Переход через девять морей и три океана

Лики войны: 17 раз похороненный…

Есть такая примета: если по ошибке человека вдруг объявят умершим или погибшим, а он тем временем пребывает в добром здравии, то жить ему долгие годы счастливо. 17 раз гитлеровцы торжественно объявляли, что советской подводной лодки С-56, ее командира Григория Ивановича Щедрина и всего экипажа больше не существует, что корабль потоплен. Но лодка снова и снова выходила в море бить фашистов.

С точки зрения любого военного моряка Григорий Иванович Щедрин прожил действительно счастливую жизнь. Может, не все его мечты все-таки исполнились (во всяком случае, о многих из них мы можем просто не знать), но все-таки в профессиональном плане он был везунчиком и счастливчиком. Судите сами.

Читайте также: Лики войны: подводник-рекордсмен

Вице-адмирал, Герой Советского Союза, командир прославленной в годы Великой Отечественной войны подводной лодки С-56, командующий Камчатской военной флотилией, редактор "Морского сборника", писатель, автор нескольких книг... Героическая подлодка С-56, которой он командовал долгие годы, первая в нашей стране подводная лодка-музей, памятник мужеству моряков-подводников, установленная во Владивостоке.

Григорий Щедрин - почетный гражданином городов Туапсе и Петропавловск-Камчатский; в Москве по адресу Ленинградское шоссе, 15, где он жил, установлена мемориальная доска. Его хорошо помнят на флоте, ведь до своего ухода и жизни в 1995 году в возрасте 82 лет он был, пожалуй, одним из самых активных популяризаторов флотских традиций, воспитывал патриотизм у младшего поколения.

Григорий Щедрин родился в черноморском городке Туапсе 1 декабря 1912 года. Детство прошло у моря, и, как нетрудно догадаться, это предопределило выбор профессии. В семь лет пошел учиться, а в 12 уже вынужден был работать на лесозаготовках, чтобы помогать семье. Но в 1926 году тяга к морю взяла свое: он поступил юнгой на двухмачтовую шхуну "Диоскурия". Он был матросом на судах Черноморского пароходства и одновременно учился, несмотря на все трудности. После окончания Херсонского морского техникума Григорий Щедрин в 1932 году стал штурманом.

Читайте также: Лики войны: хроникер ужасного времени

В 1934 Григорий Иванович был призван на флот. Здесь и определилась его судьба - он стал подводником. Будущий Герой Советского Союза стажировался на подлодке Щ-301, был назначен старшим помощником командира подводной лодки Щ-114 Тихоокеанского флота, а затем уже через год - командиром Щ-110. Как гласят исторические хроники, его экипаж завоевал шесть флотских призов, а в 1939 вышел на первое место на Тихоокеанском флоте и два года его удерживал.

В 1941 году, как раз в канун Великой Отечественной, молодой капитан-лейтенант Щедрин был назначен командиром строящейся подводной лодки С-56, впоследствии ставшей под его командованием гвардейской. В сентябре 1942 года лодка была перебазирована с "тихого" Тихоокеанского на воюющий Северный флот.

Это навсегда вписано в анналы советского подводного флота: лодка под командованием Щедрина в составе специального отряда других подводных кораблей совершила беспримерный переход через девять морей и три океана, оставив за кормой свыше 17 тысяч миль.

На Северном флоте новенькая С-56 с великолепно обученным экипажем под командованием Григория Ивановича Щедрина совершила восемь боевых походов, потопила десять и повредила четыре вражеских корабля общим водоизмещением около 85 тысяч тонн.

Лодка была на особом счету у гитлеровских вояк: когда по агентурным данным (увы, шпионы в советских заполярных базах тоже были) до них доходила информация, что в море вышла лодка под командованием Щедрина, всем фашистским кораблям и судам, находящимся в море, приходили по радио особые указания: быть предельно внимательными. Но, несмотря на это, Щедрин все топил и топил вражеский транспорт и боевые корабли.

Читайте также: Лики войны: юркий пионер Володя Дубинин

Несколько раз после страшных атак глубинных бомб ему приходилось идти на хитрость: в торпедные аппараты загружалась промасленная ветошь, банки с дизельным топливом, даже предметы обмундирования моряков - и все это выстреливалось воздухом в море.

По всплывшим на поверхность "останкам" фашисты делали вывод, что С-56 потоплена и радостно докладывали об этом командованию. Атаки глубинными бомбами, естественно, прекращались. Но С-56 через некоторое время выходила к вражеским судам совершенно с другой стороны и опять атаковала!

В 70-е годы прошлого века отставной немецкий подводник, штурман одной из субмарин Кригсмарине, Хельмут Кранк, писал в своих воспоминаниях, что эту советскую лодку считали своеобразным привидением: она появлялась всегда именно там, где ее меньше всего ждали.

За ней охотились и фашистские сторожевики, и субмарины, и плавучие батареи, но все было бесполезно. Когда Кранк однажды доложил своему командиру, что советская лодка "в очередной раз" потоплена, но она появилась на позиции снова и совершенно с другой стороны, его до самого конца войны понизили в звании до лейтенанта.

А советский корабль продолжал сражаться, выходя победителем в, казалось бы, самых безвыходных ситуациях. 31 марта 1944 года лодку наградили орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945-го присвоили звание гвардейской. Ну, а ставший к тому времени капитаном II ранга Григорий Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны он не оставил подводный флот, успешно продолжал службу. В 1954 году Григорий Иванович закончил Военную академию Генерального штаба, был командующим Камчатской флотилии.

Читайте также: Лики войны: капитан бессмертной субмарины

Постановлением Совета Министров СССР предусматривалось в главной базе Камчатской военной флотилии в Петропавловске-Камчатском к 1957 году базировать 270 вымпелов. Это сторожевые корабли, эсминцы, тральщики, большие и средние подводные лодки, торпедные катера, десантные, вспомогательные суда.

И для всех них нужно было срочно построить причалы, пирсы, инфраструктуру, жилые казармы для личного состава и квартиры для офицеров! Вся эта работа легла на плечи нового командующего флотилией. И тут Щедрин показал себя не только как талантливый военачальник, но и как "крепкий хозяйственник". Щедрин взялся построить хозяйственным, или, как он сам называл, "хап-способом" 90 жилых четырехквартирных домов для моряков.

Обещанных строительных материалов с флота так и не поступило. Но Григорий Иванович нашел выход. Правда, пришлось рассчитывать только на свои силы: одна бригада матросов и солдат строила дом, а вторая на стройках города зарабатывала трудом строительные материалы у "гражданских" строителей. Таким образом, многие жилые дома и здания в городе были построены при участии моряков Камчатской военной флотилии. Проблем с жильем у моряков стало меньше, но командующему здорово "влетело" за самоуправство.

Читайте также: Лики войны: разведчики, спасшие Краков

За короткий срок был построен трехэтажный госпиталь для военных моряков, вместо ошибочно спроектированных, как считал Щедрин, двух этажей. В нем стали лечить не только военнослужащих, но и гражданское население города. За своеволие командующий был опять наказан. Но свой жесткий, но справедливый характер он "усмирять" не стал!

После камчатского землетрясения 1959 года он опять послал несколько бригад военных моряков на восстановление разрушенных городских объектов. Вот тут-то он получил не выговор, а благодарность, что зазывается, "с самого верха"!

Скоро последует новое назначение - долгие годы Щедрин будет возглавлять специализированный военно-морской журнал "Морской сборник".

После его ухода из жизни по ходатайству военных моряков, ветеранов войны, жителей Петропавловска в 1996 году площадь перед Домом офицеров флота названа именем прославленного подводника...

Читайте самое интересное в разделе "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить