Учебник по истории для школ будет писаться в интернете в режиме реального времени. Проект уже получил рабочее название "Пишем историю вместе". Он будет реализовываться по принципу wiki, то есть материалы будут обсуждаться и дополняться в процессе онлайн-дискуссии. Текст всероссийского учебника истории будет размещен на специальном портале.
Сейчас школьники учатся по учебникам истории, которые являются компиляцией еще советских изданий, которым при необходимости придается тот или иной идеологический крен. Эти поделки подаются как новые учебники истории. И принимаются Министерством образования. Уже сейчас учителям и школам предлагается выбрать учебник из 82 имеющихся пособий по истории.
В целом выдерживая некую единую идеологическую линию, учебники зачастую грешат отсутствием единообразия относительно исторической фактуры. Например, фигурируют различные цифры по числу проведенных в XVI-XVII веках Земских соборов, численности убитых в Первую мировую войну и данных других исторических этапов.
Так как история — это в известной степени наука трактовок, встречаются и противоречивые интерпретации последствий различных событий в истории нашей страны.
Особенно часто эти противоречия складываются на уровне региональной компоненты обучения. В Татарстане на взятие Казани Иваном Грозным смотрят иначе, чем в Москве и отражают это в своих учебниках. В Чечне депортацию местного населения во время Великой Отечественной считают преступлением, в то время как для российских регионов это в первую очередь стратегическая операция, обусловленная необходимостью обеспечить мирный тыл воюющей армии в условиях агрессивных антисоветских акций и диверсий со стороны чеченцев.
При этом вокруг возращения чеченцев также существует фигура умолчания. В свое распоряжение они получили казачьи земли, которые никогда не относились к собственно чеченской территории.
Сейчас в результате искусных внешних процедур обретает второе дыхание так называемая "черкесская идея", которая становится еще одним небезопасным идеологическим трендом на Кавказе.
Таких "белых пятен", спорных эпизодов и болевых точек в нашей общей истории немало. Это и период Смутного времени, в котором под невообразимым нагромождением фактов и вымыслов спрятана тайна рождения современной России. И ранний период расселения и жизни славянских племен, датировка которого сильно плавает. Также весьма разнится фактическая информация об уровне развития народов России до наступления периода Средневековья.
Читайте также: Хранитель древностей - завхоз или домовой?
На заседании совета по межнациональным отношениям 19 февраля нынешнего года президент России Владимир Путин вновь отметил необходимость разработки единых учебников истории России для средней школы. Они должны быть избавлены от внутренних противоречий и двойных трактовок и отличаться концептуальным единством.
А 26 февраля на собрании Российского исторического общества его руководитель Сергей Шахрай предложил подойти к созданию нового учебника с качественно новых позиций, используя для этого технологии глобального проекта Wikiрedia.
Правда, "писать историю вместе" начнут все же профессионалы, которые на первом этапе создадут макет учебника. Они выстраивают единую хронологию, которую небезуспешно атакуют реконструкторы истории. Кроме того, задача уполномоченных государством профессионалов — обозначить и основные точки зрения на главные проблемы российской истории, а также подкрепить предлагаемую конструкцию массивом ссылок на источники и литературу.
На втором этапе возможно подключение более широкого круга специалистов. На этом этапе будут вестись онлайн-дискуссии, которые позволят найти сбалансированные ответы на спорные исторические ситуации. На данном этапе необходимо также подтверждать свои тезисы ссылками и фактами.
И только на последнем этапе текст выложат в открытый для всех желающих доступ. Комментировать текст, составлять развернутые соображения по тем или иным темам смогут все желающие после процедуры регистрации и идентификации. Они будут учитываться при окончательном сведении текста, хотя понятно, что ограничение интеллектуального пространства уже созданной профессиональными историками структурой, оставит большинство наиболее экстремальных версий и суждений за рамками дискурса. Тем не менее, можно приветствовать их появление хотя бы в рамках комментариев к онлайн-версии учебника. Такое комментирование может лечь в основу дополнительных пособий по истории, хотя в таком ракурсе оно, судя по всему, пока не рассматривается.
Читайте также: История как наука избирательной памяти
После обкатки материала учебника в интернет-пространстве, он будет опубликован как в печатной форме, так и в онлайн-версии.
Учебник истории — это фактически сборник национальной мифологии. От того, как и чем он заполнен, в немалой степени зависит будущее народа, его психология и, соответственно, реакция на те или иные события. Кто контролирует прошлое, владеет настоящим. Поэтому создание национальной исторической мифологии должно стать общим делом.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"