Модные гаджеты говорят о противостоянии в обществе

Поколение Apple против поколения Pepsi

Исследования уверяют нас, будто "поколение "Пепси" стало поколением РС, а новое поколение все чаще выбирает Мас — и с каждым годом очевиднее, что это разница не между гаджетами, а между образом жизни и ценностями. Не зря знаменитая реклама Apple изображала приверженцев Mac стройными и гламурными, а приверженцев Windows - скучными толстяками.

Конечно, ролики рекламной кампании с говорящим названием "Get a Mac" были сделаны с претензией на юмор, а по окончании кампании их удалили с официального сайта, но не зря эксперты давно уже сравнивают противостояние любителей Мас и РС с религиозными войнами. Преимущества той или иной операционной системы отстаиваются с такой страстью, что невольно веришь исследователям — это действительно больше, чем выбор гаджета, это выбор стиля жизни. Не только мир IT разделяется на IBM-совместимые компьютеры и компьютеры от Apple, но и сами люди все активнее стремятся размежеваться на "макинтошников" и "писишников".

Дух времени требует адекватных средств выражения. Не зря родился и три года куролесил в медиапространстве и сети креативный обаяшка по имени Мас, убеждающий зрителей, что плохой толстый парень, которого зовут PC, застрял в каменном веке со своими странными пристрастиями. Между тем 90%пользователей во всем мире пока продолжают предпочитать Pc/Windows, а рекламная стратегия Apple с первых дней строится как раз на установке противопоставления себя всему миру, свойственной как раз молодежи. Лозунг "Think Different" попал в точку, "зацепив" молодежную аудиторию, причем не андеграундные слои, а как раз успешные. Продукция Apple окружена ореолом элитарности, безукоризненности вкуса, флером футуристических идей и творчества, поэтому среди молодых находится немало желающих заплатить больше и присоединиться к касте избранных. Мода на индивидуальность, насаждаемая производителями Мас'ов, успешно превратила разницу операционных систем в конфликт поколений. Психолог Гай Кавасаки, бывший сотрудник компании Apple, написал книгу с говорящим названием "Путь Макинтоша". Согласно его философии, "мак-юзер" — это не просто пользователь определенного гаджета, это человек с определенной идеологией, духом, образом мыслей, системой ценностей. В путь представителя нового поколения заложены желание изменить мир к лучшему, креативность, любовь к работе, умение получать от работы удовольствие, инакомыслие и толерантность к чужому инакомыслию, нестандартный подход к жизни.

Читайте также: Парадоксы веры: Бог и НЛО одинаково реальны

Выводы американских исследователей проекта Hunch. com, опросивших несколько сотен тысяч своих пользователей, вполне укладываются в рамки культа Apple и разделения людей по критерию выбранной операционной системы. В блоге проекта сказано, что у приверженцев Mac и РС различаются политические взгляды, гастрономические пристрастия и сфера профессиональной деятельности — прямо-таки разные, практически не пересекающиеся миры. По данным Hunch. com, большинство пользователи Mac — это молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет, а пользователи РС представляют поколение постарше — 35-49 лет. Среди "макинтошников" 58% имеют либеральные взгляды, а среди PC-юзеров - только 36%. Наверное, дальнейшие различия никого уже не удивят: владельцы Mac, согласно исследованиям, более образованны, склонны к гуманитарным наукам, чаще выбирают здоровое питание, вегетарианство, нетрадиционные рестораны, изысканные вина и минеральную воду, любят современное искусство, смотрят независимое кино, живут в мегаполисе и оценивают свой стиль одежды как шикарный, эксклюзивный или винтажный. В противовес им те, кто предпочитает РС, якобы родом из поселков и деревень, любят удобную повседневную одежду, ходят в McDonald's или похожие забегаловки, пьют кока-колу, предпочитают голливудское кино, а как искусство воспринимают только классические полотна в духе импрессионизма и тяготеют к техническим профессиям.

В том, что касается либерализма и органической пищи, данные этого опроса совпадают с ранее проведенным исследованием компании Mindset Media. Дополнительно Mindset Media обнаружила, что пользователи Mac обладают высокой самооценкой, уверены в собственных оригинальности и превосходстве, ведут более динамичный образ жизни, предпочитают ноутбуки, а не стационарные компьютеры, пьют кофе в Starbucks, покупают музыку в сети, ежегодно приобретают пять пар кроссовок и куда больше зубной пасты с отбеливающим эффектом, чем "писишники". Кстати, видимо, за счет самоуверенности "макинтошники" обычно остаются довольны своими достижениями из всех отраслей жизни - 70% против 15% удовлетворенных из стана PC, которые чаще сожалеют о спонтанных покупках, совершенных под воздействием рекламы.

Далеко не все социологические исследования так льстят любителям Мас. По результатам опроса, который был проведен блогом Cognitive Daily, участником сети научных блогов ScienceBlogs, владельцы Мас'ов оказались… самыми жадными пользователями. Они практически никому, даже близким друзьям не разрешат воспользоваться своим гаджетом — в отличие от тех, кто предпочитает РС или имеет под рукой два устройства с обеими платформами на выбор.

 

Исследователи нашли серьезные отличия и между интернет-интересами пользователей разных систем. Движок рекомендаций Thoof, предлагающий посетителям тексты в зависимости от индивидуальной истории поиска, помог обнаружить, что владельцы РС на 20% чаще интересуются историями на религиозные темы, на 39% чаще читают о сбережениях, накоплениях и личных финансах, а вот любители Мас чаще интересуются фитнесом, биологией и интеллектуальной собственностью.

Насколько эти данные справедливы и актуальны для России? На портале Macster.ru публиковались комментарии главного редактора Алексея Резванова, считающего, что у нас не так уж много людей выбрали Мас сознательно, разобравшись в его реальных преимуществах и недостатках. В основном с РС переключаются спонтанно, поддавшись обаянию дизайна или услышав, что владение Мас'ом не просто модно и стильно, в некотором роде это пропуск в касту избранных. Впрочем, для того чтобы попасть в клуб "макинтошников", такой незамысловатой философии вполне достаточно. Чувства — главный козырь продвижения Apple, по задумке производителя, любой продукт должен вызывать эмоциональную реакцию — если не любовь, то хотя бы восхищение, но вовсе не равнодушие.

Часть экспертов считает, что в России это заметно сильнее всего — неравнодушное, эмоциональное и неоднозначное отношение к Мас'ам. Говорят о недоверии ко всему непривычному со стороны "старшего" поколения и поклонении всему нестандартному со стороны поколения "младшего". Не последнюю роль, очевидно, играет и цена компьютеров, придающая его владельцам высокий статус в глазах одних — и ярлык пресмыкающихся перед Америкой снобов в глазах других.

На данный момент в России Мас'и приобретает в основном молодежь — космополиты, которые обожают сидеть со своими гаджетами в "Старбаксе", активно общаются в "Твиттере", участвуют в благотворительности и всякого рода волонтерских кампаниях, толерантно относятся к легализации наркотиков и разрешению гей-парадов. Именно они — та питательная среда, которая позволяет части политэлиты рассчитывать на успех планов по десталинизации России и продвижению западных либеральных ценностей.

Те же, кто скептически относится к обаянию Apple и не хочет переплачивать лишнего за дизайн без мощности и быстродействия, как выясняется, никто иные как перебесившиеся в 90-е годы прошлого века представители поколения "Пепси". Они уже знают цену несбывшимся надеждам и даже начали понимать что почем. Утратив легковерие и задор юности, они вдруг ощутили необходимость в жизни элементарного порядка, который намного важнее возможности свободного перемещения по миру с MacBook Air подмышкой. Именно они, 20 лет назад вполне искренне боровшиеся с проявлениями "совка" в лице собственных родителей и ближайших родственников и "голосовавшие сердцем" в 1996-м, в 2000-е годы вдруг вспомнили о православии, Великой истории и Великой России. И даже заговорили о необходимости твердой руки, хотя и с оговорками. Сегодня именно поколение "Пепси" является так презираемым "макинтошниками" консервативным большинством, которому космополитически настроенная молодежь сквозь стеклянные витрины "Старбакс" полушепотом бросает обвинения в гомофобии, исламофобии и расизме. Якобы именно эти сорокалетние любители Windows не любят демократию, голосуют за "Единую Россию" и не сочувствуют голодающим африканским детям и их рвущимся в сытую Европу родителям. Возможно, эти обвинения и не совсем беспочвенны. Но как отвечал на предложение купить журналы в пользу голодающих детей Германии незабвенный профессор Преображенский: отчего же, сочувствую, а журналы не куплю, ибо не хочу.

В свою очередь, и у представителей поколения "Пепси" немало накопилось претензий к стильному молодняку. И самые главные — их наивное желание превратить весь мир в один большой Нью-Йорк, отсутствие твердых моральных устоев и патриотизма.

Очевидно, что в нашей стране традиционно достоинства и недостатки модных гаджетов давно оставлены за скобками, а спор, как всегда, кипит о судьбах Родины и о том, что молодежь, похоже, опять не удалась и не на кого оставить Отчизну. И каждая публикация на эту тему, каждый пост в блоге и все комментарии к постам неизменно сопровождаются "священными войнами", возмущением "оскорбленных" адептов и призывами "показать личико" и прийти на "стрелку". И несть этому никакого конца.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Стелла Чиркова
Стелла Чиркова — писатель, журналист, колумнист, телеведущая *