Подлодку К-159 и ее экипаж погубили спешка и экономия

Российскую субмарину утопили деньги Запада?

30 августа 2003 года вблизи острова Кильдин во время буксировки из бухты Гремиха для утилизации на заводе "Нерпа" в Снежногорске затонула атомная подлодка К-159. В последнее время все чаще говорят, что лодку в числе прочего погубила спешка и "быстрые" доллары — Запад хорошо платил за то, чтобы Россия поскорее "распилила" свой атомный флот.

При аварии погибло девять человек "перегонного" экипажа, спасся лишь один старший лейтенант Максим Цибульский. Тела двоих погибших были найдены, остальные канули в бездну… Советскую атомную подводную лодку проекта 627А "Кит", заводской номер 289, оперативно-тактический номер К-159, конечно, надеждой и опорой российского ВМФ не назовешь. Просто — рабочая лошадка "холодной войны".

Читайте также: "Черные лебеди" рокового августа

Она была заложена на северодвинском "Севмашпредприятии" ровно полвека назад, в августе 1962-го. Всего с момента спуска на воду ПЛА "К-159" совершила девять боевых служб, прошла 212618 морских миль за 25364 ходовых часов. Не самое героическое прошлое, но и не самое бесполезное. Прежде чем затонуть на глубине 248 метров, свой вклад в дело "холодной войны" подлодка все-таки вложила.

В 1989 году лодка была окончательно выведена из эксплуатации — и после этого аж 14 долгих лет буквально ржавела на плаву у "отстойного" пирса в пункте временного хранения, дожидаясь решения своей судьбы. Ядерное топливо из реакторов атомарины, а также турбинное масло и дизельное топливо были выгружены, поэтому особой опасности для экологии региона она не представляла.

Девять лет назад "Правда.Ру" подробно описывала нюансы той аварии. Коллеги-журналисты из изданий Кольского полуострова передали нам серию снимков, сделанных буквально за сутки до начала той трагической буксировки. Картинка, прямо скажем, страшная: в некоторых местах легкий корпус субмарины проржавел до толщины фольги.

Автор этих строк, долгие годы служивший на атомном флоте, пришел тогда в ужас: судя по тем фотографиям, подтоплен был и сам корпус лодки, и четыре очень сомнительных понтона, которые якобы должны были удерживать его на плаву во время буксировки. Позже эти же снимки будут приобщены уголовному делу, которое возбудили по факту гибели К-159.

Выяснилось, что десять военных моряков, которые находились на борту К-159 во время буксировки, сами по себе достаточно грамотные и профессиональные, были набраны из разных экипажей, плохо знали друг друга. Как рассказывали мои знакомые моряки из Гремихи, по этой отдаленной заполярной базе был брошен клич: ау, народ, кому в Мурманск надо? Бесплатно, через трое суток там будете! Желающие нашлись… Увы, отработка по борьбе за живучесть ввиду скоротечности подготовки к буксировке была проведена не в полном объеме.

Ситуацию комментирует "Правде.Ру" капитан I ранга в отставке, бывший старший помощник командира однотипной с К-159 атомной подлодки Николай Иванович Чмарук:

"Как могли догадаться буксировать такую проржавевшую насквозь махину в 3,5 тысячи тонн на понтонах изготовления 40-х годов прошлого века, уму не постижимо. Это очевидная глупость. Лодку надо было заварить наглухо — как говорят моряки, законвертовать, тогда ее транспортировка стала бы более безопасной.

Был к тому времени изобретен и опробован еще один способ повышения безопасности при буксировке лодок: заполнение цистерн главного балласта вспененным полистиролом. Его очень успешно применяло северодвинское предприятие "Северный рейд". По сути, лодку, заполненную полистиролом, утопить вообще невозможно. Почему же решили "тащить" К-159 на дырявых понтонах? На мой взгляд, причина лежит на самом верху.

Списанная аварийная субмарина шла на буксире, прикрепленная тросами к четырем судоподъемным понтонам. Тросы, которыми подводная лодка крепилась к понтонам, оборвались. По словам специалистов, причина этому проста: экономили на всем и жутко торопились. Что интересно, после того, как лодка начала тонуть, от командного пункта Северного флота так и не было получено ни одной рекомендации или конкретной помощи. В штабе растерялись и не знали, что делать!

Ну и теперь о первопричинах. В начале 2000-х в адрес России неожиданно потекли значительные средства зарубежных стран, как бы желающих помочь России в области ядерного нераспространения и экологических проблем. Кстати, некоторые эксперты говорят, что такую щедрость Запад проявил после трагедии АПЛ "Курск". Это говорит о многом — выводы делайте сами, какие хотите…

Пять иностранных государств совместно собрали более 200 миллионов долларов на усилия России по утилизации выведенных из эксплуатации нестратегических подводных лодок и экологической реабилитации некоторых наиболее радиоактивно загрязненных территорий на северо-западе России.

Северный флот, предвкушая скорое получение международного финансирования, принял решение срочно перевести на буксире все 16 находящихся в "отстое" ржавых АПЛ из почти бездействующей военно-морской базы в Гремихе (также называемой Иоканьга), расположенной на восточном побережье Кольского полуострова, на судоремонтные заводы для утилизации.

В соответствии с наспех сколоченным планом за летнюю навигацию с апреля по октябрь Северный флот должен был перегнать из Гремихи аж 16 древних атомных субмарин, выведенных из боевого состава флота. К-159 стала 13-й (роковая цифра) лодкой, которую переводили из Гремихи к месту утилизации.

Мне кажется, что именно немалые деньги, выделенные Западом на утилизацию, и стали первопричиной такой спешки командования флота в подготовке к буксировке К-159. А все остальное — только наша российская безалаберность…

Читайте также: Подводный "Бегемот" протрубил Апокалипсис

Кстати, "стрелочником" оказался, увы, великолепный руководитель и настоящий моряк, командующий Северный флотом адмирал Геннадий Сучков. Он и под суд попал, и должности решился, хотя непосредственного отношения к этой ситуации вообще и не имел. Жаль…".

Ну и в заключение темы. В августе 2011 года Госкорпорация по атомной энергии снова подняла вопрос о возможном подъеме атомной субмарины К-159, причем окончательное решение о подъеме может быть принято уже в 2012 году. Зачем тратить десятки миллионов долларов на подъем лодки, не представляющую, как показали многолетние исследования, никакой опасности для экологии региона, никто внятно объяснить не может…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить