Ангел-хранитель полярного неба

Количество времени, которое Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, полярный летчик Илья Павлович Мазурук провел в небе Арктики и Антарктики, не поддается исчислению. Можно сказать, он провел в небе всю свою профессиональную жизнь — и приносил удачу всем экспедициям, в которых участвовал. Он был настоящим небесным ангелом-хранителем советских полярников. Только крылья у него были рукотворные — крылья самолетов.

Илья Павлович Мазурук родился 20 июля 1906 года в городе Брест-Литовске в простой рабочей белорусской семье. С ранней юности работал сварщиком. После окончания семилетней школы работал в Орловском горкоме партии. В 1920-е годы жил в Липецке, работал помощником машиниста Липецкой электростанции, был секретарем комсомольской организации, заведующим агитпропом Липецкого, а затем Елецкого уездных комитетов комсомола. В авиацию был направлен по комсомольской путевке.

В 1928 году Илья Мазурук окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1930 году — знаменитую Борисоглебскую школу летчиков, затем служил в строевых частях ВВС. Участвовал в военных операциях советской власти против басмачей в Средней Азии.

В исторических хрониках описывается такой случай времен борьбы с басмачами в Южном Казахстане. Семьдесят защитников Кзыл-Агачинского гарнизона отбивались от наседавших со всех сторон бандитов. Отряды ОГПУ, высланные на помощь, еще не прибыли. Авиаторы подоспели вовремя: в крепости кончились патроны, продовольствие, в обрез оставалось воды. На территории крепости пилоты увидели два белых полотнища, на которых было написано красной глиной: "Нет патронов".

Мазурук написал записку, в которой было одно слово: "Держитесь". Он быстро вытащил патроны из пулеметной ленты, завернул в снятую гимнастерку и сбросил над крепостью. Сверток попал по назначению. Таких "посылок" с патронами отважные летчики, отрядом которых командовал тогда еще молодой летчик Мазурук, послали не одну. А потом и сами забрасывали басмачей гранатами.

Читайте также: Михаил Сомов — самый романтичный полярник

За эту операцию Илья Мазурук был награжден именным пистолетом с дарственной надписью: "Военлету Мазуруку за успешную борьбу с контрреволюцией от коллегии ОГПУ". Именное оружие, врученное летчику, а не сухопутному военному — это была огромная редкость в те непростые времена.

В 1932 году прославленного военлета направили командовать отрядом гражданской авиации на Дальний Восток. Одним из первых в СССР он освоил дальневосточные воздушные трассы, в том числе на Сахалин и Камчатку.

Был в его жизни такой случай. Весной 1932 года на Дальнем Востоке началось половодье. Река Хор вышла из берегов, затопила на десятки километров леса, поля, селения. Люди боролись за жизнь, как могли. А вокруг на сотни километров — безлюдье, тайга да сопки. И вот на затопленную улицу среди плавающих досок и бревен садится старенький гидросамолет. С этого началась слава "воздушного каюра" на Дальнем Востоке. Это был самолет Мазурука!

Однажды он совершил вынужденную посадку в тайге, повредив стойку шасси. На помощь ему пришли эвенки. По его совету, они выстругали из самого прочного дерева, что растет в этих краях — даурской лиственницы, деревянную "ногу", стойку. Мазурук не только благополучно взлетел, но и долетел до аэропорта Зея, а оттуда и до Хабаровска.

С 1936 года летчик Мазурук, всего за несколько лет заработавший огромный авторитет у коллег, работал в полярной авиации. К ноябрю 1936 года он налетал 533 700 километров, это все равно что обогнуть Земной шар более 10 раз. К этому времени у Мазурука налет составлял 2553 часа ! Кстати, рейсы между Хабаровском и Сахалином тогда не были регулярными. Это всегда было какое-то срочное задание, связанное чаще всего с экстремальными происшествиями. И можете представить, сколько у Мазурука было таких специальных заданий… Причем летать приходилось исключительно в сложных погодных условиях, над тайгой, горами, морем.

А уже в 1937 году в качестве командира самолёта ТБ-3 он обеспечивал высадку на льдину первой советской дрейфующей научной станции "Северный полюс-1". За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В 1938–1947 годах Илья Мазурук занимал ответственный пост начальника управления полярной авиации Главсевморпути. В 1939 году он окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Жуковского. Во время Советско-финляндской войны 1939-1940 годов Илья Мазурук в должности командира бомбардировщика ТБ-3 выполнил несколько успешных боевых вылетов.

А во время Великой Отечественной полковник Мазурук был командиром авиационной группы ВВС Северного флота, начальником Красноярской воздушной трассы, командиром 1-й перегоночной авиационной дивизии, руководил перегоночной воздушной трассой "Алсиб", проходящей из Аляски в Красноярск, для поставок по ленд-лизу. Всего в 1942–1945 годах по трассе было переброшено 8094 самолета, которыми были оснащены 250 советских авиаполков, успешно воевавших с гитлеровцами. Всего за это время на авиатрассе, закрепленной за подразделением, потерпел катастрофу 81 самолет. При этом погибло 115 человек. Война есть война…

Но при этом надо учитывать, в каких условиях осуществлялся перегон американских самолетов: курс пролегал над тысячекилометровыми безлюдными океанами тайги, над Полюсом холода… Командование оценило работу Мазурука, который смог обеспечить минимальные потери людей и техники в самых суровых условиях. Полковнику Илье Павловичу Мазуруку было присвоено звание генерал-майор авиации.

После войны летчик Мазурук, хотя и был назначен начальством на очень высокие должности в Главсевморпути, все-таки от штурвала самолета отвыкать не собирался. Только в 1947–1953 годах он совершил 254 полёта на дрейфующие станции. В 1950 году был участником воздушной высокоширотной экспедиции "Север-5". В 1955–1956 годах он возглавил лётный отряд первой советской морской экспедиции в Антарктиду. В январе 1956 года Илья Мазурук первым в мире осуществил посадку самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.

Пожалуй, интересна будет читателям и личная жизнь прославленного полярника и его семьи. Вот только несколько штрихов. Его первая жена, Виктория Юрьевна, впоследствии стала женой известного писателя Вадима Кожевникова. Дочь — известный советский сценарист и киноактриса Ирина Мазурук. Она в свое время была женой писателя Виля Липатова, а потом и гражданской женой Олега Ефремова.

Ну, а вторая жена Ильи Павловича Мазурука, Тамара Августовна, которую с легендарным летчиком уже в зрелом возрасте связывала удивительная, на зависть многим, любовь, была очаровательной домохозяйкой, умевшей угодить многочисленным именитым гостям их дома прекрасной кулинарией, и прямо-таки дворянскими манерами. И, не удивляйтесь -- энциклопедическими познаниями в области авиации. Так вспоминают современники "звездную" пару"

Прославленный полярный летчик Илья Павлович Мазурук оставил этот мир 2 января 1989 года, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы. Его любимая жена Тамара похоронена рядом с ним…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить