В море на испытания вышла атомная подлодка "Александр Невский"

В море - "великий князь" от атомного флота

Пока идут бесконечные и бессмысленные споры о гособоронзаказе и заключении контрактов на закупку вооружений для Министерства обороны, промышленники-оборонщики знай себе куют ракетно-ядерный щит. Еще до конца не урегулированы финансовые отношения между военным ведомством и Объединенной судостроительной корпорацией, а в море на испытания уже вышла очередная атомная подлодка "Александр Невский".

Построенный в Северодвинске, на крупнейшей в Европе военной верфи "Севмаш", атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Александр Невский" на заводские ходовые испытания в Белое море вышел впервые. Немногим ранее впервые вышла в море на испытания новейшая многоцелевая атомная подлодка "Северодвинск", также построенная на "Севмаше". Уже почти закончились испытания головной атомарины проекта 955 ("Борей") под названием "Юрий Долгорукий" опять же севмашевской постройки. Много лет Белое море не видело такого оживленного "подводного движения".

Читайте также: Атомный долгострой вышел в море

Очень жаль, что корабелам приходится проводить значительную часть испытаний, так сказать, за свой счет — туман над финансированием оборонной отрасли до сих пор так окончательно и не рассеялся. Хотя, если разобраться, этот самый туман уже привел к значительным кадровым перетасовкам в руководстве судостроительной отрасли. Так, якобы за срыв гособоронзаказа не так давно "ушли" гендиректора "Севмаша" Николая Калистратова. А ведь то, что "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Северодвинск", несмотря на жуткую обстановку с финансированием, все-таки готовятся к сдаче флоту, причем довольно успешно — это в первую очередь его заслуга. Чудны дела твои, "маршал Табуреткин"…

Но вернемся к "Александру Невскому". Корабль вышел в испытательный полигон Белого моря с акватории "Севмаша". Как сообщили "Правде.Ру" в пресс-службе верфи, на его борту сдаточная команда завода под руководством ответственного сдатчика Александра Резникова и командира корабля капитана первого ранга Василия Танковида. Экипаж подводного ракетоносца сформирован на Тихоокеанском флоте, прошел стажировку в Северодвинске на головном корабле проекта 955 — "Юрии Долгоруком".

Во время первого выхода в море будут отработаны все корабельные системы, в том числе, системы жизнеобеспечения корабля и экипажа, проверены и подтверждены ходовые характеристики субмарины. Стоит напомнить, что сейчас в Северодвинске на стапеле того же "Севмаша" ведется строительство третьего (второго серийного) корабля проекта "Борей" "Владимир Мономах". Сами корабелы метко называют эту серию "великокняжеской" линейкой.

По сути, крейсер "Александр Невский" является первым серийным кораблем четвертого поколения проекта 955 "Борей" (проектант — ОАО "ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург). Согласно первоначальным планам, "Александр Невский" должны были спустить на воду в ноябре 2010 года, его планировали включить в состав ВМФ в 2011 году. Одновременно на декабрь 2010 года была запланирована закладка четвертой лодки серии под наименованием "Святитель Николай" по значительно усовершенствованному проекту 09553 (955У).

Однако значительные сложности, возникшие в процессе создания баллистической ракеты "Булава", привели к тому, что принятие в строй головной лодки произойдет не ранее 2012 года, а сдача флоту остальных подобных лодок отодвигается на неопределенный срок. Кстати, "Булава" так еще на вооружение и не принята — ну не хочет она летать, как полагается, и все тут. Также изначально планировалась постройка еще четырех подводных лодок проекта 09553 со сроком вступления в строй до 2017 года.

Но этим планам очень может помешать ратификация договора о сокращении наступательных вооружений СНВ-3, согласно которому наличие в составе сразу 20 подлодок и крейсеров всех проектов может оказаться избыточным — даже при условии выполнения запланированного после этого массового вывода из боевого состава субмарин третьего поколения. В общем, судьба проекта пока туманна. Будем надеяться, что туман рассеется.

Ну, а пока рассеиваются финансовые и политические туманы давайте пожелаем "Юрию Долгорукому", "Александру Невскому" и "Северодвинску" пройти испытания успешно. Ну, а что может помочь успеху в море? Конечно, бравое флотское чувство юмора! Вот вам традиционная флотская байка из истории военного кораблестроения и вообще из подводницкой жизни времен СССР.

Итак, идут заводские ходовые испытания только что построенной атомной подлодки. Трое суток, как Северодвинск остался за горизонтом. Лодка бороздит испытательный полигон Белого моря уже в подводном положении. Народу на борту человек четыреста — экипаж, сдаточники, наука, военпреды, штабисты. Питание в столовой и кают-компании в шесть смен, каюты и проходы в отсеках забиты под завязку.

Кок, пришедший на лодку пару лет назад с береговой базы (для льготной выслуги) и только недавно переделанный из прапорщиков-краснопогонников в мичманы, заходит в центральный пост, спрашивает у командира: "Тащ к-р, добро наверх курнуть? Трое суток от котлов не отходил…" И резво отдраивает нижний рубочный люк. Его стаскивают за ноги с трапа уже у люка верхнего. Командир экс-прапора не наказывает: готовит уж больно вкусно и ворует немного.

Ехидный замполит периодически забредает в центральный, тыкает тумблер "Каштана" с биркой "Амбулатория" и мощно рявкает: "Доктор, хватит спать!" И тут же, довольный донельзя, удаляется в свою каюту. Естественно, вздремнуть. Так же регулярно, аккурат когда зам засыпает, в центральном возникает док и просит кого-нибудь позвонить в политруковскую каюту: мол, к береговому телефону начпо (начальник политотдела) базы вызывает.

Читайте также: В Белом море водился Ихтиандр

Зам прибегает вечно взъерошенный, испуганный и мямлит: "Ой, сейчас точно вздрючат за боевые листки (конспекты первоисточников, планы соцсоревнований)". Поняв шутку, веселится и уходит обратно спать, чтобы ровно через час (как Штирлиц) на автомате проснуться и потревожить сон доктора. Процедура "док-зам" повторяется до бесконечности (под водой повторение — мачеха учения). Каждый раз градус оптимизма в центральном повышается.

Глядя на военных, решают повеселиться и заводчане. По общекорабельной связи звучит команда: "Наладчику такому-то прибыть в центральный пост к береговому телефону". Наладчик (у которого жена должна со дня на день родить) прибегает, хватает трубку и слышит: "Это главврач роддома, поздравляю, у вас тройня, все девочки!" Бедный парень, у которого две девки уже есть (парня хотел!), чуть не плачет.

И понуро бредет к сдаточному механику просить шила (то есть спирта) на протирку материальной части. С горя. Когда же ему объясняют, что над ним просто подшутили, "протирает" уже с великой радости… Даже не упомню, на каком пароходе это было. Наверное, на каждом что-нибудь такое происходит.

Замечено: чем меньше надутых щек и гонористых фигур на сдаточной АПЛ, тем лучше ходовые испытания проходят. Пожелаем того же и построенным на "Севмаше" новым российским подлодкам. Чтоб без надутых щек и с юмором!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить