Сотрудники береговой охраны пограничной полиции Грузии в понедельник задержали приписанный к Архангельску российский сухогруз "Пур-Наволок". Как гласят официальные грузинские источники, наше судно задержано в так называемой морской акватории Сарпи (грузино-турецкая граница) за нарушение правил мореходства. Но в этой истории есть множество "но"…
Как сообщают интернет-источники, в отношении капитана судна Юрия Данилова грузинскими пограничниками ведется предварительное следствие. Кроме капитана, на борту сухогруза находятся еще десять членов экипажа, причем все они — граждане России. По данным на этот час, российское судно находится в Батуми.
Как удалось узнать специальному корреспонденту "Правды.Ру", построенное в Рыбинске в 1989 году грузовое судно сейчас принадлежит Беломорской фрахтовой компании, что базируется в Архангельске в известном здании на улице Поморской, 32. Как сообщили "Правде.Ру", владельцы судна очень кропотливо походят к подбору экипажей судов, работающих и в малом, и в большом каботаже. Да и компания считается в России одной из самых, так сказать, добросовестных.
Читайте также: Последнее плавание невезучей субмарины
С июля по октябрь 1993 года судно проходило модернизацию для работы в море на Выборгском судоремонтном заводе (увеличена грузоподъемность и повышен класс). До 2001 года судно использовало Московское речное пароходство. Затем до ноября 2004 года компания "Балтком" из Санкт-Петербурга. Перед выходом в нынешний рейс судно прошло все полагающиеся проверки с высоким качеством.
Экипаж "Пур-Наволока" считался одним из самых опытных в компании, поэтому формулировка грузинской стороны, что судно якобы "нарушило правила судоходства", представляется весьма спорной. Ранее никогда это судно в подобные ситуации не попадало. Но, во всяком случае, какие-то детальные подробности о задержании судна неизвестны даже в самой компании. Ну что ж, будем ждать.
Вообще, это уже не первый или второй, а чуть ли не двадцатый случай задержания российских судов грузинскими пограничниками только за последние семь лет, то есть с 2005 года. Так, например, в феврале 2011 года, сотрудники пограничной полиции Грузии задержали российский сухогруз "Naruksovo" за выброс вредных веществ, загрязняющих море. Тогда городской суд Поти обязал капитана судна, гражданина России Петра Ушакова выплатить штраф в размере пяти тысяч лари — около трех тысяч долларов.
В 2009 году корабль береговой охраны Грузии задержал теплоход "В.Успенский", следовавший из турецкого порта Хопо в Азов. На судно высадился грузинский десант из 13 вооруженных бойцов. Теплоход шел под флагом Камбоджи, порт приписки — Пномпень. Экипаж — 14 граждан России. Судно было тогда отконвоировано на рейд порта Батуми. Причина задержания, как и в случае с "Пур-Наволоком", — нарушение режима плавания. Были изъяты судовые документы и паспорта моряков.
В сентябре 2006 года около портопункта Гонио (Аджария) пограничники береговой охраны Грузии задержали сухогруз "Патрушево", плавающий под российским флагом — также "за нарушение правил мореплавания". Владельцам судна пришлось тогда выплатить Грузии административный штраф в размере 50 тысяч лари (около 26 тысяч долларов).
Читайте также: Субмарины затапливают специально
В феврале 2006 года Грузия задержала российский танкер "Рабук-4". Владельцам пришлось платить немалый штраф. За что? Да все за то же — якобы "за нарушение правил судоходства в грузинских территориальных водах".
Ну, а судно "Казань-сити" под российским флагом грузины арестовали якобы за загрязнение моря в акватории порта Поти — там с указанного судна произошла небольшая (у нас бы и не заметили!) утечка нефти. Судовладелец оштрафован на 70 тысяч лари (около 40 тысяч долларов).
Что же это за напасть такая? Что же это наши, украинские, турецкие суда так часто арестовываются грузинами? И, судя по прессе, редко задерживаются ими суда румынские, болгарские или западноевропейские, не говоря уж об американских — в Черном море, в том числе и в районах вблизи Грузии, их всегда полным-полно.
Оказалось, причины тому есть. Ситуацию комментирует "Правде.Ру" действительный член Российской академии транспорта, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, Почетный работник морского и речного флота СССР, капитан дальнего плавания Виктор Семенович Жарихин:
"Да, российские, турецкие, но чаще всего украинские суда задерживаются Грузией достаточно часто по разным причинам. Но! Самое главное то, что происходит это чаще всего не оттого, что украинские, турецкие или российские экипажи судов плохо обучены, или есть какие-то неисправности в ходовой или рулевой части судна! Ничего подобного.
Есть тому очень прозаическое объяснение. Грузия, ее военный и гражданский флот несколько лет назад перешли на несколько иные, чем российские или украинские, "параметры" и правила мореплавания в прибрежной зоне, навигации и так далее. Точнее, они ушли от технических "параметров", существовавших еще во времена СССР и доставшихся Грузии, так сказать, "в наследство".
Надо сказать, в последние годы (не без помощи США, прямо скажем!) у Грузии, в первую очередь у вооруженных сил, погранвойск и береговой охраны, появилось великолепное навигационное и другое оборудование, которое позволяет им более четко отслеживать явных и возможных нарушителей. У нас же, увы, все пока по-прежнему, модернизация идет со скрипом… В общем, Грузия уже перешла на западные стандарты, а мы до сих пор нет. Хотя делать это все равно когда-то придется.
Также по теме: "Курск": за 11 лет разгадка так и не всплыла
Хотя, если разобраться, и грузинские суда частенько нарушают международные нормы мореплавания. У меня на памяти недавний очень яркий пример. В августе 2009 года грузинский траулер "Русно" вторглось в российские воды недалеко от Камчатки в исключительной экономической зоне России в Беринговом море. Погоня российского патрульного судна "Аргал" за нарушителем длилась около 20 часов. Грузинский траулер лег в дрейф лишь после того, как с патрульного самолета пограничной охраны ФСБ по нему был открыт предупредительный огонь.
Ну тут уж, согласитесь, какое такое "нарушение правил мореплавания" может быть… Тут налицо злостная наглость капитана и экипажа и презрение ко всем международным нормам. Кстати, на том грузинском судне большая часть команды была все-таки набрана из граждан России. Вот такие дела…".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"