История первого воздушного тарана

"Мертвая петля" - за столетие до МАКСА

"Мертвая петля" Петра Нестерова сегодня известна даже людям, далеким от истории авиации. Но не все знают, что до того, как легендарный летчик Первой мировой войны придумал эту и другие фигуры высшего пилотажа, а также "воздушные тормоза", он служил в стрелковой артиллеристской бригаде и был освобожден законом Российской империи от реверса.

Несмотря на то, что ас погиб в самом начале Первой мировой войны, когда ему только исполнилось 27 лет, Петр Нестеров навсегда вписал в историю авиации свое имя, первым выполнив фигуру высшего пилотажа, названную его именем, и первым совершив в бою летный таран. Без него "Лики войны" окажутся далеко неполными, хотя бы потому, что этот подвиг в годы Великой Отечественной войны повторили "сталинские соколы".

В этом году авиасалон МАКС в Жуковском открылся немногим позднее обычного — 27 августа. Ровно за сто лет до этого, в небе над киевским Сырецким полем Петр Нестеров на самолете "Ньюпор-4" выполнил замкнутую петлю, положив начало высшему пилотажу. Сейчас российские летчики выделывают акробатические трюки на машинах отечественного производства, на более тяжелых, следовательно, более трудных для выполнения сложных пируэтов, но Петр Нестеров был первым. Он открывает череду мастеров летного дела, внесших вклад в создание новых приемов пилотирования.

Читайте также: Как матрос учил летать "черную смерть"

Петр Николаевич Нестеров был не просто отменным летчиком и смелым мужчиной, но вообще человеком весьма талантливым. Обучаясь в Нижегородском имени графа Аракчеева кадетском корпусе, юноша рисовал для рукописного журнала "Спортивный листок" обложки и проявил себя как карикатурист, потешая товарищей забавными шаржами.

Рисовал красками портреты родных и музицировал. Позже в нем проснулся конструктор-изобретатель. Придуманная Петром Николаевичем оригинальная система изменения в полете угла установки крыльев, получила свое дальнейшее развитие в работах советских авиационных конструкторов 1950–1960-х годов. Изменение по воле летчика угла встречи крыльев с набегающим спереди потоком воздуха должно было ускорять взлет самолета при разбеге, в значительных пределах изменять скорость полета, а также сокращать пробег после посадки.

Оригинальной особенностью самолета Нестерова — тоже для уменьшения длины пробега при посадке — явились так называемые "воздушные тормоза".

По свидетельству русского Иллюстрированного журнала, изданного в 1914 году, "Нестеров был очень жизнерадостный человек, ценитель театра и литературы, жадно любивший жизнь. Наряду с практическими занятиями на аэродроме П. Н. Нестеров, обладавший весьма значительными познаниями в технике и механике, отдавал все свое свободное время теоретической разработке вопросов воздухоплавания. Эти-то теоретические работы и привели его к мысли о возможности совершить в воздухе поворот в вертикальной плоскости или так называемую "мертвую петлю".

Окончив училище с отличием, Нестеров имел право выбрать место для прохождения дальнейшей службы. Но вместо столичного Петербурга или мечты всех юнкеров — конной артиллерии — Петр Николаевич уехал во Владивосток, в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. Такой выбор диктовала любовь Нестерова к подруге детских лет — Надежде Рафаиловне Галицкой, имевшей специальность домашней учительницы. По уставу Российской империи на ее европейской территории офицер не имел возможности жениться до достижения 28-летнего возраста и при условии, что до этого вносил так называемый "реверс" (в размере пяти тысяч рублей) для обеспечения семьи на случай своей смерти.

Скромное жалование подпоручика, из которого Нестеров ежемесячно отсылал некоторую сумму матери, не позволяла платить реверс. Однако служба на окраинах, в частности на Дальнем Востоке, давала ряд льгот, в том числе освобождение от реверса и право жениться на девушке не дворянского происхождения. Надежда без колебаний поехала вместе с Петей, несмотря на позорное клеймо "невенчанной жены". Разрешение на брак Нестеровы получили от командира бригады, уже после прибытия к месту службы мужа. Вскоре у четы родилась дочка.

После трехлетнего пребывания на Дальнем Востоке, Нестеров получил свой законный полугодовой отпуск и использовал его с тем, чтобы добиться перевода в авиацию. Препятствий на этом пути было хоть отбавляй! Нестеров не был богатым бонвиваном с протекциями и прожигателем жизни с авантюрной жилкой, а кадровым офицером царской армии, то есть человеком военным, значит, не вольным выбирать себе судьбу и даже располагать по своему усмотрению своей собственной жизнью. Кроме этого, полетам не благоприятствовало состояние здоровья Петра Николаевича, также как и его покойный отец, страдавшего слабыми легкими. Служба во влажном климате Приморья улучшению его дыхательной системы не способствовала.

И все-таки в феврале 1911 года Нестеров поступил в Нижегородское общество воздухоплавания. У него родился сын, которого окрестили Петром. Потом было обучение по программе Гатчинской авиационной школы. 5 октября 1912 рода Петр Николаевич Нестеров на отлично сдал экзамен и стал одним из 126 русских военных летчиков. За все время обучения у него не было ни одной аварии или хотя бы мелкой поломки, что было редчайшим явлением в практике авиационных школ того времени.

В 1914 году штабс-капитан Нестеров командовал авиационным отрядом на Юго-Западном фронте. Его подчиненные вели довольно эффективную воздушную разведку в Галиции, а в Пруссии русские летчики впервые произвели бомбометание по вражеским сооружениям военного значения. Слово "таран" по отношению к аэроплану противника впервые родилось в спорах на земле, когда на самолетах еще не было оружия. Офицеры авиаотряда доказывали, что так можно побудить врага сесть. Нестеров еще до войны не раз говорил и доказал это на практике, что можно так маневрировать в воздухе вокруг вражеского самолета, чтобы принудить его к посадке.

Тогда-то механикам пришла в голову мысль выпускать с самолета на длинном тросе пятифунтовую гирю. Если, пролетая над вражеским самолетом, попасть такой гирей в его винт (которые в то время были только деревянные), то винт, конечно, разлетелся бы вдребезги.

8 сентября, а по старому, действовавшему тогда в России стилю, 26 августа 1914 года оказался последним в жизни штабс-капитана. Вылетев на перехват австрийского самолета, всегда аккуратный и собранный Нестеров не пристегнулся. Гиря с тросом за что-то зацепилась на земле и оторвалась до того, как машина взмыла в воздух. Быстроходный "Моран" Нестерова нагнал тяжеловесного "Альбатроса" и подсек его колесами своего шасси. Австриец грузно рухнул. Самолет Нестерова проскочил и, как показалось наблюдателям на земле, все обошлось. Но тут "Моран" сорвался в штопор — из самолета выпал мотор, а следом, когда машина перевернулась кверху колесами, из кабины выпал авиатор. Первый воздушный таран в мировой истории закончился гибелью обоих летчиков.

Русские газеты воздавали хвалу герою и перепечатали донесение командованию: "В бою 26 августа 1914 года, заметив в воздухе над г. Жолкиевом неприятельский аэроплан, производивший разведку, по личной инициативе поднявшись на аппарате, начальник XI корпусного авиационного отряда штабс-капитан Нестеров протаранил неприятельский аэроплан, упавший около дер. Воля-Высоцка, и при этом сам погиб славной смертью героя".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить