Блогеры устроили онлайн-встречу Капитолины Агафоновой с немецкой семьей, приютившей ее во время войны

Капа и Юргенсы: встреча в Сети спустя эпоху

Фашистская Германия организовала по миру, по разных сведениям, около 14 тысяч концентрационных лагерей. Для большинства военнопленных, попавших в концлагеря, выход из этих ужасающих мест был один — смерть. Юную Капитолину, пригнанную в концлагерь в 15 лет, спасла семья Юргенс. Капа, так ее называли в доме, стала старшей сестрой сыновьям Юргенсов.

Лагерь смерти — место жуткое. Это страшный урок и напоминание потомкам о том, почему сегодня мы с вами живы. Заключенных при входе в один из лагерей встречала вывеска: "Труд делает свободным". Разумеется, всех, вошедших в эти ворота, свободными делала только смерть.

Читайте также: Советский солдат - чудовище или герой? 

Врачи СС осматривали вновь прибывших и тех, кто, по их мнению, не подходил для работы, отправляли на смерть в тот же день. Сразу по прибытии в лагерь здесь "освобождали" больных, слабых, старых, беременных, маленьких детей: расстреливали, отправляли в газовые камеры, а потом сжигали. Оставшиеся работали до полного истощения. Конец для всех был предусмотрен один — смерть.

15-летнюю Капитолину в лагерь, название которого она уже не помнит, пригнали в 1943 году. После — отправили на северо-запад Германии в деревню Хольтланд на работы. Надежды на спасение не было никакой. Оставалось только пахать. Жить одним днем. Верить, что завтра обязательно наступит. И завтра наступило — за Капитолиной пришли Юргенсы.

У семьи Юргенсов было свое хозяйство и пекарня. Глава семьи в помощницы выбрал Капу. Девушку поселили в доме, где жила семья, выделили ей отдельную комнату. По правилам того времени, пленные должны были есть за отдельным столом. Маленький стол для Капы купили и поставили в угол. За него девушка садилась, когда в дом приходили соседи, среди которых были стукачи. Последних хватало в любое время, но в военные годы они представляли смертельную опасность. Юргенс-старший сказал, что есть за отдельным столом Капа не будет. В семье ели все вместе за одним большим столом.

Капитолина была девушкой интеллигентной, начитанной: она знала некоторых авторов из школьного курса по литературе сыновей Юргенсов. Мальчиков, считавших Капу своей старшей сестрой, в семье было трое — Мартин, Юрген и Кристиан. В комнате, где она жила, на подоконнике стояли иконы, которые девушка привезла с собой. Она разрешала мальчикам очень бережно брать их в руки, рассказывала о святых, о своей вере в Бога. Капа была им как родная. И, по мнению мальчиков, она была самой красивой девушкой в деревне.

Когда в 1945 году в Хольтланд пришли американцы и предложили пленным выбрать страну для дальнейшего проживания, Капа решила вернуться в Советский Союз. На Родине продолжить учебу, прерванную войной, Капитолина уже не смогла: с прошлым военнопленной ей был открыт только один путь — в колхоз. Юргенсы знали о судьбах тех, кто вернулся из плена в Россию, знали о том, что Сталин считает многих из них врагами, отправляет в лагеря, и люди продолжают гибнуть в мирное время у себя дома. Чтобы не сломать жизнь Капитолине окончательно, Юргенсы не пытались искать ее.

Сегодня Капитолина Савельевна живет в деревне Савкино в 600 километрах от Москвы. И если бы не вездесущий интернет, ее воспоминания о жизни в Хольтланде так бы и остались семейной историей. В завязавшейся переписке в комментариях к посту о концентрационном лагере Аушвиц Павел Агафонов, сын Капитолины, рассказал о своей маме и спросил о том, остался ли кто-то из Юргенсов жив. Блогер Иван, проживающий в Германии, оказался человеком отзывчивым и решил Агафоновым помочь. На поиски Юргенсов ему потребовалось чуть больше часа.

Мартин и Юрген по-прежнему живут в Хольтланде, а Кристиан — во Фрайбурге. Всем троим около или чуть больше 80 лет. Фрау Юргенс умерла 20 лет назад. Русскую девушку Капиталину они хорошо помнят. Юргенсы очень переживали, когда она уехала в Россию.

Капитолина была словно дочь их семьи. Комната, где она жила в их доме, уцелела. Благодаря Ивану и журналистам НТВ состоялась встреча братьев Мартина и Юргена с Капитолиной в Skype. Скованность в общении прошла через несколько минут, словно и не было стольких лет разлуки. Вспоминали о собачке Юргенсов, о том, какой у них был дом, о том, что теперь прошлое живет только в их снах.

Читайте также: Блиц-криг не удался. 10 лет в плену

Внучка Юргена, закончив школу, поехала на один год в Петербург бесплатно преподавать немецкий язык в школе. Летом Юрген с женой собираются ее навестить. Он надеется, что им удастся встретиться с сыном Капы а, может быть, даже и с ней. Капитолина встречаться в реальности не спешит: стесняется жизни, которую ей, вернувшейся из плена, "подарило" государство. Но теперь они не потеряются, и никто не запретит им вот так сидеть, видеть друг друга через сотни километров и вспоминать о том, как удалось встретить в военное время им — старшую сестру, а ей — добрых людей, спасших ей жизнь.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Марина Арапиди
Марина Арапиди — журналист, редактор, клинический психолог, сказкотерапевт *