боя — 13 сбитых вражеских самолетов, а наша семерка вернулась на свой аэродром без потерь! Это был, пожалуй, самый громкий случай на тот момент противостояния нацистам. И уже 16 сентября того же года, буквально на следующий день после того уникального боя, Борису Сафонову было присвоено первое звание Героя Советского Союза.

22 января 1942 года Борис Сафонов был награжден третьим орденом Красного Знамени, а в начале марта 1942 года четырем летчикам-североморцам (и среди них нашему герою) глава британской миссии вручил высший авиационный орден Великобритании — Крест "За выдающиеся летные заслуги".

30 мая 1942 года гвардии подполковник Борис Сафонов, будучи уже командиром 2-го Гвардейского Краснознаменного авиаполка, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску. Во время боя с превосходящими силами противника звено распалось и Борис Сафонов остался в одиночестве. Связь с ним оборвалась. Увы, точная причина гибели летчика никому не известна до сих пор…

14 июня 1942 года Борис Сафонов был награжден второй медалью Золотая Звезда — причем представление к награде было отослано еще до смерти героя. Произошло исключительное по тем временам событие: впервые в ходе Великой Отечественной войны было вторично присвоено звание Героя Советского Союза. Всего за время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 18 вражеских самолетов и четыре в группе.

Как мы уже говорили, причина гибели нашего отважного летчика до сих пор остается загадкой. Во многих изданиях приводятся разные версии — внезапная атака вражеского истребителя, огонь воздушного стрелка одного из "Юнкерсов" и отказ двигателя американского "Киттихаука", полученного по ленд-лизу. Наиболее вероятной считается последняя версия — о ненадежности моторов этих самолетов исписаны после войны чуть ли не целые тома…

Читайте также: Правда о ленд-лизе глаза колет

Однако, при всем этом, стоит обратить внимание на опубликованные в 1960-х годах воспоминания Леонида Родионова, бывшего мичмана Северного флота, оказавшегося свидетелем гибели Бориса Сафонова (по расписанию во время боевой тревоги Леонид Родионов находился на мостике одного из судов конвоя): "По рации ясно были слышны переговоры наших летчиков с командованием конвоя. Было отчетливо слышно, как летчик сообщил: "Сбил одного!" Немного погодя: "Сбил второго!" Спустя несколько минут: "Подбил третьего!" И почти сразу же: "Мотор…" Это были последние слова, сказанные Борисом Сафоновым. Хорошо видно было, как его самолет упал в море".

Командир бригады Антон Гурин срочно запросил тогда у старшего офицера конвоя (а им всегда назначался англичанин или американец) разрешения послать один корабль на место падения самолета. О том, что упал самолет именно Бориса Сафонова, знали не только наши, но и старший конвоя — у него рация все время была включенной. Однако разрешения на выход корабля из ордера не последовало. Запросили вторично, подчеркнули, что сбит именно Борис Сафонов. И снова отказ…

"По прибытии на базу к нам приехал командующий Северным флотом адмирал Головко, вспоминал Леонид Родионов. — Командир доложил ему подробности гибели Сафонова и о запрещении старшего конвоя подойти к месту падения самолета. Головко даже прослезился. "Послали бы вы этого американца подальше, — выдавил он. — Пусть бы не спасли, хотя бы прошли по тому месту, где он упал, у меня на душе было бы спокойнее…"

Читайте также:

Про инвалидов войны — ложь. А про Сталинград?

По танку в день бил советский танкист

Отличные парни отличной страны

"Мертвая петля" — за столетие до МАКСА

Марина Попович: НЛО над планетой Земля

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить