Роджер Бэкон предвидел самолет и подлодку

Мистики в реалиях: чудесный доктор Бэкон

Английский алхимик и философ Роджер Бэкон был провозвестником опытной науки Нового времени, видя ее целью власть человека над природой. Марксисты причислили его к непоследовательным материалистам: ученый-мистик верил, что в Библии содержится вся полнота знаний. Он предсказал создание телефона, летающих машин, самодвижущихся повозок и подлодок.

Английский алхимик, философ и один из создателей эмпирического метода монах-францисканец Роджер Бэкон был провозвестником опытной науки Нового времени, полагавший ее целью увеличение власти человека над природой. Марксисты причислили его к непоследовательным материалистам, поскольку этот ученый-мистик искренне верил, что в Библии содержится вся полнота знаний. Его неверно считали изобретателем пороха, он высказывал мысль о возможности создания телефона, летающих машин, самодвижущихся повозок и подводных лодок.

Читайте также: Мистики: сакральный демократ Буонаротти

Примерно около 1214 года вблизи от Илчестера (Ilchester), что в графстве Сомерсет, родился Роджер Бэкон (Roger Bacon), которого впоследствии нарекут почетным званием Doctor Mirabilis - Удивительный, или Дивный учитель, подразумевая под "доктором" доктора философии, а не медика. У Бэкона были братья, один из которых также стал ученым. Семья была довольна состоятельной, что позволяло юноше тратить большие суммы на инструменты, проводить всевозможные опыты и приобретать дорогостоящие книги, в том числе так называемые libros secretos, в которых содержалось тайное знание оккультных наук. Выступление на стороне Генриха III в его борьбе против Симона де Монфора привела семью Бэконов к разорению. Часть родственников подверглась изгнанию.

Бэкон стал магистром искусств, закончив Оксфордский и Парижский университеты, а также вступил в орден францисканцев. Поскольку Роджер Бэкон в письме, написанном в 1247 году, первым упомянул о порохе, то его на этом основании долгое время считали его изобретателем. Он различал практическую, или "оперативную", алхимию от "спекулятивной" — теоретической, а также преувеличивал значение четырех первоэлементов. Некоторые зарубежные историки науки высказывают предположение, что Бэкон представлял себе алхимию как сочетание физики Аристотеля и биологии.

Около 1257 года генерал ордена францисканцев Бонавентура (Bonaventura) запретил Бэкону читать лекции в Оксфорде и отдал его под надзор в один из парижских монастырей. Ему пришлось проглотить горькую пилюлю и смириться с тем, что ему не позволяют ничего издавать. И лишь покровительство папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, позволило Бэкону напечатать три больших трактата. Однако смерть понтифика, последовавшая в 1267 году, вместе с ним похоронила и надежды Бэкона на осуществление его научных замыслов.

В рубрике о мистиках "Правда.ру" писала про Арнольда из Виллановы, в судьбе которого много параллелей с Роджером Бэконом. Эти великие средневековые алхимики были осуждены по приговору, вынесенному церковным судом по вероучительному мотиву. Бэкон пострадал куда больше, нежели Арнольд, проведя 14 лет (1278-1292) в монастырской тюрьме. При этом ни Арнольд из Виллановы, ни Роджер Бэкон никогда не выступали против церкви. Обоих алхимиков не могли обвинить в неверии, скорее наоборот, они были очень верующими людьми.

Читайте также: Мистики в реалиях: Арнольд из Виллановы

О причинах преследования Роджера Бэкона (и Виллановы тоже) французский исследователь Серж Ютен (Serge Hutin) в своей книге "Повседневная жизнь алхимиков в Средние века" высказывает следующее предположение: "Инквизиционные трибуналы опасались (это стало для них своего рода наваждением) применения средств, соприкасавшихся с черной магией (обвинение требовало самого сурового наказания, если подсудимый "сознательно" стремился к достижению чего-либо, применяя дьявольские средства (курсив автора). Именно это, очевидно, и послужило основанием для обвинения двух упомянутых нами алхимиков.

Более того, любая смелая мысль могла вызвать негодование церковных властей: например, глава францисканского ордена обвинял Роджера Бэкона в том, что он учил "подозрительным новшествам". А это действительно был исключительно пророческий ум: задолго до Леонардо да Винчи он писал о возможности создания летающих машин, самодвижущихся повозок и подводных лодок".

Бэкон перечислил множество будущих изобретений, как-то: корабли без парусов и весел, батискафы, глазные линзы и многое другое. Один зарубежный историк науки заметил по этому поводу, что каждое из его предвосхищений само по себе едва ли достойно упоминания, но столь великое число предвидений, сделанных одним и тем же человеком, поражает и сегодня.

Роджер Бэкон утомил клир своими постоянными яростными нападками на схоластов и своей склонностью к мистицизму вообще и к пророчествам Иоахима Флорского (Gioacchino da Fiore) в особенности. Взгляды последнего были признаны католической церковью еретическими. Выйдя на свободу в 1292 году, он успел еще раз обобщить свои тезисы в опусе Compendium studii theologiae, в котором он резко критиковал современных теологов. В июне 1292-го (или 1294-го) года Роджер Бэкон скончался.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить