Королева Марго славилась своей любвеобильностью

Марго - жемчужина любовного пыла

Некоторым читателям при прочтении романа, как и некоторым зрителям при просмотре художественного фильма, хочется побольше узнать о герое или героине. Особенно, если речь идет об исторических персонажах. Понимая, что автор произведения беллетристики, в соответствии с жанром, вполне мог допустить некую поэтическую вольность, дотошный потребитель желает докопаться до истины — так ли все было на самом деле, как об этом пишут литераторы и сценаристы? В конце концов, авторы могли попросту не знать или опустить какие-то любопытные подробности.

И на этом пути ждет нас удача, когда об интересной личности поведали нам наблюдательные современники да и сама персона оставила свои мемуары. В этом отношении повезло королеве Марго, прославленной талантом Александра Дюма-отца. Героиня трилогии, которой посвящен один из романов, названных ее именем, она осталась в последующих веках как супруга Генриха Наваррского и любовница де Ла Молля.

Любовные приключения la perle des Valois - "Жемчужины Валуа" — долгие годы были лакомой темой для пересудов и сплетен при дворе французских монархов. Маргарита (или Марго, как ее называл брат, будущий король Генрих III) была не просто любвеобильна, но и чертовски красива в соответствии с канонами европейской красоты XVI века. Хотя они, эти самые каноны в эпоху Возрождения были довольно туманны и расплывчаты, несмотря на искреннее желание вычислить их при помощи математических формул.

В своей книге "Искусство привлекательности: История телесной красоты от Ренессанса до наших дней" парижский профессор Жорж Вигарелло констатирует: "Авторы текстов XVI века продолжают и развивают старинные средневековые игры с перечислением "телесных прелестей". Так, если в XIV веке Джакобо Алигьери называл девять признаков привлекательности ("молодость, белая кожа, светлые волосы, красивые линии рук и ног…"), в Новое время Жан Невизэн довел их число до тридцати… "Длинными", например, должны быть талия, волосы и кисти рук; "короткими" — уши, стопы и зубы; "красными" — ногти, губы и щеки; "узкими" или "тонкими" — таз, рот и бока, "маленькими — голова, нос и грудь…" Иначе говоря, чтобы дама соответствовала "образчику совершенства", каждое из десяти перечисленных качеств должно характеризовать три различных области на ее теле".

Читайте также: "Железный канцлер" и русская княгиня

Маргарита сама призналась, что ее первым любовником был герцог Анжуйский — он и есть будущий король Генрих III. Родной брат был на полтора года старше своей сестренки. Об этой тайне 15-летняя Марго рассказала своему исповеднику Бусико, епископу Грасса, который поведал о ней городу и миру. Позже Марго напишет о брате, что "он был первый, кто задрал мне юбку". Когда Генрих уехал на войну, Марго безумно влюбилась в широкоплечего 20-летнего князя Генриха де Гиза (Henri de Lorraine, duc de Guise), потомка Борджиа по материнской линии. Став его любовницей, Марго совершенно забыла о кровосмесительной связи с герцогом Анжуйским. Но брат не простил измены.

Роман Марго с лотарингцем не остался незамеченным королевой-матерью. Екатерина Медичи перестала обсуждать с дочерью вопросы политики, а когда встревоженная Марго спросила мать о причинах такой резкой перемены в поведении, то королева призналась, что причиной тому связь той с герцогом де Гизом. Из-за переживаний по поводу испорченных отношений с матерью и братом Маргарита слегла. Похожая на корь эпидемия крапивной лихорадки уже унесла жизни двух придворных медиков. Кроме того, на теле больного появлялись ужасные гнойные раны. Казалось, дни Марго сочтены.

Во время болезни сестры король Карл IX проявлял о ней заботу и, несмотря на опасность заразиться, велел ставить носилки с Марго в изголовье своей кровати. Королева-мать Екатерина тоже часто навещала дочь. Все изменилось после выздоровления Маргариты. Соглядатаям герцога Анжуйского удалось перехватить любовное послание Марго к ее ненаглядному белокурому Гизу. Тут же оно попало в руки Карла и Екатерины, которые набросились на сестру и дочь с кулаками и стали рвать на ней одежды. Битый час потом горничные королевы-матери приводили в порядок платье Маргариты. Король Карл до того распалился, что приказал своему сводному брату, графу Овернскому, будущему графу Ангулемскому убить герцога де Гиза на предстоящей псовой охоте. Марго успела предупредить своего возлюбленного, который на несколько дней исчез с глаз монарха. Недолгое время спустя герцог де Гиз женился на Екатерине Клевской (Catherine de Clèves), принцессе Порсиан, молодой вдове Антуана де Круа.

Королева-мать стремилась выдать замуж и Марго, но куда там… "У нее слишком горячая кровь, — сокрушалась Екатерина и всякий раз за столом заставляла дочь пить "винный сок", как она называла щавелевый отвар. Однако любовный пыл Маргариты это снадобье не остудило. Политические соображения заставили Екатерину Медичи сосватать дочь за гугенота Генриха Наваррского (Henri de Navarre), будущего французского короля Генриха IV. С описания этой свадьбы и начинается роман Дюма "Королева Марго".

Как ни робел перед своей невестой мужлан Генрих, как ни тосковала Марго по своему Гизу, они стали супругами в полном смысле этого слова. Позже Маргарита вспоминала: "Мы оба в день свадьбы были уже настолько грешны, что воспротивиться этому было выше наших сил". Жених, в свойственной ему развязной манере, заметил: "Она прекрасно дебютировала еще до нашей женитьбы, так что все могут оставаться в полной уверенности, что от меня потребовалось не так много усилий — только надеть на палец обручальное кольцо".

Что же касается забальзамированной головы де Ла Моля, которую Марго якобы хранила в своей спальне, то на самом деле Маргарита и герцогиня Неверская похоронили набальзамированные головы своих возлюбленных в часовне Сен-Мартен, "под Монмартром". Эта история превратилась в легенду еще видимо и потому, что на другой день обе дамы появились в Лувре в траурных платьях, вышитых черепами. Символы смерти украшали их ожерелья и прически.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить