Воздушный бой с американскими шпионами

Ровно 40 лет назад, 28 ноября 1973 года, в небе над Муганской долиной (Азербайджан) произошел воздушный бой между советским истребителем МиГ-21СМ и RF-4C Phantom II с иранскими опознавательными знаками. "Фантом" в разведцелях нарушил воздушное пространство СССР. Капитан Геннадий Елисеев пошел на таран и ценой своей жизни помешал разведчикам.

28 ноября 1973 года наземные службы ПВО Закавказского военного округа доложили о нарушении воздушного пространства СССР парой неизвестных самолетов, предположительно поднявшихся с иранской авиабазы в Тебризе. В месте, где территория Ирана вклинивалась между границами Азербайджанской ССР, в годы "холодной войны" самолеты-нарушители частенько залетали в пределы нашего государства, чтобы затем быстренько уйти в сторону Каспийского моря. Советским перехватчикам приходилось огибать выступ, теряя драгоценное время, и воздушные шпионы успевали улететь восвояси.

Читайте также: Лики войны: дракон советского флота

Как правило, эти самолеты-шпионы выполняли разведывательные задания в рамках американо-иранской программы Project Dark Gene, развернутой против Советского Союза с конца 1960-х и до 1970-х годов. Шахский Иран до революции активно сотрудничал с американскими спецслужбами, предоставляя для самолетов-шпионов авиабазы на своей территории.

В тот день один из пары самолетов-разведчиков резко ушел назад в Иран, другой продолжал полет над территорией Советского Союза. Заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 34-й воздушной армии Закавказского военного округа капитан Геннадий Николаевич Елисеев на истребителе МиГ-21СМ вылетел с аэродрома Вазиани на перехват нарушителя в нарушение инструкции, зато сумел выиграть секунды. Когда его машина вышла на курс, вражина уже повернул назад к границе. Через мгновение американский RF-4C Phantom II с иранскими опознавательными знаками улизнет и — пиши пропало. Наземный штурман вывел МиГ капитана Елисеева в заднюю полусферу самолета-нарушителя. Был отдан приказ принудить шпионский самолет к посадке.

Читайте также: Лики войны: кто был настоящим Штирлицем

Воздушный бой произошел над Муганской долиной. Первая ракета Р-3, выпущенная капитаном, прошла мимо, вторая не сошла с направляющих. В зарубежной прессе встречаются утверждения, что экипаж "Фантома" выпустил тепловые ракеты-ловушки, чтобы сбить с цели советские ракеты класса "воздух-воздух". На модифицированном МиГе была еще 23-миллиметровая авиационная пушка, но механизм перезарядки отказал после первой очереди. По одной из версий идти на таран Елисееву приказал с земли начальник политотдела корпуса генерал-майор Останин, находившийся в тот момент на командном пункте 15-го корпуса Бакинского округа ПВО. По другой, капитан Елисеев принял самостоятельное решение идти на таран, на что получил согласие командования.

"Вас понял, выполняю!" — сказал 35-летний капитан Геннадий Елисеев.

По официальной версии, его МиГ ударил в верхнюю часть фюзеляжа "Фантома", в зарубежной прессе писали, что был нанесен удар крылом по хвостовому оперению. Однако трудно сказать, как все было на самом деле. В результате удара МиГ Елисеева взорвался, и летчик не смог катапультироваться. Экипаж "Фантома" — в составе командира, ветерана вьетнамской войны, американского полковника Джона Сондерса (John Saunders) и иранского майора Мохаммада Шокуния (Shokouhnia), — катапультировался.

Приземлившихся летчиков задержали советские пограничники. Так в руках советских контрразведчиков оказались специалисты по радиоэлектронной разведке. Обоих шпионов через 16 дней обменяли на кассету с фотоматериалами советского разведывательного спутника, случайно приземлившегося на территории Ирана. В тот день, когда сбитых пилотов переправляли через границу, Геннадию Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. На родине героя, в Волгограде, его именем названа улица, на которой установлена мемориальная доска, а в грузинском селе Вазиани, возле которого рухнули обломки МиГа, Елисееву был установлен памятник, у которого грузинских школьников принимали в пионеры.

Читайте также: По танку в день бил советский танкист

Одни называют этот воздушный таран первым в истории советской авиации, осуществленным на реактивном самолете, другие — третьим. В данной ситуации нам кажется нелепой эта спортивная страсть к "чемпионским" лаврам или месту в табели о рангах.

Комиссия тщательно изучила все обстоятельства воздушного тарана, и признала виновными в отказе авиапушки авиатехника по вооружению и техника эскадрильи. Их осудили на десять лет и три года тюрьмы соответственно.

В авиационных училищах, готовивших летчиков ПВО, курсантам демонстрировали учебный секретный фильм, где в деталях разыгрывался воздушный бой "часового неба" капитана Геннадия Елисеева.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 

 

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *