Парадоксы веры: Бог и НЛО одинаково реальны

Парадоксальную вещь выявил недавний опрос россиян: несмотря на то, что верующими себя называют около 70 процентов жителей страны, жизнь после смерти кажется возможной лишь 26 процентам. Верования соотечественников вообще во многом противоречивы: мы святим куличи на Пасху, но при этом боимся черных кошек и разбитых зеркал.

Опросить россиян на тему возможности воскресения после смерти решил фонд "Общественное мнение". И вот что выяснилось: несмотря на то, что 59 процентов граждан считают себя православными, а еще десять заявляют о принадлежности к другим конфессиям, в загробную жизнь верят лишь 26 процентов опрошенных.

54 процентам воскресение кажется не более, чем мифом. Больше всего среди неверующих в жизнь после смерти оказалось среди сельских жителей, мужчин, студентов и пожилых людей.

Интересно и то, что чаще всего в загробную жизнь верят люди, с доходом больше 30 тысяч рублей в месяц, предприниматели и руководители. Удивительно, но среди бизнесменов оказалось больше верующих в вечную жизнь, чем среди тех, кто называет себя православным: 43 процента против 31.

Читайте также: Конец света отложен или только намечается

Если верить многочисленным опросам и исследованиям, то человеческая вера — вообще, гора парадоксов и даже несуразностей. Россияне, называющие себя православными, считают своим долгом носить нательный крестик и святить куличи на Пасху, но при этом совершенно не брезгуют гороскопами и советами "ясновидящих". О том, что спрос на различного рода "бабок" есть, и весьма немаленький, говорит все растущее количество предложений "вернуть любимого" и "отвадить соперницу".

Вообще, в последние годы наши соотечественники стали куда более скептичными: гороскопы, вещие сны, профессиональные астрологи всё еще пользуются популярностью среди населения, но уже в гораздо меньшей степени. Инопланетная жизнь для большинства наших соотечественников — такая же сказка, как и жизнь загробная. Возможность существования внеземных цивилизаций отрицают 58 процентов россиян.

Правда, скептицизм жителей России не распространяется на бытовые приметы: зеленые человечки и жизнь после смерти многим кажутся мифом, а вот в несчастья, которые сулят встреча с черной кошкой, разбитое зеркало или рассыпанная соль, для большинства вполне реальны. Плевки через левое плечо и стук по дереву куда эффективнее, чем молитвы или вызов духов.

Стоит сказать, что сами представители церкви таким данным не удивлены. Священники считают, причисляя себя к православным, люди имеют в виду не религиозную принадлежность, а национальную, семейную традицию, культуру. То есть в Бога многие не факт что верят, но уверенно называют себя православными.

По сути, для многих из нас сходить в церковь на праздник и покрестить детей то же самое, что посидеть "на дорожку" или постучать по дереву, "чтоб не сглазить", — старая примета, призванная отвадить неприятности.

Впрочем, нельзя сказать, что только россияне отличаются столь странным отношением к религии. Например, 43 процента американцев посещают религиозные церемонии каждую неделю или хотя бы через раз, но это не мешает 38 процентам взрослых жителей США верить в существование инопланетян, 33 процента верят в снежного человека, 37 процентов — в привидения. Из них 23 процента убеждены, что призраки — это умершие родственники или друзья, а 20 процентов заявили, что лично встречались с духами умерших.

Срециалисты, впрочем, утверждают, что никакого парадокса тут нет. "Традиционная" (в умеренных количествах) религиозность никак не мешает вере в паранормальное, а даже наоборот: будучи открыты вере в неизвестное, люди не настолько тверды в своих религиозных убеждениях, отвергающих таинственные события в принципе.

Иными словами, люди, которые допускают существование вещей, необъяснимых с точки зрения науки, могут быть (или называть себя) христианами (мусульманами, иудеями) и с той же искренностью верить, что инопланетяне не раз уже посещали Землю. Человек, в принципе открытый для веры в высший разум, может верить в несколько на первый взгляд противоречащих друг другу вещей. Традиционные религии потому и традиционны, что люди из поколение в поколение передают свою приверженность к той или иной конфесии, соблюдая всей семьей определенные ритуалы. Но зачастую это не более чем дань национальной культуре, а не искренняя убежденность и стопроцентная приверженность церковной догматике.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить