Пещера для укрытия от ядерной войны

Шевченко Олег12.05.2019 в 8:00

На Земле есть немало интересных мест, в которых бы стоило побывать. Но трудно найти что-нибудь более впечатляющее, чем почти незаметное сооружение на берегу живописной Балаклавской бухты в Крыму. Это бывшее секретное противоатомное сооружение 1-ой категории "Балаклава". Раньше там базировались подлодки с атомными торпедами, а теперь — музей.

Название этого туристического объекта может показаться вам слишком длинным, но зато оно исчерпывающим образом передает его суть: "Совершенно секретное противоатомное сооружение 1-ой категории (т.е. выдерживающее прямое попадание 100-килотонной атомной бомбы! — прим. Ред.), предназначенное для укрытия малых и средних подводных лодок, их докового ремонта и восстановления, а также их личного состава". Когда-то здесь базировались подводные лодки с атомными торпедами и крылатыми ракетами на борту. Ну, а сегодня здесь располагается музейный комплекс "Балаклава", который интересно посмотреть хотя бы уже потому, что лучшего памятника холодной войне вам просто не сыскать!

А началось все с того, что бывшие союзники по Второй мировой войне — СССР и США — так и не договорившись о разделе мира на сферы влияния за столом переговоров, решили добиться этого раздела силой. Американцы имели хотя бы уже то преимущество, что обладали атомной бомбой, а посему новую войну решили планировать уже с учетом ее применения. Один за другим появились "коварные" планы атомного нападения на СССР: "Бушвекер — 1947" и "Бушвекер — 1948", "Кронкшафт", "Ортекс — 1949" и "Дропшот" — самый продуманный и широкомасштабный. В соответствии с ним удары атомным оружием по территории Советского Союза должны были наноситься не только силами стратегической авиации, но и самолетами с авианосцев в Средиземном море. Естественно, что советские адмиралы тут же посчитали необходимым иметь на этот случай хорошо защищенное убежище для своих субмарин, решение о строительстве которого было принято в 1952 году. На объект выделялось 322 млн рублей, а вся его полезная площадь должна была составить 15 тыс. м2.

Читайте также: Россию назвали не готовой к ядерному удару

Предполагалось, что это будет не только ремонтно-техническое сооружение, но также и склад, и арсенал, а еще убежище для нескольких тысяч человек, жителей самой Балаклавы, в случае начала ракетно-ядерной войны. В 1956 году по личному указанию Хрущева к строительству подключили метростроевцев, так что работы велись круглосуточно. О том, какая работа была ими проделана, свидетельствуют хотя бы такие цифры: только из штольни, в которой должен был проходить канал для подводных лодок, строители извлекли свыше 200 тысяч кубометров скальной породы (приблизительно 40 тысяч большегрузных самосвалов "Камаз"). Толщина бетонных сводов и стен составила в среднем 1,5 м! Что же касается толщины самих горных пород над этим бетонным сооружением, то она составляла 126 м!

В результате получился канал, построенный по дуге в 30 градусов, и прорезающий гору насквозь, а вход и выход из него надежно закрывались бетонными воротами (или батопортами) весом 120 т "Северный" и 150 т "Южный". Будучи полностью закрытыми, они обеспечивали защиту объекта от взрыва атомного боезаряда мощностью в 100 килотонн, т. е. в четыре с лишним раза более мощного, чем те бомбы, что были сброшены в 1945 году на Хиросиму и Нагасаки. Внутри этой "рукотворной пещеры" были устроены многочисленные герметические двери разной толщины, позволявшие полностью изолировать одну ее часть от другой. Когда строительство базы в 1962 году завершилось, в недрах этой подземной крепости стало возможно укрыть от ядерного удара 9 малых или 7 средних дизельных подводных лодок вместе с их экипажами и соответствующим запасом топлива и боеприпасов. Как известно, герой романа Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой" капитан Немо очень любил прятаться на своем "Наутилусе" по различным подземно-водным пещерам, однако о подобном убежище он мог бы лишь только мечтать!

Читайте также: Россия наводит порядок на зарубежных базах

Арсенал для хранения ядерных боеприпасов для подводных лодок, как для крылатых ракет, так и торпед, был сдан в эксплуатацию в 1963 году. И вход, и выход из него в сторону водного канала защищался противоударными и герметически закрывающимися воротами, которые вместе со шлюзовыми камерами обеспечивали надежную защиту персонала от всех поражающих факторов ядерного взрыва. Вес только лишь одной створки ворот составлял 10 т, а ее толщина равнялась 60 см. Двери из листовой стали весили по 480 кг каждая. Служили здесь только лишь мичманы и офицеры, дававшие подписку "о неразглашении". Перевозили ядерные боеприпасы на специальной тележке только вручную (!), а ее колеса для защиты от статического электричества обшивались латунью. Поскольку сегодня здесь музей, то и на эту самую тележку и еще на очень многое другое здесь можно посмотреть. При этом в самом помещении хранения обычных и ядерных зарядов размещены две музейные экспозиции: "История создания и развития Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины" и "Минно-торпедное вооружение".

Интересно, что в замкнутом пространстве, каким являлось хранилище ядерных боеприпасов, существовала опасность возникновения природного статического электричества. Поэтому весь персонал работал в специальной одежде и обуви, подошву которой пронизывали тонкие медные проволочки! Контроль за работой был не просто очень тщательный, а тройной: сначала каждая операция проговаривалась вслух, затем выполнялась опять же с озвучиванием выполняемых действий, а после этого еще и записывалась в специальный журнал, так что ошибка любого рода — и прежде всего пресловутый "человеческий фактор", была бы здесь исключена в принципе!

Снаружи сам объект имел мощную систему охраны: четыре ряда колючей проволоки, проходившей по всему склону горы. Во втором ряду были заложены сигнальные мины, а по первому был еще и пропущен электрический ток! Для стрелков ВОХР были предусмотрены окопы и бетонные ДОТы, а на случай его захвата противником было предусмотрено минирование и подрыв, для чего вдоль всей стены галереи водного канала со стороны арсенала были заранее устроены специальные прямоугольные гнезда для толовых шашек.

Читайте также: От ядерной войны теперь можно купить бункер

Но дальше так получилось, что старые лодки, для которых он был построен, с вооружения снимались, а новые юда уже не помещались. В итоге со временем обслуживать на этой базе стало просто нечего. Ни российские, ни единственная украинская подводная лодка ремонтироваться и обслуживаться здесь уже не могли, и все закончилось тем, что оборудование комплекса было демонтировано и вывезено.

Конечно, будь на дворе все тот же политический климат, с расходами на его модернизацию считаться бы не никто не стал, но в 1991–1994 гг. всем стало ясно, что холодная война теперь достояние истории. И лишь в 2003 году после создания на основе этого комплекса Военно-морского музея Украины в эти бетонные тоннели опять пришла хоть какая-то жизнь.

Добраться до этого музея от Севастополя несложно: троллейбусом или любыми маршрутными такси до остановки "5-ый километр", а там пересесть на маршрутное такси до остановки "Оболонь". От остановки повернуть направо, на западный берег Балаклавской бухты, совсем немного пройти пешком между двух заборов промышленной зоны. Последнее не так уж и тягостно даже в жару, потому что в итоге вы попадете в такую прохладу подземных тоннелей, что под конец экскурсии вы только о том и будете мечтать, чтобы поскорее выйти на жаркое солнышко и хотя бы немного отогреться!

Читайте также: Мистическая загадка Ливадийского дворца

Особенно холодно в помещении арсенала, где весь персонал музея находится в куртках и теплых шарфах. Так что, собираясь "на объект", обязательно захватите с собой что-нибудь теплое или, по крайней мере, наденьте рубашку с длинным рукавом — предосторожность совсем не лишняя, особенно если с вами будут маленькие дети! Так что если вы в разгар жаркого летнего сезона мечтаете "померзнуть где-нибудь в Крыму", то лучшего места вам просто не найти, разве что вы заберетесь на хладокомбинат или залезете в холодильник!

Пройдите вы по всем этим коридорам, послушайте записанный на пленку грохот подземного ремонтного завода, посмотрите на восковые фигуры подводников, вылезающих из узких, как нора, люков — на все то, что было связано с их нелегким трудом и… запомнится вам это надолго! С одной стороны все, что вы увидите, удивляет размахом и мощью замысла, конструкторским талантом и даже определенным, пусть и жутковатым, но эстетизмом.

Поделиться:

Ещё по теме

Советское наследие

Советские хрущевки: все самое интересное о них

Питерякова Татьянавчера в 19:04
Советское наследие

Чем "самоопределение наций" обернулось для Белоруссии

Буккер Игорь16.09.2019 в 21:09
Советское наследие

Как революционеры печатали "неприличные сказки"

Буккер Игорь12.09.2019 в 20:06