Российскую субмарину утопили деньги Запада?

30 августа 2003 года вблизи острова Кильдин во время буксировки из бухты Гремиха для утилизации на заводе "Нерпа" в Снежногорске затонула атомная подлодка К-159. В последнее время все чаще говорят, что лодку в числе прочего погубила спешка и "быстрые" доллары — Запад хорошо платил за то, чтобы Россия поскорее "распилила" свой атомный флот.

Пожар на атомной подлодке в Мурманске

При аварии погибло девять человек "перегонного" экипажа, спасся лишь один старший лейтенант Максим Цибульский. Тела двоих погибших были найдены, остальные канули в бездну… Советскую атомную подводную лодку проекта 627А "Кит", заводской номер 289, оперативно-тактический номер К-159, конечно, надеждой и опорой российского ВМФ не назовешь. Просто — рабочая лошадка "холодной войны".

Читайте также: "Черные лебеди" рокового августа

Она была заложена на северодвинском "Севмашпредприятии" ровно полвека назад, в августе 1962-го. Всего с момента спуска на воду ПЛА "К-159" совершила девять боевых служб, прошла 212618 морских миль за 25364 ходовых часов. Не самое героическое прошлое, но и не самое бесполезное. Прежде чем затонуть на глубине 248 метров, свой вклад в дело "холодной войны" подлодка все-таки вложила.

В 1989 году лодка была окончательно выведена из эксплуатации — и после этого аж 14 долгих лет буквально ржавела на плаву у "отстойного" пирса в пункте временного хранения, дожидаясь решения своей судьбы. Ядерное топливо из реакторов атомарины, а также турбинное масло и дизельное топливо были выгружены, поэтому особой опасности для экологии региона она не представляла.

Девять лет назад "Правда.Ру" подробно описывала нюансы той аварии. Коллеги-журналисты из изданий Кольского полуострова передали нам серию снимков, сделанных буквально за сутки до начала той трагической буксировки. Картинка, прямо скажем, страшная: в некоторых местах легкий корпус субмарины проржавел до толщины фольги.

Автор этих строк, долгие годы служивший на атомном флоте, пришел тогда в ужас: судя по тем фотографиям, подтоплен был и сам корпус лодки, и четыре очень сомнительных понтона, которые якобы должны были удерживать его на плаву во время буксировки. Позже эти же снимки будут приобщены уголовному делу, которое возбудили по факту гибели К-159.

Выяснилось, что десять военных моряков, которые находились на борту К-159 во время буксировки, сами по себе достаточно грамотные и профессиональные, были набраны из разных экипажей, плохо знали друг друга. Как рассказывали мои знакомые моряки из Гремихи, по этой отдаленной заполярной базе был брошен клич: ау, народ, кому в Мурманск надо? Бесплатно, через трое суток там будете! Желающие нашлись… Увы, отработка по борьбе за живучесть ввиду скоротечности подготовки к буксировке была проведена не в полном объеме.

Ситуацию комментирует "Правде.Ру" капитан I ранга в отставке, бывший старший помощник командира однотипной с К-159 атомной подлодки Николай Иванович Чмарук:

"Как могли догадаться буксировать такую проржавевшую насквозь махину в 3,5 тысячи тонн на понтонах изготовления 40-х годов прошлого века, уму не постижимо. Это очевидная глупость. Лодку надо было заварить наглухо — как говорят моряки, законвертовать, тогда ее транспортировка стала бы более безопасной.

Был к тому времени изобретен и опробован еще один способ повышения безопасности при буксировке лодок: заполнение цистерн главного балласта вспененным полистиролом. Его очень успешно применяло северодвинское предприятие "Северный рейд". По сути, лодку, заполненную полистиролом, утопить вообще невозможно. Почему же решили "тащить" К-159 на дырявых понтонах? На мой взгляд, причина лежит на самом верху.

Списанная аварийная субмарина шла на буксире, прикрепленная тросами к четырем судоподъемным понтонам. Тросы, которыми подводная лодка крепилась к понтонам, оборвались. По словам специалистов, причина этому проста: экономили на всем и жутко торопились. Что интересно, после того, как лодка начала тонуть, от командного пункта Северного флота так и не было получено ни одной рекомендации или конкретной помощи. В штабе растерялись и не знали, что делать!

Ну и теперь о первопричинах. В начале 2000-х в адрес России неожиданно потекли значительные средства зарубежных стран, как бы желающих помочь России в области ядерного нераспространения и экологических проблем. Кстати, некоторые эксперты говорят, что такую щедрость Запад проявил после трагедии АПЛ "Курск". Это говорит о многом — выводы делайте сами, какие хотите…

Пять иностранных государств совместно собрали более 200 миллионов долларов на усилия России по утилизации выведенных из эксплуатации нестратегических подводных лодок и экологической реабилитации некоторых наиболее радиоактивно загрязненных территорий на северо-западе России.

Северный флот, предвкушая скорое получение международного финансирования, принял решение срочно перевести на буксире все 16 находящихся в "отстое" ржавых АПЛ из почти бездействующей военно-морской базы в Гремихе (также называемой Иоканьга), расположенной на восточном побережье Кольского полуострова, на судоремонтные заводы для утилизации.

В соответствии с наспех сколоченным планом за летнюю навигацию с апреля по октябрь Северный флот должен был перегнать из Гремихи аж 16 древних атомных субмарин, выведенных из боевого состава флота. К-159 стала 13-й (роковая цифра) лодкой, которую переводили из Гремихи к месту утилизации.

Мне кажется, что именно немалые деньги, выделенные Западом на утилизацию, и стали первопричиной такой спешки командования флота в подготовке к буксировке К-159. А все остальное — только наша российская безалаберность…

Читайте также: Подводный "Бегемот" протрубил Апокалипсис

Кстати, "стрелочником" оказался, увы, великолепный руководитель и настоящий моряк, командующий Северный флотом адмирал Геннадий Сучков. Он и под суд попал, и должности решился, хотя непосредственного отношения к этой ситуации вообще и не имел. Жаль…".

Ну и в заключение темы. В августе 2011 года Госкорпорация по атомной энергии снова подняла вопрос о возможном подъеме атомной субмарины К-159, причем окончательное решение о подъеме может быть принято уже в 2012 году. Зачем тратить десятки миллионов долларов на подъем лодки, не представляющую, как показали многолетние исследования, никакой опасности для экологии региона, никто внятно объяснить не может…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"