Жители поселка Горное на Курилах просят власти его восстановить

Потеряем Горное - отдадим Курилы!

На острове Итуруп, самом крупном из всех Курильских островов, до сих пор существует населенный пункт, которого как бы и нет. Это Горное — поселок, разрушенный землетрясением в 1994 году. До сих пор большинство домов там стоят в руинах. Но люди все же не хотят уезжать из этого места, они просят власти восстановить Горное. А власти безмолвствуют.

Вообще населенные пункты на острове Итуруп весьма благоустроены — особенно это касается города Курильска, административный центр острова. Ведется активное строительство новых домов, государственных учреждений, портовых сооружений и даже имеются асфальтовые дороги (с тротуарами, выложенными плиткой), что для Курил — несомненная роскошь. В других поселках дела тоже обстоят неплохо — даже несмотря на то, что на острове самым большим дефицитом являются строительные материалы. 

Однако в поселке Горное , который расположен на тихоокеанском побережье Итурупа, все обстоит иначе. Когда мы вместе с коллективом артистов Южно-Сахалинского областного театра кукол, принимавших участие в медико-просветительской экспедиции "Рубежи России" прибыли туда, то ужаснулись — было такое впечатление, что в этом месте только-только закончилась война. Перед нами предстали полуразрушенные дома с выбитыми окнами, горы строительных обломков и кучи металлического лома. Но, что самое ужасное, среди всего этого продолжали жить люди!

После того, как мы походили по поселку, выяснилось, что целые дома там все-таки имеются. Но чаще всего встречался такой вариант: некоторые этажи или подъезды в здании были жилыми, а вся остальная часть — заброшенная. В одном из домов обитаемой была только одна квартира на первом этаже, возле которой на цепи сидела весьма симпатичная, но грозная собака. В другом жизнь теплилась лишь на последних этажах. Но когда мы заходили в подъезды, то они даже в обитаемых частях зданий производили удручающее впечатление — там не было ни перил, не электричества, и только черные провалы бывших квартир зияли то справа, то слева. А по некоторым лестницам было просто опасно ходить.

Читайте также:  Крайний Север уходит в "долину смерти"

Что касается общей благоустроенности, то кое-где в поселке было некоторое подобие дорог — участки трассы, выложенные бетонными плитами. Однако таких участков весьма и весьма немного. Во многих местах достаточно сложно пройти от одного дома к другому — нужно было штурмовать сугробы еще не полностью растаявшего снега. 

И все-таки, несмотря на все это улицы поселка не выглядели безлюдными — в тот теплый майский денек, когда мы приехали туда  многие жители вышли на прогулку. Мы видели молодых мам с колясками, детей, играющих в футбол на стадионе воинской части и гуляющих с детьми пенсионеров. Кстати, все жители Горного, которых мы встретили, были весьма аккуратно и стильно одеты, то есть было видно, что они, несмотря на царящую вокруг разруху, все-таки живут вполне нормальной жизнью.

Что же случилось с этим поселком и почему он стал таким? Трагическую историю Горного нам рассказала учитель географии буревестниковской средней школы Любовь Алексеевна Бебко:

"История нашего поселка начинается с того, что 80-х годах прошлого века сюда высадился полк. Военные высадились на сопки, однако сразу же начали строить здания для жителей и семей военнослужащих, хотя сами жили в палатках. Они очень быстро возвели 26 домов, школу, магазин, Дом офицеров и другие постройки. Параллельно шло благоустройство осваиваемой территории — прокладывались нормальные дороги, разбивали скверы. В итоге к началу 90-х годов тут проживало уже 3000 человек.

Наш поселок был очень красивым, зеленым — не то, что сейчас. В школе училось 756 детей, не было особых проблем со снабжением. Дом офицеров являлся еще и культурным центром Горного, нормально работала почта, было много учреждений, работающих в сфере обслуживания (магазины, парикмахерские). То есть наш маленький городок жил вполне нормальной и полноценной жизнью- и это несмотря на большую удаленность не только от материка, но даже и от Курильска (между этими населенными пунктами 55 километров, а нормальной дороги до сих пор нет, часть пути вообще проходит по побережью океана и проехать там можно только во время отлива — Прим. Ред).

Беда пришла к нам в 1994 году — случилось сильное землетрясение. И хотя,  ни одно здание не было разрушено полностью,  часть домов, школу и Дом офицеров признали аварийными. Учеников эвакуировали, некоторое время мы занимались с ними по квартирам. Потом военные выделили здание солдатской казармы, и мы сами оборудовали ее под школу. Причем, на мой взгляд, получилось неплохо — вы сами видели, что кабинеты весьма удобные, они оснащены компьютерами и всеми необходимыми учебными пособиями. Мы, кстати, даже сейчас полностью выполняем все образовательные нормы, принятые в России!

 

Тем неменее, аварийные дома никто не восстанавливал — сначала некоторые из них пытались взрывать, но из этого ничего  не получилось. Ведь строили-то их с расчетом на более сильные землетрясения! Однако люди стали их покидать и с тех пор они стоят пустыми. Сейчас у нас условно жилыми признано 12-13 домов. И самое печальное то, что восстанавливать их, а также другие здания, никто не собирается.

Совсем плохо стало с 2012 года, когда воинскую часть начали потихоньку переводить в поселок Горячие Ключи. Жизнь стала затухать. Однако мы продолжаем здесь жить и работать, у нас в школе сейчас учатся 92 ученика. Нас, правда, понизили в статусе — теперь Горное не поселок городского типа, а село. О том, как сложится наша дальнейшая судьба, мы ничего не знаем.

И ведь мы не хотим уезжать отсюда — у нас были собрания, куда приглашали представителей администрации области. Но дело в том, что здесь сейчас негде работать — раньше -то большая часть жителей трудилась на предприятиях, принадлежавших воинской части. А теперь их нет. Но нам все равно здесь нравиться — вы же видите, в каком живописном месте находится наше Горное! Да и, честно говоря, многим просто некуда уезжать.

Что мы только не делали — писали в газеты и даже на сайт Правительства РФ, просили восстановить наш поселок. Однако,  ответа так и не получили. Но мы ведь не так много и просим — даже если и не удастся восстановить Горное, неужели нельзя обеспечить всех нас нормальным жильем в других поселках на острове? Ведь Курилы — это восточный форпост нашей Родины и совершенно недопустимо оставлять их совсем без людей".

Читайте также:  Погорельцы покидают "скоростройки"

Вот такая невеселая история. Кстати, в самом поселке рассказывают, что как-то в начале 2000-х годов на Итуруп привозили министра обороны Иванова, он, увидев с вертолета Горное, спросил, а что это за полуразрушенный поселок. "Он нежилой" — ответили ему сопровождающие, после чего вертолет направился в военный городок поселка Горячие ключи, который вполне цивилизованный. Правда это или байка — сказать сложно, однако факт остается фактом — проблема поселка Горное до сих пор тщательно замалчивается на всех уровнях российской власти. А от прессы жителям помощи ждать не приходится — уж слишком далеко от Большой земли находится Горное и добираться туда весьма и весьма непросто.

Любопытно, что наши соседи куда лучше понимали стратегическую важность населенного пункта в здешних местах. Тогда, когда Итуруп принадлежал Японии, рядом с поселком была база флота Страны восходящего солнца — кстати, именно отсюда в 1941 году северная группировка авианосцев и крейсеров отправилась в рейд на Перл-Харбор. Построили японцы около Горного и аэродром, который до сих пор функционирует, хотя и с перебоями. Дело в том, что он строился с расчетом на  летчиков-камикадзе — в том месте, где находиться взлетная полоса, практически всегда стоят сильные туманы. То есть взлететь можно без всяких проблем, а вот сесть — весьма затруднительно. Однако в туманах был и большой плюс — аэродром и без всякой маскировки совершенно незаметен с воздуха.

Но вот наше министерство обороны почему-то не оценило стратегического значения данной территории — иначе поселок  уже был бы восстановлен. И ведь его жители давно  ждут подобного решения — они не спешат разъезжаться (в Горном сейчас обитает где-то около 1200 человек), а стараются как-то устроить свою жизнь. По их сообщениям, в поселке сейчас есть мобильная связь, интернет (и это так — детей, выходящих во всемирную сеть со своих телефонов  мы видели сами), несколько магазинов, сауна и даже кафе!

Более того, в Горном наблюдается бэби-бум, постоянно встречаются мамы или папы с колясочками, функционирует детский садик. Все это лишний раз свидетельствует о том, что люди не хотят покидать это место и продолжают надеяться на помощь с Большой земли. Которая, увы, пока что безмолвствует и делает вид, что этого поселка не существует. Хотя он есть и его жители не желают сдаваться. Они налаживают свою жизнь, растят детей, которые, постоянно проходя мимо развалин, похоже, все больше и больше укрепляются в мысли о том, что о них забыли. Ведь юные жители Горного просто не видели той другой жизни, о которой старожилы еще помнят.

Читайте также:  Южные Курилы: Владеет ими тот, кто владеет

Конечно, многие могут подумать о том, что потеря одного поселка не так важна для нашей большой страны. И будут абсолютно неправы: ведь любая страна начинается именно с таких населенных пунктов, не будет их — не будет и России. Особенно это касается Курильских островов, — ведь когда оттуда уйдет последний житель, можно будет с уверенностью сказать, что они больше не принадлежат нам…

Читайте самое интересное в рубрике"Общество"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *