210 лет назад началась первая русская кругосветка

Легендарный Крузенштерн не был пионером

Ровно 210 лет назад, летом 1803 года, в плавание отправилась первая русская кругосветная экспедиция в составе двух небольших даже по тем временам кораблей. Шлюпом "Надежда" командовал Иван Крузенштерн, о котором "Правда.Ру" писала не раз. А вот "Невой" управлял Юрий Лисянский, имя которого, по мнению многих историков, незаслуженно забывается.

Но сначала о важности первой русской кругосветки для морской науки и России, и всего мира. Еще в 1802 году Иван Федорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, которая длилась три долгих года. В августе 1803 года при большом стечении народа экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах: "Надежда", на борту которого находилась миссия в Японию во главе с Николаем Резановым, и "Нева", которым командовал однокашник, друг и верный помощник Крузенштерна — капитан Юрий Федорович Лисянский. Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий: экспедиция должна была выявить удобные места и маршруты снабжения товарами русского Тихоокеанского флота.

Читайте также: Иван Крузенштерн: человек и пароход

После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на "Неве", которой командовал Лисянский, пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. Они обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: "Нева" отправилась к берегам Аляски, а "Надежда" в июле 1804 года прибыла в Петропавловск-Камчатский. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно в Петропавловск-Камчатский, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения.

Беспримерное в истории отечественного мореплавания путешествие закончилось блистательно. Оно не только имело неоценимое научное и практическое значение, но и явилось новым доказательством доблести и трудолюбия русских моряков. Это историческое плавание полностью подтвердило мысль о том, что доставлять товары на большие расстояния удобнее и выгоднее именно морским путем. Стало также ясно, что таким путем Россия может вести и торговлю с Китаем.

Что интересно, российское Морское ведомство в это время возглавлял адмирал Павел Васильевич Чичагов, не унаследовавший талантов отца, но "самого себя считавший способным ко всему, а других ни к чему". Он не верил ни отечественным кораблестроителям, ни русским морякам и, будучи приверженцем всего английского, считал, что в плавание надо идти на иностранных судах, с наемными иностранными матросами. Корабли для первой русской кругосветки пришлось приобретать все же в Англии, но вот их команды по настоянию Крузенштерна и Лисянского укомплектовали все-таки русскими матросами. И они не подвели!

Именем Ивана Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветной экспедиции, почетного члена Академии наук и верного сына Отечества, названо двенадцать географических пунктов на планете, в их числе атолл в архипелаге Маршалловых островов в Тихом океане, мыс на острове Парамушир в Охотском море, гора в Антарктиде… Несмотря на немецкое происхождение (остзейские немцы), Иван Федорович был настоящим русским человеком.

Его верный помощник, русский мореплаватель и путешественник Юрий Лисянский родился 2 (13) августа 1773 года в городе Нежин. Его отец был священником, протоиереем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Мальчик с детства мечтал о море и в 1783 году он был определен в Морской кадетский корпус в Петербурге, где и подружился с Иваном Крузенштерном.

Как свидетельствуют исторические первоисточники, в 1786 году, в возрасте 13 лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, Юрий Лисянский поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат "Подражислав", входивший в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На этом же фрегате он получил боевое крещение в Гогландском сражении во время русско-шведской войны 1788-1790 годов, в которой 15-летний гардемарин участвовал в нескольких морских сражениях, в том числе при Эланде и Ревеле. В 1789 году был произведен в мичманы.

До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, а в 1793 году он был произведен в лейтенанты и направлен волонтером в числе 16 лучших морских офицеров в Англию. Там четыре года он совершенствовался в мореходной практике, участвовал в боях Королевского флота Англии против республиканской Франции (отличился при пленении французского фрегата "Элизабет", но был контужен), сражался с пиратами в водах Северной Америки. Лейтенант Лисянский бороздил моря и океаны почти по всему земному шару.

Историки отмечают, что он путешествовал по США, в Филадельфии лично встречался с первым президентом США Джорджем Вашингтоном, затем на американском корабле был в Вест-Индии, где в начале 1795 года едва не погиб от желтой лихорадки. Он же потом сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии, обследовал и описал остров Святой Елены, изучал колониальные поселения в Южной Африке и другие географические объекты.

27 марта 1797 года Юрий Лисянский был произведён в капитан-лейтенанты, а в 1800 году он, наконец, вернулся в Россию, обогащенный большим опытом и знаниями в области навигации, метеорологии, морской астрономии, морской тактики; значительно пополнились его знания в области естественных наук. В России он сразу же получил должность командира фрегата "Автроил" на Балтийском флоте.

В ноябре 1802 года за участие в 16 морских кампаниях и двух больший сражениях Юрий Лисянский был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез в Россию не только большой опыт мореплавания и ведения морских сражений. Свой опыт он подкреплял и теоретически. Так, в 1803 году в Санкт-Петербурге вышла книга Клерка "Движение флотов", в которой обосновывались тактика и принципы ведения морского боя. Перевод этой книги с английского языка был выполнен лично Лисянским.

Морское министерство назначило капитан-лейтенанта Лисянского одним из руководителей предстоящей экспедиции и осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым командировало его в Англию для закупки двух шлюпов и части снаряжения. Выбор пал на 16-пушечный шлюп "Леандр" водоизмещением в 450 тонн и 14-пушечный шлюп "Темза" водоизмещением в 370 тонн. Первый парусник как раз и был переименован в "Надежду", второй — в "Неву".

К лету 1803 года шлюпы "Нева" и "Надежда" были готовы к отправке. Уже первый жестокий шторм, который пришлось выдержать кораблям, показал, что только мужество и искусство русских моряков предотвратило трагедию. В порту Фалмут, что в проливе Ла-Манш, корабли пришлось конопатить заново. Но главное, как писал Лисянский, и он, и Крузенштерн убедились, насколько искусными и расторопными при самых жестоких переделках являются именно русские матросы.

Знаменательная деталь: англичане и французы, как и представители других морских наций, побывавшие на экваторе ранее наших соотечественников, прошли мимо важного научного открытия, сделанного русскими моряками: Лисянский и Крузенштерн обнаружили никем до них не описанные экваториальные течения.

Уже когда корабли первой кругосветки дошли до русских морских владений, они получили тревожное известие от правителя русских поселений в Америке Баранова. Лисянский направился к архипелагу Александра для оказания военной поддержки против индейцев-тлинкитов. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения тлинкитов, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы. В 1804–1805 годах Юрий Лисянский и штурман его "Невы" Дмитрий Калинин обследовали остров Кадьяк и часть островов архипелага Александра. При этом были открыты острова Крузова и Чичагова.

Ну, а возвращались "Надежда" Крузенштерна и "Нева" Лисянского из дальних морей в Россию раздельно. Руководитель экспедиции, опасаясь встречи с кораблями Франции, с которой у России началась война, проследовал на родину вокруг Британских островов с заходом в Копенгаген. А Лисянский первым в мире решился на беспрецедентный безостановочный переход до русских берегов, осуществив его на парусном шлюпе за удивительно короткий по тем временам срок!

Впервые в истории мирового мореплавания корабль за 142 дня без заходов в порты и стоянки преодолел 13923 мили от берегов Китая до английского Портсмута. "Нева" обследовала малоизвестные районы Тихого океана, наблюдала за морскими течениями, температурой, удельной массой воды, составила гидрографические описания берегов, собрала обширный этнографический материал.

Лисянский за время плавания исправил многочисленные неточности в морских описаниях и на картах. На карте мира имя Лисянского упоминается восемь раз. Славный русский моряк открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. А еще в историческую заслугу Лисянскому ставят то, что он первым проложил путь через моря и океаны от Русской Америки, до 1867 года принадлежавшей России, а затем проданной США, до берегов Невы.

22 июля (5 августа) 1806 года "Нева" Лисянского первой вернулась в Кронштадт, завершив продолжавшуюся 2 года 11 месяцев и 18 дней первую в истории отечественного флота кругосветку. По сути, именно Юрий Лисянский и его экипаж стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Лишь через две недели сюда же благополучно пришла "Надежда". Но слава кругосветного мореплавателя досталась все-таки Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия (на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества).

Да и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге, прежде всего "человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе", чрезвычайно скромного. Правда, заслуги Лисянского были все же отмечены: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию.

Нет сомнений, что первая русская кругосветка открыла целую эпоху блистательных успехов наших моряков. Достаточно сказать, что в первой половине XIX века русские мореплаватели совершили 39 кругосветных путешествий, что значительно превысило количество таких экспедиций совершенных англичанами и французами, вместе взятыми. А некоторые русские мореплаватели совершили эти опасные кругосветные плавания на парусниках дважды и трижды!

Умер Юрий Лисянский 22 февраля (6 марта) 1837 года в Петербурге. Он был похоронен на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. Памятник на могиле мореплавателя представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на корабле "Нева"…

Как свидетельствуют историки, трижды в своей жизни Лисянский был первым: он первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил непрерывный путь от Русской Америки до Кронштадта, первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Ныне его именем названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная гора в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить