Наверное, эта самая долгая эпопея в истории российской ракетной техники все-таки подходит к концу… Министерство обороны официально заявило, что в октябре 2012 года на вооружение ВМФ России поступит многострадальная баллистическая ракета "Булава". Одновременно с ракетой на вооружение будут приняты и атомные подводные лодки проекта 955 "Борей" — "Юрий Долгорукий" и "Александр Невский".
В перспективе, если все пойдет по плану, межконтинентальная баллистическая ракета "Булава" составит основу морского компонента ядерной триады России. Государственные летные испытания ракетного комплекса успешно завершены — так заявил накануне на коллегии гражданский военный министр Анатолий Сердюков.
Последний запуск ракеты состоялся 23 декабря 2011 года с борта атомной подводной лодки "Юрий Долгорукий", то есть с борта штатного носителя этого оружия. Сообщается, что серия пусков "Булавы" будет проведена летом текущего года. Будет и так называемый залповый пуск. Эти пуски уже не будут ни испытательными, ни какими-то дополнительными, а пройдут они в рамках планового комплекса мероприятий по принятию ракеты на вооружение.
Читайте также: Российскую оборонку сделают модерновой
Ну, вроде бы все успешно. Но все-таки — почему "Булава" разрабатывалась и "училась летать" так долго? Пожалуй, это один из самых крутых "долгостроев" в военной отрасли. Ведь разработка ракеты началась еще в далеком 1998 году! Но этот вопрос попытался ответить "Правде.Ру" кандидат технических наук, капитан 1-го ранга в отставке Виктор Николаевич Ромадин:
"Сама история возникновения идеи о создании новой ракеты для ВМФ довольно любопытна. Наверное, то, что я расскажу, может не понравиться некоторым моим коллегам и многим руководителям… Но лично я, в течение долгих лет наблюдая за историей "Булавы", пришел к мнению, что разработке и испытаниям "Булавы" мешали не столько технические неполадки и срывы, сколько чисто организационные!
Для того чтобы разобраться в проблеме, давайте углубимся в историю вопроса. Итак, "Булава", российская твердотопливная баллистическая ракета комплекса Д-30, предназначенная для размещения на подводных лодках проекта 955, начала разрабатываться с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989–1997 годах замечательную по всем боевым характеристикам ракету наземного базирования "Тополь-М". Заметьте — эта ракета, хоть и великолепна, но все-таки она сухопутная! В Московском институте теплотехники опыта строительства ракет морского базирования, да еще с подводным стартом, было совсем немного.
Но посмотрим, как же заказ на разработку морской ракеты попал именно в этот "сухопутный" институт. В ноябре 1997 года председателю правительства России Виктору Черномырдину было направлено письмо за подписями министров Якова Уринсона и Игоря Сергеева, в котором предлагалось, с учетом реалий международной и внутренней обстановки, финансовых и производственных возможностей России, придать именно МИТу функции ведущей организации при создании перспективных средств ядерного сдерживания, имея в виду прежде всего определение технического облика таких средств.
Читайте также: В море - "великий князь" от атомного флота
Какого, извините, лешего выгодный заказ на ракету отдали тогда именно "сухопутному" МИТу, остается только догадываться. Хотя… Вспомните то время — в стране разруха, дефолт, безденежье, а тут — четкий государственный заказ с гарантированным финансированием. Некоторые мои бывшие сослуживцы (а я в те годы служил в одном из подразделений Генерального штаба Вооруженных сил), высказывали предположение, что тут не обошлось без сильного лоббирования интересов МИТ. Я не произношу вслух ставшее привычным слово "откат", но все-таки где-то оно так и витает во всех разговорах на эту тему…
Итак, после утверждения письма Уринсона и Сергеева, научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования были переданы 4-му ЦНИИ МО РФ, ранее этим практически не занимавшемуся! А от разработки стратегических ракетных комплексов для Военно-морского флота были отстранены отраслевые научно-исследовательские институты Роскосмоса: ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения.
Генеральным конструкторам и директору МИТа Юрию Соломонову было предложено разработать универсальную стратегическую ракету для ВМФ и РВСН. Грубо говоря, институту, создавшему успешный сухопутный "Тополь", как бы намекнули: да запихайте вы эту свою классную ракету в шахту подводной лодки — и дело с концом, все будет быстро и дешево. Но не тут-то было!
В общем, Совет безопасности России отказался от разработки Миасского конструкторского бюро имени Макеева (разработчика почти всех советских баллистических ракет подводных лодок). В качестве аргументов в пользу такого решения официально называлось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет.
Читайте также: Атомный долгострой вышел в море
Противники этого решения (их, поверьте, было очень и очень много) указывали на довольно сомнительные плюсы от унификации ракет, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, и необходимость переделки АПЛ "Юрий Долгорукий", строящейся аж с 1996 года на знаменитой Северодвинской верфи "Севмаш" и первоначально проектировавшейся под другую ракету, под названием "Барк".
В общем, у меня (да и не только у меня) возникает ощущение, что столь странное решение на уровне правительства в конце 90-х было принято под влиянием каких-то загадочных факторов. В 2000 году, когда был избран другой президент, и значительная часть сотрудников правительства сменилась, отменять эти решение было уже поздно — в разработку "Булавы" уже было вложено достаточно много…
По сути, от начала проектирования до принятия "Булавы" на вооружение ВМФ прошло почти 14 лет — громадный срок для военно-промышленного комплекса как такового. Стоит отметить, что как раз в эти годы выводились из строя некоторые морские ракеты, отслужившие свой срок. То есть, по большому счету, безопасность страны находилась под угрозой…
Вот такая история самого крутого российского оборонного долгостроя. Кто тут прав, кто виноват — неизвестно… Чьи-то финансовые интересы? Коррупция? Все может быть. Но мне все-таки кажется, что во многом виновата и наша врожденная отечественная безалаберность".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"