Броненосец "Император Александр III"

Трагедией закончился спуск броненосца на воду

Приметы бывают разные: черная кошка дорогу перебежала, соль рассыпал и прочая дребедень. Но история дает нам примеры того, что в некоторые приметы, замешанные, так сказать "на крови" верить стоит! Говорят, как корабль назовешь- так он и поплывет… Подтверждение тому — судьба броненосца, названного в честь 13-го императора Российской империи.

"Император Александр III" — не человек, а броненосец!

В августовском номере российского журнала "Нива" за 1901 год сообщалось:"Усиление новыми судами нашего военного флота стало уже давно назревшей потребностью (все прямо, как и сейчас, не правда ли?). Это необходимо для качественного и количественного уравнения его с флотами других великих европейских держав. Потребность эта долгое время оставалась без удовлетворения вследствие недостатка денежных средств (не правда ли, очень похоже на заявления г-на Рогозина, только немного другими словами?!). И лишь с отпуском на судостроительство 80 миллионов рублей дело быстро двинулось вперед. В прошлом году было спущено на воду два броненосца. Перед их спуском на воду в Высочайшем присутствии, заложили судно огромного размера, которому было дано имя почившего государя императора Александра III"

Настоящий морской гигант

2 июля следующего, 1902 года броненосец был уже готов к спуску на воду. Торжественное мероприятие спуска на воду нового военного корабля должно было произойти в присутствии их императорских величеств и других высокопоставленных особ в 12 часов 30 минут в эллинге Балтийского завода, который по этому поводу был разукрашен флагами и хвойными гирляндами. Царский павильон, из которого августейшая семья любовалась морским торжеством, был также роскошно декорирован зеленью и цветами.

Читайте также:    Царская яхта числилась речным буксиром  

Журнал "Нива" отмечал, что броненосец "Император Александр III" — это настоящий морской гигант. "Подводная часть его окрашена в ярко-красную краску; верхняя часть серая. Вес судна около 14 тысяч тонн; скорость хода 18 узлов. Вооружение его составляют громадные орудия, установленные в восьми вращающихся башнях, не считая более мелких орудий, число которых вместе с крупными достигает 62".

В общем, репортаж о спуске на воду нового броненосца был сделан весьма умело. И каждый, кто его читал, мог подумать, что морская мощь России крепнет ну просто прямо на глазах. "Пущай там, в иных странах, наши враги поберегутся! Россия — государство не торговое и не промышленное, военное — самой судьбой уготованное стать грозой народов!" Да-да, не удивляйтесь, именно так и было в те годы написано даже в учебниках для кадетских корпусов!

Под пение "Боже, царя храни!"

Сейчас кого не спросишь — никто не знает, как звучал российский гимн эпохи самодержавия, не говоря уже о его словах. Ну, а тогда, также как и сейчас его пели везде и по всякому поводу и слова его звучали напевно и торжественно: "Боже, Царя храни! Сильный, Державный, Царствуй на славу, на славу намъ!

Царствуй на страхъ врагамъ, Царь православный! Боже, Царя храни!" И вот под звуки этого гимна, освобожденный от цепей броненосец дрогнул и начал медленно двигаться по стапелю. "С шумом, треском и стуком усиливал он свое движение и, наконец, точно ринулся в Неву. Громкое "ура" многочисленной публики и войск, присутствовавших на торжестве, огласило воздух. Били барабаны, на броненосце тоже зазвучал гимн, и взвились державные флаги: военный, адмиралтейский, императорский, генерал-адмиральский и другие".

Народ ликовал, да, видимо, это и впрямь было поистине впечатляющее зрелище. А уж от ярких дамских нарядов, золота эполет и орденов на мундирах просто слепило глаза.

А Бог в это время был явно против…

Великолепному торжеству, однако, суждено было омрачиться большим несчастьем. Судя по всему, злой рок просто преследовал царскую семью: то смерть царя-отца — из-за чего про молодую царицу стали говорить, что она "пришла за гробом", то печально известная Ходынская катастрофа, и вот теперь ещё и эта природная катастрофа…

Дело в том, что как раз в это самое время на город налетел сильный шквал, с проливным дождем и очень сильным ветром. Порыв ветра был настолько силен, что им сорвало огромный флаг, установленный на верхушке плавучего подъемного крана, находившегося здесь же на Неве, и швырнуло в сторону набережной! При этом тяжелый флагшток длиной 2.5 сажени — то есть более пяти метров, был отнесен прямо в ряды зрителей и ударил по головам многих из них.

В результате жандармский полковник В. П.Пирамидов, "окрасив бортовые флаги большим кровавым пятном и не приходя в себя, тут же скончался". Смертельные ранения получили также воспитанники Морского инженерного училища имени императора Николая I, привезенные к эллингу на торжество. При этом воспитаннику Густомесову пробило череп, и он тут же скончался, как и полковник Пирамидов. Воспитанник Ван-дер-Берден умер через полчаса, когда его несли в госпиталь. Воспитанник Филипповский получил трещину теменной части черепа, а воспитанник Сочевский — сотрясение мозга.

Читайте также:   Династия Романовых и технический прогресс  

Надо ли говорить о том, какое впечатление произвела эта трагедия на собравшуюся нарядную публику. Подавленные случившимся, люди молча расходились. Похороны жертв стихии состоялись 24 июля. Юношей отпевали в церкви морского госпиталя. Похоронили их в братской могиле на Семеновском кладбище Санкт-Петербурга. Крест на могилой тоже был общий, а сделанная на нем надпись гласила, что здесь похоронены воспитанники, "убитые при спуске на воду броненосца "Император Александр III". Отмечалось, что на их могилу было возложено много венков.

Вот и не верь после этого в приметы.Моряки всегда с большим предубеждением относились к кораблям, с которыми при спуске что-то случалась, а здесь ведь такое несчастье! Но одно дело так думать, а другое — служить на корабле, с которым после этого и в самом деле начали происходить различные неприятности. В 1903 году во время ходовых испытаний броненосец зачерпнул воду орудийными портами батареи 75-мм орудий, и только лишь быстрая перекладка руля и остановка хода спасли его от опрокидывания кверху килем!

14 мая 1905 года во время Цусимского сражения "Император Александр III" шел вместе с другими однотипными кораблями — "Бородино", "Князь Суворов", и "Орел". Он активно участвовал в сражении и в 18 часов 40 минут погиб под градом японских снарядов. При этом из всего экипажа, состоявшего из 867 офицеров и нижних чинов, не спасся ни один человек! Память о моряках, нашедших свою смерть в морской пучине, была впоследствии увековечена памятником, сооруженным возле Николо-Богоявленского собора в Санкт-Петербурге. Судя по всему, несчастье было написано "Императору Александру III", что называется "на роду". И вот как же все-таки быть: стоит верить в такие приметы или не стоит?

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить