24 мая экипаж аварийной АПЛ К-27 спас мир от катстрофы

Советская K-27 - подводный нагасаки

О ядерной катастрофе в Чернобыле сейчас написано уже столько, что, кажется, известны все без исключения нюансы этой планетарной трагедии. А вот о не менее масштабной ядерно-радиационной аварии, которая имела место в ВМФ СССР, известно до обидного мало… Ровно 45 лет назад, 24 мая 1968 года, экипаж аварийной АПЛ К-27 ценою собственных жизней спас мир.

Эта авария произошла на самой первой в отечественной истории подлодке, на которой были установлены атомные реакторы с жидким металлом в качестве теплоносителя. Подлодка К-27 имела в свое время два "неформальных" прозвища на флоте: "Золотая рыбка" и "Нагасаки". Первое прозвище лодка получила из-за дикой дороговизны постройки. Позднее это имя как бы перешло к подлодке проекта 661 с титановым корпусом — она-то стоила еще дороже. Экономить на новых вооружениях в СССР времен холодной войны и связанной с ней гонки вооружений было не принято…

А вот имя "Нагасаки" лодка К-27 получила как раз после масштабной ядерной аварии, увы, уже не первой в молодом советском атомном флоте. Просто лодка с прозвищем "Хиросима" у нас к тому времени уже была… Об этом несчастливом корабле, о К-19, "Правда.Ру" написала несколько статей. А наш давний автор, историк, моряк-подводник и публицист Сергей Апрелев был в свое время консультантом с российской стороны на съемках американского блокбастера "К-19. Оставляющая вдов". И судьба подводной "Нагасаки" оказалась не менее несчастливой, чем судьба "Хиросимы"…

К-27, построенная на верфи Севмаш в Северодвинске, вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды центральной Атлантики. Эта уникальная советская подлодка в свое время побила все мировые рекорды по дальности автономного похода и длительности непрерывного подводного плавания. Она носила титул опытовой — то есть на ней отрабатывались в числе прочего и все имевшиеся тогда новейшие разработки в области подводного кораблестроения. К-27 являлась передовым изобретением советской науки, на котором были опробованы новые материалы, технологии и механизмы.

24 мая 1968 года на К-27, находившейся в Баренцевом море, произошла крупнейшая авария, серьезно пострадал практически весь экипаж, погибли прямо на борту девять человек. Позднее умерли от облучения еще несколько десятков человек. Но сама лодка только 1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР.

24 мая 1968 года атомная подводная лодка К-27 проекта 645 находилась в Баренцевом море. Проверялись параметры главной энергетической установки, в первую очередь двух атомных реакторов, на ходовых режимах после выполнения модернизационных работ. И вдруг мощность реактора самопроизвольно начала снижаться. Как отмечается в некоторых публикациях по этой теме, личный состав, поначалу не разобравшись в ситуации, попытался поднять мощность ядерного реактора, но безуспешно.

В полдень 24 мая 1968 года в реакторном отсеке резко возросла гамма-активность, в десятки раз превысив нормы, произошел выброс радиоактивных газов в помещения реакторного отсека. Так как это является признаком повреждения ядерного топлива, личный состав включил, или, как говорят на флоте, сбросил аварийную защиту поврежденного левого реактора.

Специалисты-атомщики говорят, что если бы подводники вовремя не приняли все необходимые меры безопасности, то в реакторе мог бы произойти тепловой взрыв, который вполне мог бы, что называется, вдребезги разнести прочный корпус подлодки. Так через 18 лет взрыв реактора на АЭС в Чернобыле разнес корпус четвертого блока станции. Радиацию могло бы разнести не только до берегов СССР, но и до Норвегии, и до Британии, и до других стран Европы.

Как выяснилось позже, в результате аварии разрушилось около 20 процентов тепловыделяющих элементов. Причиной аварии, как потом выяснила правительственная комиссия, стало нарушение теплоотвода от активной зоны.

Читайте также: Подводных исполинов распилят "на иголки"

На одном сохранившемся реакторе правого борта, который работал на обе турбины, лодка добралась до базы, пришвартовалась к внутреннему рейду базы Гремиха на Кольском полуострове. В базу прибыло огромное число ученых (в том числе знаменитый академик Анатолий Александров) и военачальников, началось разбирательство. И неожиданно выяснились некоторые скандальные подробности. О них, кстати, начали писать сравнительно недавно — все участники тех событий дали подписку о неразглашении на 25 лет.

Оказалось, что перед тем выходом в море командир электромеханической боевой части, в чье заведование входили атомные реакторы, долго отказывался от полагающейся собственноручной записи в вахтенном журнале корабля о готовности подразделения. Прибыло разгневанное начальство, командир дивизии и офицеры штаба.

Отношение командира дивизии к вопросам выполнения необходимых формальностей при выполнении боевых задач может проиллюстрировать фраза, которой он прославился: "Если сегодня вы не уйдете в море, я вас ногами оттолкну от пирса!". Оттолкнул, в общем… Но и на самого комдива жутко "давили" начальники, в первую очередь из политических и партийных органов флота. Если лодка в море не уйдет — партбилет на стол! Такие были времена.

Ликвидаторами последствий аварии стали в первую очередь добровольцы из экипажа лодки. Работы по остановке и консервации лодки были проведены в течение двух недель. Лодка была выведена из эксплуатации и поставлена на прикол в губе Гремиха. В течение более чем десяти лет вопрос о ее судьбе так и не был решен, так как существовала проблема значительной загрязненности лодки. Уборка радиоактивных отходов стала серьезной проблемой: тогда не было полигона для того, чтобы извлечь и захоронить реакторный отсек.

При этом вычистить его было достаточно сложно, так как в отсеке было значительное число элементов, вынесенных из реактора. В итоге, пока решение вопроса повисло в воздухе, изменилась внешняя ситуация, на флот стали поступать новые подводные лодки, и потребность в восстановлении К-27 отпала. Тем более, что лодка была в таком плачевном состоянии, что для поддержания плавучести четыре цистерны главного балласта пришлось наполнить вспененным полистиролом.

Но та авария на К-27 была последней, а не первой! Первый "предупредительный" звонок о том, что ядерный реактор с теплоносителем из жидкого металла имеет свои технические недостатки, прозвучал еще в 1959 году на стенде в Обнинске, в центре обучения подводников. Тогда в трубопроводе, по которому курсировал жидкий металл, нарушилась герметичность, образовались микротрещины. При соприкосновении с внешней средой, металл стал окисляться, в итоге произошла зашлакованность системы.

Морякам, а это как раз и были первые члены экипажа К-27, которые прибыли сюда на учебу, ничего не оставалось, как вручную демонтировать механизмы, при этом каждый из них получили огромную дозу облучения.

И тем не менее атомная лодка была достроена и сдана советскому Северному флоту. Правда, вместо трех запланированных атомных лодок проекта 645, построили лишь одну, ту самую К-27.Уже в первом автономном походе в Южную Атлантику, который продолжался свыше 52 суток, на лодке произошла серьезная авария на реакторе. Только благодаря доблести специалистов-реакторщиков экипаж не получил больших доз облучения. Второй поход К-27 совершила в 1965 году в Средиземное море. Этот поход продолжался 60 суток. И снова авария в реакторном отсеке! И снова пришлось ее устранять подводникам из дивизиона движения, в чьем заведовании была аварийная техника.

Читайте также: Тайна гибели подлодки "Эридис" не дает покоя

После двух походов атомная лодка стала на ремонт в Северодвинске. Только прибыв на постоянное место базирования в Гремиху, корабль через пару дней снова вышел в море. И 13 октября 1967 года снова произошла авария на ядерном реакторе. Из так называемого первого контура, то есть непосредственно из реактора, прямо в отсек вылился теплоноситель из жидкого радиоактивного свинца!

Убирать его снова пришлось убирать подводникам. Выдалбливать свинец специалистам-реакторщикам приходилось в ручную с зубилом и молотком в руках. Защиты у парней от радиоактивного воздействия не было никакой. Но "на самом верху" командира строго-настрого предупредили: или любой ценой ликвидируешь последствия аварии, или партбилет на стол! А в те времена это означало полное прекращение любой карьеры на флоте…

Командир построил экипаж и обратился к нему с просьбой — помочь своим товарищам-реакторщикам. Объявил, что дело это сугубо добровольное. И тогда все моряки, стоявшие в строю, а это около 100 человек, сделали шаг вперед! Пройдет немного времени и этим ребятам придется принять на себя первыми весь удар ядерной аварии, которая случится на реакторе 24 мая 1968 года в Баренцевом море.10 сентября 1981 года К-27 была затоплена в Карском море возле полуострова Степового на Новой земле.

Сегодня она находится на глубине 75 метров. И это несмотря на то, что в подобных случаях международные конвенции требовали затопления аварийного атомного корабля на глубине не менее трех километров! Кстати, когда было принято решение о затоплении К-27 у Новой Земли, корабль словно не хотел уходить на дно! Полузатопленная субмарина встала вертикально, превратившись в некий гигантский поплавок. После многочасового "прощания" лодка медленно, как бы в упрек тем, кто ее топил, ушла на свой вечный покой…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить