Астахов считает, что детей мигрантов нужно отправить в спецшколы

Детям мигрантов предложили резервации

С каждым годом в российских школах растет число детей мигрантов, которые по-русски знают едва ли полтора десятка слов. В некоторых учебных заведениях число иностранцев доходит до 50 процентов. Детский омбудсмен Павел Астахов предложил отправлять мигрантов в спецшколы. Эксперты считают, что идея Астахова проблему не решит, а, наоборот, усугубит.

"В Москве эта проблема стоит особенно остро: есть классы, где половина детей не говорят по-русски. Я в принципе против того, чтобы делить детей на "своих" и "чужих", но систему образования надо выстраивать", — заявил уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка.

По словам Астахова, обучать русскому языку и культуре нужно детей младших классов, чтобы впоследствии они переходили в обычные учебные заведения. Школы, где учатся дети, для которых государственный язык не является родным, уже давно есть в США и Европе. Как полагает Астахов, американский опыт значительно успешнее.

С омбудсменом не согласен глава отдела интеграции "Московского дома национальностей" Алексей Дрожжин. По его мнению, подобная идея "не самый лучший путь консолидации и интеграции". "Вполне достаточно факультативов по выходным дням, отдельный класс будет детей разобщать", — полагает он.

Точное число мигрантов и их детей, которые посещают российские школы пока подсчитать никто не может. Единственное, что известно наверняка, число их растет ударными темпами. Об этом можно судить, например, по все возрастающему количеству жалоб из столичных школ.

Читайте также: Соседи из зазеркалья

Чаще всего жалуются жители Южного, Восточного и Юго-Восточного округов столицы, где, если верить исследованию риелторов, расположены своеобразные анклавы дагестанцев, осетин и азербайджанцев.

Жалобы основаны вовсе не национальном вопросе, а на том, что вновь прибывшие ученики не знают толком русского языка, что создает трудности как для них самих, так и для остальных детей. Сложная дилемма встает и перед учителями. Как обучать класс, где 30-40 процентов учеников не могут даже внятно изъяснится на чужом для них языке: заниматься с детьми мигрантов факультативно, тратя на них свое свободное время или оставить все как есть, пусть иностранные ученики сами выкручиваются, как могут?

"Ребята не понимают, что нужно делать, какие задания выполнять. И родители не всегда меня поддерживают. Если мальчик видит, как относится ко мне его папа, то и сам ведет себя так же", — пожаловалась МК учительница одной из московских школ.

Есть в школах и та самая проблема интеграции, о которой сказал Алексей Дрожжин. Дети гастарбайтеров не сильно рвутся общаться с "коренными" одноклассниками и предпочитают общаться в своем "понаехавшем" кругу. Той самой пресловутой интеграции не происходит даже среди семилеток, что уж говорить о куда менее общительных взрослых. Последние годы в школах активно проводилась программа толерантности, которая, судя по всему, особых результатов не принесла. По данным соцопросов, 37 процентов московских школьников негативно относятся к приезжим одноклассникам.

Специализированные школы для мигрантов последнюю проблему только усугубят — привыкшие общаться в своем мирке дети, вряд ли захотят идти на контакт с теми, кто не считает их за своих.

Стоит сказать, что недавно в верхней палате парламента состоялся круглый стол, на котором обсуждались вопросы, связанные с социализацией детей мигрантов. Участники круглого стола отметили, что ситуация с интеграцией детей мигрантов — критическая.

Читайте также: В чужой монастырь не со своим законом

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Василий Парфенов, представляющий Самарскую область, заявил, что семья иностранного рабочего должна оставаться на родине, куда приезжие могут ездить примерно раз в полгода и отсылать туда заработанные деньги.

Впрочем, понятно, что эта идея обречена на провал. Если власти в принципе не могут контролировать поток мигрантов, куда уж им запрещать перевозить семьи.

Значит проблему нужно решать иным способом. В 2006 году в столице были созданы специальные школы русского языка, цель которых — как раз подтянуть мигрантов перед поступлением в обычное учебное заведение. Кроме того, дети здесь изучают историю России, традиции, культуру страны.

О том, что одно только обучение русскому языку проблемы не решит, "Правде.Ру" рассказала и член Общественной палаты Любовь Духанина:

"Детям нужно оказывать поддержку. Дополнительные модули языка плюс культура, и тогда процесс интеграции будет безболезненным".

Вопрос лишь в том, захотят ли мигранты интегрироваться или, как прежде, предпочтут существовать в "параллельном" мире.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *