Комендант Освенцима был маньяком только по части бюрократии

Палач за письменным столом

16 апреля 1947 года в Освенциме казнили военного преступника, оберштурмбаннфюрера СС Рудольфа Франца Фердинанда Хесса. Комендант концлагеря, ответственный за уничтожение 3 миллионов евреев, не был ненормальным садистом. Он предстал бюрократом, дотошно исполнявшим приказы сверху и видевшим в массовых убийствах свой долг перед "Великой Германией".

Судебные процессы над такими палачами, как эсэсовский подполковник Рудольф Хесс и гестаповец Адольф Эйхман, выявили особенность, впоследствии названную философом Ханной Арендт "банальностью зла". Оба эти человека — комендант концентрационного лагеря Освенцим и организатор "окончательного решения еврейского вопроса" — оказались не серийными маньяками-убийцами, а на удивление нормальными людьми, не лишенными высоких понятий о чести и воинском долге. Правда, несколько своеобразных.

Читайте также: Во Франции появился новый Брейвик

В немецком языке даже есть существительное для обозначения подобных типов — Schreibtischmörder, "убийца за письменным столом". Это чиновник-бюрократ, сидящий у себя в кабинете и росчерком пера решающий судьбы других людей. Ему не требуется нож или пистолет, чтобы лишить человека жизни — для этого имеются профессиональные палачи. Зачастую такие деятели не выносят ни вида крови, ни корчащихся в муках жертв и даже не способны отрезать голову курице, но зато они в состоянии отдать приказ о ликвидации тысяч и миллионов людей. При этом личной ненависти к ним они не испытывают.

"Другим улучшением по сравнению с Треблинкой были построенные нами газовые камеры, которые могли принимать за один раз до 2 тысяч человек, в то время как десять газовых камер в Треблинке принимали только по 200 человек", — объяснял в марте 1946 года комендант концентрационного лагеря Освенцим Рудольф Хесс во время Нюрнбергского процесса над военными преступниками. Возглавляя с мая 1940 по ноябрь 1943 года концлагерь в маленьком польском городке, Хесс превратил его в самый крупный лагерь смерти, в котором нацисты уничтожили свыше миллиона восточных евреев. Он заботился о безукоризненной работе механизма по уничтожению людей и похвалялся, что первым "результативно" применил газ "Циклон Б".

В автобиографии, которую Хесс написал в начале 1947 года, находясь в следственной тюрьме польского Кракова, он сентиментальным отцом семейства, любящим животных и природу. Комендант Освенцима не был ни садистом, ни психопатом, а честолюбивым бюрократом-убийцей, который слепо следовал приказам начальства и воспринимал поставленное им на промышленный поток убийство сотен тысяч невинных людей как служение своему народу и отечеству.

Оберштурмбаннфюрер СС Рудольф Франц Фердинанд Хесс (Rudolf Franz Ferdinand Höß) родился 25 ноября 1900 года в католической семье в Баден-Бадене. По желанию своего строгого отца мальчик должен был стать священником. Но отец умер, когда Рудольфу исполнилось 14 лет, и на следующий год подросток пошел добровольцем в армию. Будучи с 16-ти лет на фронте, он уже к 17 годам стал унтер-офицером, награжденным за храбрость и смекалку Железным крестом первого и второго класса, а также другими боевыми наградами.

После войны ветеран присоединился к добровольческому корпусу Герхарда Россбаха (Freikorps Roßbach), в рядах которого принимал участие в борьбе с коммунистами в Рурской области, в Прибалтике и в Верхней Силезии. Выступление Адольфа Гитлера, услышанное им в Мюнхене в начале 20-х годов, уже после роспуска добровольческого корпуса, привело Хесса к решению вступить в ряды НСДАП.

В 1924 году Хесс предстал перед судом Лейпцига за подстрекательство к убийству по решению тайного судилища феме, в котором верховодили нацисты. К 10 годам тюрьмы его приговорили за участие в покушении на "предателя" Вальтера Кадова (Walter Kadow), которого подозревали в том, что тот выдал французским властям немецкого партизана Альберта Лео Шлагетера (Albert Leo Schlageter). Этого борца за освобождение Рурской области от французской оккупации, пускавшего под откос поезда, казнили в мае 1923 года, и Хесс хотел отомстить за смерть мученика.

Читайте также: Демьянюк: последний аккорд палача

Одним из сообщников Хесса по ликвидации "предателя" был Мартин Борман, позже ставший высокопоставленным покровителем будущего коменданта Освенцима.РудольфаХессаосвободилипоамнистии14июля1928года.Спустягодонженился.

Рейхсфюрер СС и шеф Немецкой полиции Генрих Гиммлер обратил внимание на Хесса в 1934 году, когда унтершарфюрер СС Хесс состоял в охране концентрационного лагеря Дахау, который должен был стать моделью для всей системы концентрационных лагерей национал-социалистов. Циничное выражение "Труд освобождает" (Arbeit macht frei) над воротами Освенцима Хесс позаимствовал с той поры. 1 августа 1938 года его перевели в концлагерь Заксенхаузен, руководство над которым он принял через три недели после нападения вермахта на Польшу.

По приказу Гиммлера в 1940 года маленький польский городок Освенцим, расположенный между Краковом и Катовицами, превратили в концентрационный лагерь. И Рудольф Хесс был назначен комендантом лагеря Аушвиц, как называют Освенцим в Германии. Истребление польских евреев было назначено Гитлером на сентябрь 1939 года, почти за два года до приказа фюрера об "окончательном решении еврейского вопроса". Во всяком случае, это следует из протокола совещания у Гейдриха от 21 сентября 1939 года.

В мемуарах Хесс писал: "Фюрер приказал окончательно решить еврейский вопрос. Мы, СС, должны выполнить этот приказ. Существующие места уничтожения на Востоке не в состоянии выполнять задуманные крупные акции. Поэтому для этой цели я определил Аушвиц (так в оригинале назван Освенцим — Ред.)".

В лагере существовали две категории евреев: так называемые транспортные евреи (Transportjuden), которые составляли основную массу населения и не совершили никаких преступлений даже в глазах нацистов, и "превентивно арестованные евреи" (Schutzhaftjuden), сосланные в немецкие концлагеря за какие-то проступки. Великим парадоксом Освенцима назвал один из центральных свидетелей по Освенциму Раи Каган то обстоятельство, что "с теми, кого сажали за уголовные преступления, обращались лучше, чем с остальными". Они не попадали под селекцию и, как правило, выживали.

Когда в марте 1942 года в Освенциме в фабричных масштабах началась газификация, Хесс с облегчением вздохнул: "Меня всегда, когда я думал о массах, о женщинах и детях, пугали расстрелы. (…) теперь я спокоен".

Из-за коррупционного скандала Хесс вынужден был оставить пост коменданта, однако в 1944 году по желанию Гиммлера, которому потребовалось провести "акцию Хесса" — массовое убийство 400 тысяч венгерских евреев, — его возвращают на место.

Когда война кончилась, британская армейская полиция в окрестностях Фленсбурга арестовала мужчину с документами на имя Франца Ланга (Franz Lang). 25 мая 1946 года, ровно в 17-ю годовщину со дня его свадьбы, Хесса передали польским властям и доставили на допрос в Варшаву. 2 апреля 1947 года польский Высший народный суд приговорил бывшего коменданта лагеря Освенцим к смертной казни через повешение.

"Хесс, — пишет немецкий историк Мартин Бросцат (Martin Broszat), — образцовый пример того, что личные душевные качества не оберегают от негуманности, а могут быть извращенно поставлены на службу политического преступления".

"В случае Хесса во всей ясностью понимаешь, что массовые убийства не связаны с личной жестокостью, с дьявольским садизмом, жестокой грубостью и так называемым "озверением", которые наивно измысливают в качестве свойств убийцы. Записки Хесса радикально опровергают эти слишком простые представления и вместо этого дают портрет человека, ежедневно занимавшегося уничтожением евреев, человека, который в общем и целом действительно осознает свой долг, ничуть не злого, а наоборот любящего порядок, любящего животных и природу, на свой лад "душевного" и даже исключительно "морального"", — полагает Бросцат.

Читайте также: Гитлер — "перпетуум мобиле" рекламы

Рассматривая автобиографию Хесса, изобретшего технику массового убийства и проводившего ее в жизнь, историк приходит к мысли, что он был не опустившимся подонком рода человеческого, а честолюбивым, осознающим свой долг, следующим авторитетам чопорным обывателем, который привык рабски повиноваться приказам сверху, убийства сотен тысяч людей считал простой "ликвидацией" и воспринимал их как служение народу и фатерланду. Отчего эта фигура становится еще страшнее.

Читайте самое интересное в разделе "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *