Эту новость в столице российских корабелов-атомщиков Северодвинске обсуждают так активно, что кажется, эта тема - главная для жителей. Признанный в минувшем году моногородом, Северодвинск живет в основном за счет оборонных верфей. Поэтому весть, что АПЛ "Дмитрий Донской" хотят превратить в мишень для новых лодок типа "Борей", зацепила за живое.
"Севмаш" предлагает оставить лодку проекта "Тайфун" в составе ВМФ для отработки оружия других субмарин — примерно так звучит тема в российских СМИ. То есть, по сути, "Дмитрия Донского" хотят превратить в лодку-мишень для новейших субмарин проекта "Борей", которые планируется вооружить такими же новейшими ракетами "Булава".
Однако, если внимательно поизучать эту, несомненно, сенсационную тему, то можно, в конце концов, понять, что речи о "переквалификации" "Дмитрия Донского" пока, в общем-то, и не идет. Просто руководство главной северодвинской верфи, "Севмаша", ищет любые способы оставить корабль в составе флота. Военные своего согласия пока не дали.
Читайте также: Субмарину "К-219" утопило подводное НЛО?
Напомним, "Дмитрий Донской" — головная (то есть самая первая) подводная лодка проекта 941 (шифр "Акула", по натовской классификации "Тайфун"). Это тяжелый атомный ракетный крейсер стратегического назначения. Корабль занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая АПЛ в мире. Длина лодки составляет 172 метров, ширина — 23,3 метра, осадка — 11,5 метра.
Внутри стального легкого корпуса располагаются горизонтально два прочных корпуса диаметром по 7,2 метра, разделенных каждый на восемь отсеков. Между ними — три прочных модуля: носовой с шестью торпедными аппаратами калибром 533 миллиметра, кормовой и центральный пост. По сути, это огромный подводный катамаран. Несет 20 баллистических ракет.
В такой компоновке "Тайфун" может полгода ходить под водой на глубине до 400 метров, перемещаясь со скоростью 50 километров в час (27 узлов). Всего с 1976 года было построено шесть таких лодок, три уже разрезаны на металл в рамках российско-американской программы "Совместное уменьшение угроз".
Ранее предлагалось переделать "Тайфун" в подводные грузовики и возить на них товары в северные порты круглый год. Однако потом от этой идеи отказались из-за дороговизны таких перевозок. Под испытания нового ракетного комплекса "Булава" "Дмитрий Донской" был модернизирован в 2000-х годах. В одну из его шахт, построенных под ракету "Р-39", был вставлен так называемый новый пусковой стакан под "Булаву". С борта крейсера были проведены 14 испытательных пусков, шесть из которых были неудачными. Последний оказался успешным и был произведен 29 октября 2010 года.
Но теперь испытания "Булавы", причем весьма успешные, проходят уже с борта так называемого штатного носителя — АПЛ проекта "Борей" под названием "Юрий Долгорукий". Готовы и две следующие подлодки этого класса — "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Таким образом, переделанный исключительно под испытания "Булавы", могучий "Дмитрий Донской" становится, по сути, не нужен.
В итоге все три оставшиеся лодки этого проекта — "Дмитрий Донской", а также "Архангельск" и "Северсталь" было решено утилизировать. Экипаж "Донского", который на флоте носит номер ТК-208, уже с начала 2012 года сократят со 160 до 70 человек…
Читайте также: В море — "великий князь" от атомного флота
Помнится, в августе 2009 года с этим самым сокращаемым личным составом "Дмитрия Донского" на территории "Севмаша" в Северодвинске встречался Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фотографии с той встречи свято хранятся в кают-компании корабля. Похоже, это наряду с испытаниями "Булавы" — самый последний "светлый" момент в истории "Дмитрия Донского".
Сколько труда северодвинские корабелы вложили в создание и испытания этого корабля. Жалко его терять… Сейчас он в превосходном состоянии, все системы и механизмы работают великолепно, экипаж подготовлен высококлассно. Северодвинские корабелы и предложили использовать "Дмитрия Донского" в качестве живой мишени для испытания всех новых "Бореев" и для обеспечения их выходов в море на испытания. По сути, идея использовать лодку в качестве мишени пришла от безысходности. 20 лет корабелы эту огромную подлодку строили, модернизировали — и что, теперь резать? Это, конечно, обидно…
Обычно именно в паре со второй лодкой производится проверка гидроакустической станции, проверка вооружений. До сих пор для этих целей использовались боевые подлодки Северного флота, которые отрывали от боевых служб и перегоняли из Баренцева моря в Белое. Налицо было некое понижение боеготовности флота!
Однако, как пишут "Известия", в Главном штабе ВМФ не в восторге от такого предложения, поскольку содержать "Дмитрия Донского" — слишком дорогое удовольствие, и военным оно не по карману. Просто поддерживать три лодки проекта "Тайфун" в плавучем состоянии, чтобы они элементарно не утонули и не взорвались, стоит около 300 миллионов рублей в год.
Читайте также: Последняя авария советского флота
"Большую часть этих средств "съедает" "Дмитрий Донской", поскольку это единственный "Тайфун" на ходу. Две другие лодки уже 10 лет ждут утилизации, потому что ракеты "Р-39" для них сняли с боевого дежурства еще в 2000 году. А без ракет лодка — это просто кастрюля. Если "Севмаш" хочет на ней что-то отрабатывать, пусть и содержит…", — приводит издание слова представителя штаба Северного флота.
На "Севмаше", естественно, таких денег тоже нет. Да тем более даже юридически "Дмитрий Донской" — это вообще-то собственность Военно-морского флота. В общем, эта немалая проблема сейчас как бы "висит" над всем российским военным кораблестроением. Была идея сделать на борту "Дмитрия Донского" музей подводного флота и поставить где-нибудь в акватории Северодвинска или даже "Архангельска", но это тоже огромные деньги!
Хотя… Есть в мире примеры успешного создания коммерческих музеев на основе бывших боевых кораблей. Например, в Китае на основе тяжелого авианесущего корабля, проданного после распада СССР на металлолом за сущие копейки, был построен шикарный развлекательный комплекс "Мир авианосца", который давно уже окупился и приносит хозяевам огромную прибыль! Но в России, похоже, этой темой никого не заинтересовать…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"