Подлодка, напугавшая Горбачева и Рейгана

Михайлов Андрей26.07.2019 в 15:40

6 октября 1986 года в Саргассовом море в печально известном Бермудском треугольнике затонула советская атомная подлодка К-219. Катастрофа стала тяжелейшей потерей для военного флота СССР. Она сравнима разве что с катастрофой АПЛ "Курск" уже в российское время. Кроме того, в преддверии встречи Рейгана и Горбачева она была категорически некстати.

К-219 — советская атомная подводная лодка стратегического назначения, 21-й корабль проекта 667А "Навага", позже модернизированная по проекту 667АУ "Налим". 3 сентября 1986 года К-219 вышла из порта приписки Гаджиево и направилась на запад к побережью США. Там она должна была нести патрульную службу с 15 ядерными ракетами на борту. Команда была основана на так называемом первом экипаже однотипной "Наваги" К-241. Командиром крейсера в последнем походе был опытный подводник Игорь Британов.

3 октября 1986 года на лодке произошел взрыв баллистической ракеты в одной из шахт. Через три дня, 6 октября, лодка затонула в Атлантическом океане на глубине 5500 метров. Большая часть экипажа была спасена.

Читайте также: "Ленинский комсомол" сгубила пивная пробка

Причиной аварии, которая началась 3 октября и длилась несколько дней, стал взрыв в ракетной шахте, однако некоторые обстоятельства этого инцидента до настоящего времени вызывают недоумение и споры у специалистов.

Авария началась с "раздавленной" ракеты и протечки ядовитого ракетного топлива в отсек. В результате экспериментальных проверок, моделирования ситуации и тщательного анализа доказано, что это произошло не по вине экипажа. Значит, причины либо чисто технические, либо это воздействие внешних факторов.

Почему же ракету раздавило? Как попала вода в корпус ракетной шахты? В официальных отчетах есть снимки, которые подтверждают, что по корпусу К-219 прошла глубокая борозда. Именно она нарушила герметичность шахты. Именно она позволила забортной воде раздавить ракету. Вопрос в том, кто таранил лодку. Была ли "внешним фактором" иностранная субмарина?

Как всегда, существуют две версии произошедшего: официальная и неофициальная. Согласно неофициальной версии, о которой еще несколько лет назад рассказал автору этих строк известнейший подводник, капитан первого ранга Николай Алексеевич Тушин, к аварии атомохода имел непосредственное отношение неопознанный подводный объект.

Он говорил, что опытные моряки вполне серьезно относятся к разговорам о "неопознанных объектах". По словам Тушина, он сам, как и многие командиры-подводники, видел в океане светящиеся шары и цилиндры. Почти у каждого подводника такая история есть. Но как-то не принято распространяться на эти темы. Мало ли что в автономке пригрезится? Тем более, что "на приборы" мало кто фиксировал встречи с такими объектами…

Капитан Тушин был уверен, что К-219 утопила такая же загадочная сила, но в те времена об этом было не принято говорить вслух, поэтому "аномальная" версия была озвучена только спустя годы после катастрофы. Так что неопознанные подводные объекты, как и "квакеры", так и остаются нераскрытыми тайнами Мирового океана…

А теперь о подвиге, который помнят все подводники и Советского Союза, и России. Офицер реакторного отсека Беликов и 20-летний матрос Сергей Преминин вошли в реакторную камеру, чтобы вручную опустить компенсационные решетки. Температура в камере достигала 70 градусов. До того, как упасть без сознания, Беликов смог опустить три из четырех компенсационных решеток. Это была тяжелая физическая работа, поскольку в нечеловеческой жаре направляющие решеток прогнулись.

Дважды Преминин входил в камеру, прежде чем он смог опустить последнюю, четвертую решетку. Расплав активной зоны реактора был предотвращен. Но ни Преминин, ни матросы не смогли открыть перекосившийся от жара люк отсека, разделяющего реакторную камеру и контрольный пост.

Преминин погиб от жары в отсеке, а матросы были вынуждены отступать дальше в корму, поскольку лодку продолжал заполнять ядовитый оранжевый газ. Посмертно Преминин был награжден орденом Красной Звезды за ценой своей жизни предотвращенную в Гольфстриме ядерную аварию. В 1997 году Преминину было посмертно присвоено звание героя Российской Федерации.

Спустя время всплывшая К-219 установила контакт с ближайшими к месту трагедии советскими торговыми судами. В связи с продолжавшимся распространением ядовитого газа на борту К-219 было принято решение эвакуировать экипаж на теплоход "Анатолий Васильев". На борту крейсера остался только командир Британов.

6 октября был получен приказ из Москвы: "В связи с невозможностью дальнейшей буксировки, высадить экипаж на крейсер(то есть на лодку!) и следовать своим ходом в ближайший порт Советского Союза". Однако ранним утром, еще до того, как приказ был объявлен, К-219 исчезла с поверхности океана, унеся с собой на глубину 14 ракет с ядерными боеголовками и два ядерных реактора…

Вернувшись в Советский Союз, командир Британов ожидал суда дома в Свердловске до мая 1987 года, но при новом министре обороны СССР Дмитрии Язове с него были сняты все обвинения. Однако с флота Британов был уволен.

Читайте также: Стрельнешь - утопим: подлодки ВМФ России загоняли субмарину НАТО

Кстати, это был первый случай, когда СССР во всеуслышание официально сообщил о катастрофе на борту боевого корабля. Наступила эпоха гласности. Как американское, так и советское правительство в течение 3 октября делали официальные заявления о происшествии. Причем представители ВМС США даже созвали пресс-конференцию, на которой была представлена карта зоны аварии. Военные ведомства двух стран заявили, что опасности ядерного взрыва или утечки радиоактивных веществ нет. 4 октября 1986 года было передано сообщение ТАСС:

"Утром 3 октября на советской атомной подводной лодке с баллистическими ракетами на борту в районе примерно 1000 километров северо-восточнее Бермудских островов в одном из отсеков произошел пожар. Экипажем подводной лодки и подошедшими советскими кораблями производится ликвидация последствий пожара. На борту подводной лодки есть пострадавшие. Три человека погибли. Комиссия пришла к выводу, что опасности несанкционированных действий оружия, ядерного взрыва и радиоактивного заражения окружающей среды нет".

Время, когда произошла авария, было очень политически сложным. Поэтому обе стороны постарались воздержаться от взаимных обвинений — в противоположность тому, как это было и раньше, после гибели советской лодки К-129 в 1968 году, и позже — после потери "Курска" в 2000-м. Причиной взаимной сдержанности после гибели к-219 была готовящаяся встреча на высшем уровне Рональда Рейгана и Михаила Горбачева 11-12 октября 1986 года в Исландии.

Горбачева явно беспокоила перспектива разговора с Рейганом о русской атомной подлодке с двумя ядерными реакторами и баллистическими ракетами, затонувшей у берегов США. Ведь переговоры затрагивали вопросы стационированных в Европе ракет средней дальности. К счастью, Рейган словно забыл о погибшей советской субмарине. Ракеты в Европе были важнее…

И все-таки главная версия, которой тогда (да и сейчас) придерживались советские моряки, такова: К-219 (этот проект 667А американцы обычно называют Yankee) утопило столкновение с американской субмариной "Аугуста"…

Уже позже представители американского флота опубликовали такое заявление: "ВМС США обычно не комментируют операции подводного флота, но в этом случае, поскольку обвинения возмутительны, мы не могли не ответить. Военно-морской флот Соединенных Штатов категорически отвергает обвинение в том, что какая-либо американская субмарина столкнулась с русской субмариной К-219 класса Yankee или что ВМФ предприняли какие-либо действия, повредившие русскую Yankee и приведшие ее к гибели".

Читайте также: Была ли наша подлодка у берегов США?

Напомним, что атомная стратегическая подлодка К-219 была заложена 28 мая 1970 года в цехе 50 на заводе "Севмаш2 в Северодвинске по проекту 667А "Навага" под заводским номером 460. Спуск на воду состоялся 31 декабря 1971 года. 8 февраля 1972 года К-219 вошла в состав Краснознаменного Северного флота с базированием в базе Гаджиево. В 1975 году К-219 была модернизирована по проекту 667АУ "Налим", капитальный ремонт прошла в 1980 году. Ну, а о месте ее захоронения в 1986 году мы только что говорили…

Газета Washington Post писала через несколько лет после аварии: "Специалисты ВМС США пришли к заключению, что командир и экипаж подводной лодки заслуживают высокой оценки за то, что быстро сумели всплыть, а также за действия по борьбе с огнем". В США был снят художественный фильм "Враждебные воды", посвященный подвигу Преминина и Беликова, а также мужеству всего экипажа К-219.

Поделиться:

Ещё по теме

Советское наследие

Подводный флот: водород против атома

Михайлов Андрей12.11.2019 в 18:20
Советское наследие

Лики войны: первый дважды герой

Буккер Игорь06.11.2019 в 20:30
Советское наследие

Эпоха Ельцина: важные сведения о ней

Питерякова Татьяна06.11.2019 в 15:35