Экс-командир "Альфы": Мы ослушались приказа 

11 сентября 1934 года родился Геннадий Зайцев, генерал-майор, командир группы "А" ("Альфа") в 1978-88, 1992-95 годах, Герой Советского Союза. "Правда.Ру" в 2012 году поговорила с Героем Советского Союза Геннадием Зайцевым. Он дважды был командиром легендарной "Альфы". В советское время он неоднократно руководил проведением операций по освобождению заложников и ликвидации опасных преступников, в РФ на его плечи возложили не только борьбу с терроризмом, но и поручили его бойцам разогнать парламент.

78-летний Геннадий Николаевич в общении с журналистами проявляет открытость, но не готов раскрывать секреты секретных служб. Особенно это касается тех мероприятий, с которых пока еще не снят гриф секретности. Второе табу — не рассказывать о тех операциях, которыми лично не руководил.

Как истинный служака, Зайцев не выходит за рамки дозволенных уставом отношений при общении с прессой. Генерал-майор не против свободы слова, но отмечает, что преступники стали требовать предоставить им телевизор или радиоприемник. Заметим, что с появлением планшетов и iPad такая техника уже становится не актуальной, кроме той информации, которая по ним поступает.

Когда в декабре 1993 года в Минводах были захвачены ученики и учительница одной из ростовских школ, то преступникам, по их требованию, дали телевизор. Губернатор Ростовской области Владимир Александрович Чуб, отстранил Зайцева от ведения переговоров, поручив их некой госпоже Петренко, которая в штабе слышала о готовящихся мерах и информировала о них корреспондентов. В результате преступники были в курсе многих планов антитеррористического штаба.

При этом Геннадий Николаевич не исключает присутствия во время проведения антитеррористических операций представителей средств массовой информации. Однако доносить до журналистов дозированную информацию должен, по его мнению, специально выделенный для этой цели офицер. Он обязан предупреждать журналистов о том, что можно сообщить на данном этапе, а чего — нельзя.

Читайте также: Информационная война по пособиям вермахта

Наиболее памятной для Зайцева стала тяжелая операция по спасению заложников в декабре 1988 года. В то время Геннадий Николаевич возглавлял группу "А", будучи уже заместителем начальника 7-го управления КГБ. Четверо вооруженных преступников захватили 32 ученика и учительницу 4-го "Г" класса 42-й школы города Орджоникидзе, потребовав миллионов долларов и самолет для вылета за рубеж. Зайцев более восьми часов вел переговоры по радиостанции. За это время удалось достигнуть договоренности с правительством Израиля о возвращении террористов обратно.

Посадка была осуществлена на аэродроме ВВС Израиля. Главарь банды, выйдя на летное поле, всех ошарашил заявлением: "Наконец-то мы прибыли в эту свободную фашистскую страну Израиль!" Затем он предложил министру обороны Израиля дать ему, из имеющихся у него двух, один миллион долларов, чтобы тот сделал им документы и дал возможность покинуть страну. Вскоре бандитов переправили назад в СССР.

Второй период службы Героя Советского Союза Геннадия Зайцева, получившего это высокое звание 1 декабря 1986 года с формулировкой "За большой вклад в обеспечение безопасности Советского Союза, мужество и героизм, проявленные при обезвреживании особо опасных преступников", начался уже после распада СССР. Начиная с 1993-го года, было, наверное, до десятка операций с переговорами и обезвреживанием преступников, которые требовали деньги и самолет.

Однако прежде чем сорокалетняя служба Геннадия Николаевича закончилась 31 марта 1995 года, он получил неожиданный приказ. Если быть совсем точным, это был не письменный приказ, а устное распоряжение президента Ельцина, распорядившегося освободить Белый дом от засевшей там банды. Внешне все похоже на уже ставшие привычными для группы "Альфа" операции. Только на этот раз предписывалось действовать не путем переговоров, а вооруженным захватом и не рядовых бандитов, а парламентариев новой страны.

Руководство группы "Альфа" ослушалось президента России и направило в Белый дом парламентеров. В спину "альфовцам", с целью их озлобить, стреляли — были жертвы. Ребята не поддались на провокации и выполнили приказ, причем сделали это без массовых жертв и озлобления, которое могло привести к гражданской войне. Но поскольку сделали это вопреки приказу свыше — попали в немилость. Геннадий Николаевич высказывает предположение, что от окончательного уничтожения группу спасла забывчивость высокого начальства, а в 1995 году группу "А" перевели вновь в подчинение Лубянки.

Читайте также: Лики войны: дедушка русского спецназа

На прощание Геннадий Николаевич Зайцев высказал пожелание самому себе, прожить еще два года — до восьмидесяти, ведь у него подрастают правнуки.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить