В ряду легендарных исследователей русской Арктики имя Петра Федоровича Анжу часто значится с именем другого знаменитого исследователя, Фердинанда Врангеля. Они вместе учились в морском корпусе, причем Анжу был вторым по успеваемости на своем курсе после Врангеля. Став офицерами, друзья вместе ушли в прославившую их экспедицию по исследованию Сибири.
Петр Федорович Анжу родился в семье врача из Вышнего Волочка. Дед Анжу был выходцем из Франции, поселившимся в Москве во второй половине XVIII века. Юный Петр был определен на обучение в Морской кадетский корпус, где собственно и сдружился с Фердинандом (или как его называли по-русски Федором) Врангелем. По выходе из корпуса и Анжу и Врангель были направлены в Ревель (нынешний Таллин в Эстонии). Летом 1816 года оба плавали на фрегате "Автроил".
В те годы достаточно быстрыми темпами развивались исследования Сибири и Арктики. В конце декабря 1818 года руководители Адмиралтейства, представляя морскому министру программу исследований, обратили внимание на то, что к востоку от Новой Сибири, против мыса Шелагского, "по уверению чукчей, находится земля, обитаемая дикими людьми, и что эту землю можно описать в весеннее время на собаках по льду таким же образом, как описана была Новая Сибирь".
Часто звучала в планах Адмиралтейства также и Земля Санникова, которую якобы видел русский купец Яков Санников, когда путешествовал по северным морям и землям. Тогда на исследования новых российских территорий не скупились. И правительство с одобрения императора щедро снарядило Колымскую и Янскую экспедиции "для поисков и описания земель", лежащих к северу от Яны и Колымы.
Надеялись, что исследователи все-таки найдут и неведомую Землю Санникова. Новая экспедиция состояла и двух частей. Колымский отряд возглавил Врангель, ну, а Янский — его друг и однокашник Анжу. Как значится в исторических первоисточниках, Янская экспедиция должна была в первую очередь описать Новосибирские острова и выяснить, не продолжается ли Новая Сибирь далее и нет ли еще каких земель севернее их (имея в виду опять же как раз Земля Санникова).
Читайте также: Александр Сибиряков, покоритель Сибири
20 марта 1820 года оба отряда покинули Санкт-Петербург и уже в начале лета достигли Иркутска. Там подготовка экспедиции продолжилась, искали людей, которые могли бы справиться с непростыми условиями Сибири и Арктики.25 июня отряды Анжу и Врангеля направились в Качуг, где их заранее ожидало большое плоскодонное судно. Обе экспедиции отправились вниз по Лене и 25 июля достигли Якутска. В те времена попасть в Якутск было весьма сложно, и путь занимал долгие недели. Однако обе экспедиции, и Врангеля, и Анжу, добрались до далекого городка без особых приключений.
Но настало время расстаться — заданные обеим экспедициям маршруты были разными, хотя географически из курс лежал все на тот же Север. В начале августа пути экспедиций Анжу и Врангеля разошлись. Отряд Анжу продолжил путь вниз по Лене. Петр Анжу и его спутники довольно благополучно добрались до Усть-Янска, крохотного поселка, расположенного почти у самых берегов Северного Ледовитого океана. Там, собственно, экспедиция и перезимовала, поскольку двигаться дальше в сибирские метели почти полутораметровым снежным покровом было невозможно.
В марте 1821 года экспедиция Петра Анжу двинулась на оленях в путь к устью Лены, откуда взяли курс на северо-восток к острову Столбовому. Что интересно, на берегах острова они нашли множество деревянных крестов, поставленных около двухсот лет назад казаками-первопроходцами. Таким образом, исследователи сделали однозначный вывод, что русское исследование Арктики началось гораздо раньше, чем считалось. Достигнув южного берега уже известного острова Котельный, экспедиция Анжу разделилась на две партии.
Одна должна была заняться описанием острова Фаддеевского. Ну, а сам Анжу взял на себя опись острова Котельного. Погода наладилась, зима понемногу отступала. И 5 апреля 1821 года Петр Анжу, прервав исследования, отправилсявсе-такинапоискиЗемлиСанникова.Нелегкийпутьэкспедиции лежал на северо-запад, по льду океана, как раз в том направлении, где купец Санников якобы видел землю, названную потом его именем.
Ко всем "прелестям" сибирской весны прибавились новые препятствия — торосы, трещины, полыньи. Наконец с вершины высокого тороса путешественники вроде бы разглядели контуры некоего неведомого острова. Петру Анжу уже казалось, что еще несколько трудных часов пути — и экспедиция вступит на землю, виденную купцом Яковом Санниковым. Солнце уже причудливо освещало отдельные скалы, над землей стояло затейливое полярное марево. Никто в экспедиции, и прежде всего сам Петр Анжу, уже и не сомневался, что на долю экспедиции все-таки выпало выдающееся открытие, и все поздравляли друг друга с успехом.
Еще несколько километров пути — и вскоре стало ясно, что увиденная путешественниками земля не более, чем полярный мираж. Вдруг исчезли и горы, и сама земля — и остались только нагромождения ледяных глыб. В это время отряд Петра Анжу находился в 70 верстах к северо-западу от острова Котельного, то есть в том самом месте, где, по легенде, видел загадочную землю Яков Санников. Отряд повернул назад. На следующий день Анжу и его спутники ступили на твердую землю.
Читайте также: Отто Юльевич Шмидт: герой номер 35
12 апреля Анжу встретился с отрядом своего подчиненного Ильи Бережных, который успешно провел опись части берегов Фаддеевского и Котельного. Но и этот отряд не обнаружил Земли Санникова. Но мифическая земля, которую якобы видел купец, все манила исследователей. После непродолжительного отдыха экспедиция продолжилась: полярники отправились снова на Север. Анжу намеревался достичь острова Новая Сибирь и оттуда снова предпринять поиски Земли Санникова. Пройдя по льду через пролив Благовещенский, Анжу и его спутники вышли к мысу Высокому. Но и здесь их подстерегала неудача: на небольшом расстоянии от берега виднелось открытое море с плавающими ледяными полями. Достигнув мыса Рябого на северо-восточной стороне острова и убедившись в том, что море в этом районе покрыто сплошным льдом, экспедиция предприняла еще одну попытку разыскать Землю Санникова. Но пройдя к северо-востоку от Новой Сибири около 25 верст, Анжу отдал приказ возвращаться.
8 мая 1821 года экспедиция вернулась в Усть-Янск. Но поиски Земли Санникова все-таки не закончились. Осень и зиму Анжу провел в подготовке к новому походу. 28 февраля Анжу и Бережных вышли в путь. В распоряжении экспедиции было 156 собак, запряженных в 12 нарт. Запасы продовольствия взяты на два месяца. И вскоре они увидели остров! Но он лежал не к северу, где надлежало быть Земле Санникова, а прямо по курсу. Островок, небольшой по площади, не мог быть Землей Санникова, которая, по описанию купца, должен быть громадной территорией. Длина его по самой большой северной стороне составляла около четырех верст. Островку было присвоено имя исследователя-натуралиста Алексея Фигурина. Дальнейшие поиски были безуспешны.
Вместе с Врангелем Анжу вернулся в Нижнеколымск, потом в столицу. В Санкт-Петербурге Петра Анжу и Федора Врангеля принял Александр I, восхищенный подвигом исследователей. Затем Анжу получил новое назначение — исследовать бескрайнюю казахскую степь. Была в судьбе Петра Анжу и героическая батальная страница. Вернувшись из похода к Аральскому морю, Анжу был награжден орденом Анны 2-й степени и получил назначение на корабль "Гангут".
В октябре 1827 года Анжу принял участие в Наваринском сражении с турками. Он был контужен в голову, но не покинул своего поста до завершения боя. Затем сорок лет жизни отдал Анжу службе в морском ведомстве, составлял записки о своих путешествиях.
И под конец творческой жизни его постигло, без преувеличения, глубокое горе. К сожалению, его записки сгорели во время домашнего пожара. Выполнить заново огромную работу, то есть восстановить свои записи, он уже не смог. Это, по-видимому, и подорвало здоровье Петра Анжу, уже выслужившего чин адмирала. Он тихо скончался 12 ноября 1849 года.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"