Советская атомная подлодка "К-8" 42 года назад отправилась в последнее плавание

Последнее плавание невезучей субмарины

Это была первая реальная катастрофа в советском атомном подводном флоте. Ровно 42 года назад вышла в море атомная подлодка "К-8". Менее чем через месяц она затонет в результате пожара в Бискайском заливе. Погибли 52 человека. По роковому стечению обстоятельств первая большая радиационная авария в СССР случилась на этой же несчастливой подлодке.

"К-8" (проект 627А, класс "Ноябрь" по классификации НАТО) была третьей атомной лодкой, построенной на стапелях Северодвинска. Вступила в состав ВМФ в 1960 году. Первая на атомных подводных лодках авария ядерной установки в море произошла именно на ней 13 октября 1960 года. В результате разрыва парогенератора в турбинный отсек вместе с паром второго контура вышел газ — гелий из компенсатора объема первого контура атомного реактора.

Экипаж справился с аварией, и лодка самостоятельно вернулась на базу. Однако почти у всего личного состава наблюдались первичные признаки лучевой болезни — рвота, головная боль, повышенная утомляемость, потливость, особенно ладоней и ног, плохой сон, нервозность, возбудимость, нетерпимость к окружающим.

Читайте также: Рядом с "Фукусимой" обнаружены тонны радиоактивной воды

Медики отобрали для обследования 13 человек. Их отправили в госпиталь в Полярном, где впервые в СССР спешно открыли специальное "радиационное" отделение. У некоторых моряков из этой группы впоследствии выпали волосы…

Но вернемся к аварии, после которой "К-8" затонула. Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка была направлена в район Северной Атлантики для участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях "Океан-70", в которых были задействованы силы всех флотов СССР. "К-8" должна была обозначить подводные силы "противника", прорывающиеся к берегам Советского Союза. Торжественно закончить учения планировалось к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина, то есть к 22 апреля 1970 года.

Вечером 8 апреля, когда подлодка находилась севернее Азорских островов, при всплытии "К-8" со 160-метровой глубины для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту АПЛ.

Одновременно огонь вспыхнул в седьмом отсеке — там загорелась регенерация. Представьте себе — два пожара сразу, причем оба очень серьезные! Через пять минут лодка всплыла. Пожар пошел по воздуховодам. Моряки самоотверженно боролись за корабль.

Читайте также: Субмарины затапливают специально

События развивались трагически. Прямо на боевом посту погиб весь состав первой смены главной энергетической установки. Видя, что пламя может попасть в их пост, офицеры задраили двери, зная, что выбраться наружу уже не смогут. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы. Так подводники ценой своих жизней сделали главное — предотвратили тепловой взрыв атомных реакторов.

Из восьмого отсека людей пытались вывести через спасательный люк. Но концентрация окиси углерода столь велика, что спасти никого не смогли. В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна гражданского морского флота СССР, но шторм помешал взять подводную лодку на буксир.

Часть личного состава лодки была переправлена на судно "Касимов", а на борту "К-8" осталось 22 человека во главе с командиром подлодки капитаном II ранга Всеволодом Бессоновым. Они продолжили бороться за за живучесть корабля. Но 12 апреля в 6 часов 13 минут в результате потери запаса плавучести и продольной остойчивости подводная лодка затонула на глубине 4680 метров в Бискайском заливе — в 490 километрах от северо-западного берега Испании…

Гибель АПЛ "К-8" стала первой крупной катастрофой в истории отечественного атомного флота. Всего в результате аварии погибли 52 члена экипажа. Правительственная комиссия по расследованию причин аварии пришла к выводу, что командир действовал правильно. Командиру подлодки Всеволоду Борисовичу Бессонову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Погибших подводников наградили орденами Красной Звезды. Оставшиеся в живых были удостоены государственных наград. Однако всем подводникам было приказано молчать о катастрофе. Ну как же, в год 100-летия вождя — и вдруг такая неприятность! Подробности аварии стали известны много позже.

В базе подводников Гремиха через несколько лет был установлен памятник ПЛА "К-8" с именами всех погибших членов экипажа подлодки. Две улицы военного городка Островной назвали именами командира Бессонова и капитана медицинской службы Арсения Соловья. Корабельный врач Арсений Соловей во время аварии отдал свой дыхательный аппарат главному старшине Юрию Ильченко, которому сделал операцию по удалению аппендицита в Норвежском море. Старшина был спасен, а вот самоотверженный врач погиб.

Стоит вспомнить и другие атомные подлодки, канувшие в бездну. Всего с 1955 по 2010 год затонуло восемь атомных субмарин: четыре советских, две российских и две американских. Все они погибли в результате различных аварий: три из-за технических неисправностей, две из-за проблем с вооружением, еще две погубили пожары. Точная причина гибели подлодки "Курск" так и осталась неизвестной.

Также по теме: "Курск": за 11 лет разгадка так и не всплыла

Кстати, именно "Правда.Ру" была первым российским изданием, которое опубликовало исследование российских ученых, в котором фигурирует версия о том, что "Курск" случайно потопила чужая субмарина, возможно, американская.

Проблемы с ядерной энергетической установкой наблюдались только в одном случае — на "К-27". Они не привели к гибели корабля, но в конечном итоге стали причиной его затопления с целью утилизации. АПЛ "К-141" "Курск" в 2001 году была поднята, семь прочих затонувших атомных кораблей находятся на дне в разной степени сохранности.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе