Могут ли данные о немецких военнопленных быть государственной тайной России? Оказываются, могут. В Архангельске в пятницу состоялись судебные прения по уголовному делу в отношении известного историка Михаила Супруна и полковника МВД Александра Дударева, которые искали в архивах данные о немцах, репрессированных в СССР в 40-е годы. Оказывается, нельзя было этого делать…
Дело это достаточно громкое и давнее, информационные поля сотрясаются новыми сообщениями о нем с завидной регулярностью. Как сообщили "Правде.Ру" в пресс-службе прокуратуры Архангельской области, уголовное дело на историка и помогавшего ему полковника было возбуждено еще в октябре 2009 года по результатам проверки, проведенной органами регионального управления ФСБ России. Обвинительное заключение по делу утверждено не кем-нибудь, а аж самим заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Александром Гуцаном. Вокруг чего шум-то? Есть ли из-за чего копья ломать? Попробуем разобраться.
Автору этих строк довелось лично познакомиться с Михаилом Супруном несколько лет назад, когда он вместе с другим известным историком и публицистом (и, кстати, давним автором "Правды.Ру") Сергеем Апрелевым собирался в очередную экспедицию в Норвегию. Впечатления человека, который может иметь хоть какие-то неприятности с ФСБ, историк явно не производил.
Читайте также: Гражданская война напоминает о себе
Все мои знакомые, имеющие отношение к журналистике или научной деятельности, были буквально ошарашены, когда узнали о том, что спокойный, несуетный и интеллигентный Михаил Супрун уголовно преследуется ни больше не меньше, как за государственную измену! В 2009 году ему было предъявлено обвинение в сборе сведений о сталинских репрессиях против немцев и поляков. Во как…
А все дело вот в чем. В прокуратуре Архангельской области "Правде.Ру" довольно подробно поведали подробности этого дела. Начавшиеся в пятницу в Архангельске судебные прения по уголовному делу в отношении 56-летнего заведующего кафедрой отечественной истории Поморского государственного университета, доктора исторических наук, автора более 130 серьезных научных работ Михаила Супруна основаны на обвинении в незаконном сборе и распространении сведений о частной жизни лиц, составляющих их личную и семейную тайну. В том же процессе фигурирует фамилия начальника информационного центра при УВД по Архангельской области полковника Александра Дударева, которого обвиняют в превышении должностных полномочий.
Читайте также: Пока не захоронен последний солдат
Обвинение объяснило, что в 2007 году между Поморским государственным университетом (ПГУ) в лице Супруна, информационным центром при УВД по Архангельской области в лице его начальника Дударева, Генеральным секретариатом немецкого Красного Креста города Мюнхена и Историческим исследовательским обществом немцев из России города Нюрнберга было заключено официальное соглашение, предметом которого являлось исследование и обработка путем сканирования имеющихся в информационном центре архангельского УВД до 40 тысяч архивных дел 40-х годов прошлого века. То есть немцы просили историка и "информационного" полковника разыскать в архивах следы своих соотечественников. Дело благое.
Историк должен был найти в архивах информацию про интернированных и репрессированных лиц немецкого гражданства, депортированных российских немцев (этнических немцев с бывшим советским гражданством), военнослужащих немецкого Вермахта и служащих немецких учреждений, этнических немцев, граждан других восточноевропейских стран (в частности, Польши) довоенного, военного и послевоенного времени.
Вся раскопанная информация должна была попасть в немецкий Красный крест. В соответствии с заключенным соглашением за выполненные работы немецкая сторона обязалась оплачивать российской стороне (то есть, по сути, Михаилу Супруну) по одному евро за каждый набор данных на одно лицо на общую сумму до 40 тысяч евро. По сути, если разобраться, немцы предоставили ученому своеобразный грант, как принято в научной среде.
Читайте также: Солдатские могилы не нужны никому
Также между Поморским университетом и Супруном был заключен договор о составлении последним персональных карточек в электронном виде на немцев, находившихся на спецпоселении на территории Архангельской области. Стоимость работ по данному договору составила 520 000 рублей.
Ну, а полковник Дударев, в свою очередь, заключил с университетом договор об оказании возмездных услуг, согласно которому, он осуществляет подготовку и передачу соответствующей информации за вознаграждение в размере 0,82 евро за набор данных в отношении одного спецпоселенца. Все вроде бы довольны. Полковник Дударев обеспечил историку практически свободный доступ ко всем архивам, которые находились в распоряжении информационного центра МВД. Оказалось, что зря он это сделал. Данные из пыльных архивов оказались секретными…
Кстати, у ученого Михаила Супруна еще тогда, при аресте осенью 2009-го, изъяли весь архив, компьютеры и другие электронные носители. По сути, весь этот архивный проект о сталинских репрессиях в отношении немцев и поляков закрыт. Между прочим, обвинение требует оштрафовать Супруна на 150 тысяч, а его "пособника" полковника Дударева (кстати, не так давно погон его все-таки лишили) посадить реально на два года. По-видимому, процесс продлится еще долго. Так что об очередной гримасе отечественной Фемиды мы узнаем еще не скоро…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"