В 1727 году вышедший в отставку Яков Брюс приобретает под Москвой село Глинково с соседними деревнями и земельным участком с усадьбой. От предыдущего владельца сподвижнику Петра Великого достался деревянный дом на каменном фундаменте. При обустройстве своего гнезда "птенец гнезда Петрова" проявил свойственную ему энергию и изобретательность.
На юге природной границей новой усадьбы Брюса служила река Воря, на западе за Старицей лежала пойма Клязьмы при впадении нее Вори. Перпендикулярная ей вторая перспектива проходила от южного флигеля астрономической обсерватории через парк далее к лесу.
При обустройстве своего гнезда "птенец гнезда Петрова" проявил свойственную ему энергию и изобретательность. Для возведения жилых и хозяйственных построек, а также разбивки парка была расчищена площадь в 20 гектаров. Отныне усадьба Брюса в Глинках приобрела, бывший тогда в тренде, т. е. западноевропейский стиль прямоугольную форму, вытянутую с юга на север. Яков Вилимович уже был владельцем подобной усадьбы на берегу Финского залива. Судя по сохранившимся документам, у Брюса, еще до его выхода в отставку, там имелся один дом, трое покоев, две избы, одна баня, один амбар и семь прудов.
Однако московская усадьба Якова Брюса необычна и оригинальна. Она стоит особняком от известных построек того времени, равно как европейских, так и доморощенных. В настоящее время на территории подмосковного санатория Монино сохранилось всего восемь построек 18 века. Главное — уцелела (пускай и с позднейшими переделками) знаменитая астрономическая обсерватория легендарного "колдуна и чернокнижника".
Как говорит знаток петровской эпохи, краевед, историк и писатель Александр Филимон, это здание строилось с использованием различных архитектурных стилей, среди которых голландский рустованый стиль, итальянское барокко и ранний классицизм (Палладио). "Брюс, — утверждает бывший директор дома-музея Я. Брюса Александр Филимон, — видимо, сам проектировал это здание, подчиняя строительство нуждам наблюдательной астрономии и нарушая привычные каноны архитектуры. Отсюда лоджии — открытые площадки, размещенные на перекрытиях первого этажа".
Самое замечательное — это маски, которые украшают наличники окон на первом этаже по периметру здания, сделанные посредством резьбы по камню. Всего насчитывается 57 оригинальных масок и ни одна из них не повторяет другую. Принято считать эти изображения колдовскими или карикатурами на царских вельмож. Одни маски издевательски смеются, другие, в зависимости от ракурса, меняют свою мимику, третьи — откровенно показывают язык.
Читайте также: Мельница мифов: Яков Брюс вовсе не колдун
Предоставим еще раз слово человеку, не понаслышке знающего о секретах этого интереснейшего местопребывания великого русского ученого-энциклопедиста. К сожалению, в настоящее время парк утратил свою былую красоту. Повинны в этом люди, пресловутый человеческий фактор. И повинны в этом оказались не безбожники-большевики, а вышедшие из народной гущи купцы-миллионщики. Внуки и сыны крепостных крестьян в пореформенную эпоху — они не только рубили вишневые сады под строительство железных дорог, но и уродовали парковые ансамбли дворянских усадеб. Так, купившие брюсовскую усадьбу старообрядцы в порыве религиозного рвения расколотили парковые скульптуры обнаженных амур, венер и аполлонов. С тех пор, словно раны, зияют вдоль стен пустые ниши.
"Усадьба, созданная Брюсом, хранит еще много тайн, которые во многом и рождали легенды. Одна из этих тайн, — свидетельствует Филимон, — система подземных ходов, якобы находящаяся в усадьбе. Согласно исследованиям группы лозоискателей под руководством кандидата технических наук И. Е. Кольцова, проведенным в 1988–1989 годах, подземные ходы соединяют все здания усадьбы и выходят далеко за ее пределы".
Читайте также: Мистики: Петр Великий и его верный Брюс
Среди 1579 томов научной библиотеки Брюса были книги по 20 дисциплинам на 14 языках, которые знал или, по крайней мере, на которых мог читать Яков Вилимович. Сейчас такого эрудита назовут умницей, а тогда он и взаправду выглядел "колдуном и чернокнижником". Да, кстати, и самого царя часть народа величала "антихристом" — за снятые с церквей колокола, которые во время Северной войны переплавляли на пушки, да и за другие "бесовские" проделки. В ту эпоху и родилась легенда о колдуне Петра Первого — Якове Вилимовиче Брюсе.