Герой Советского Союза Полина Осипенко

Девушки-летчицы: Полина Осипенко

Осенью 1938 года над всей нашей страной — с запада на восток — пролетел самолет АНТ-37. Крылатая машина имела собственное имя, "Родина", а ее экипаж состоял из трех отважных девушек. Через несколько дней их имена узнала вся страна: Валентина Гризодубова, Марина Раскова и Полина Осипенко. За выполнение перелета и проявленные при этом мужество и героизм в ноябре того же 1938 года им были присвоены звания Героев Советского Союза. Вместе совершив удивительный подвиг, три летчицы и не подозревали, как по-разному сложатся их судьбы. Сегодня наш рассказ — о Полине Осипенко.

8 октября 1907 года на Украине, в селе Новоспасовка Бердянского района Запорожской области, в семье крестьянина Дениса Дудника родилась девочка, которую назвали Полиной. Многодетная семья была небогата — Полина была у родителей девятым ребенком. Чтобы как-то помочь родным свести концы с концами, она, закончив два класса церковно-приходской школы, пошла в няньки, а потом и в батрачки.

После революции в селе Новоспасовка образовался колхоз, который стал заниматься птицеводством, так что Полина, которой исполнилось немногим больше десяти, устроилась туда. Утомительная работа, однако, далась ей легко, так что девочка даже находила время, чтобы посещать вечернюю школу. Вскоре ее назначили заведующей птицефабрикой.

Читайте также: Девушки-летчицы: Марина Раскова

Никто из окружающих и представить себе не мог, какое будущее ждет Полину. Девушка до 20 лет не видела самолетов, но однажды, в ходе рабочего дня на птицеферме, произошло событие, которое перевернуло всю ее жизнь.

Жарким летом колхозники заметили в небе нечто странное: среди редких облаков двигались две загадочных темных фигурки. Вскоре послышался стрекот пропеллеров и на луг возле птицефермы опустились два самолета. Аэропланы совершили вынужденную посадку, встречать же летчиков высыпало все село. Пилотов было несколько, и, в том числе, к великому удивлению Полины, среди них была женщина!

Надо сказать, что в 1920–1930-е годы во всем мире, и в нашей стране, был поистине "авиационный бум": молодежь мечтала покорять небо, строила планеры и модели самолетов; создавались аэроклубы, а военные искали новые боевые применения воздушной технике. С вынужденной посадкой тех двух самолетов небом "заболела" и Полина — девушка, во что бы то ни стало, захотела стать пилотом. Однако ее путь к штурвалу был не прост, и начался он… в столовой авиационного училища.

Фото: AP

Читайте также: Девушки-летчицы: Серафима Амосова

В первый раз она попыталась поступить в знаменитую Качинскую школу летчиков в 1930 году, но эта попытка не увенчалась успехом. И тогда Полина решила не отступать. Устроившись в столовую, она подавала курсантам первое и второе, попутно слушая разговоры о полетах, а в свободное время изучала устройство крылатых машин. При этом Полина каждый день упрашивала начальника училища зачислить ее в курсанты. Настойчивость, в итоге, взяла верх — однажды в ответ на свою просьбу Полина услышала: "Что ж, пройдите медицинский осмотр…"

Вскоре девушка надела форму и коротко подстригла волосы — Полина стала курсантом. В учебе она показала себя очень старательной, а в пилотировании — смелой. Приехав в родное село на побывку, Полина с нескрываемой гордостью носила и там форму. Поначалу даже мать не поверила в успех девушки, а односельчане вообще нескромно спрашивали: "Ты в самом деле летаешь или просто ходишь в военной форме?"

Взяв однажды маму на летное поле, Полина на глазах у старушки подняла в воздух самолет и продемонстрировала несколько фигур пилотажа: "петлю Нестерова", "штопор" и "бочку". После посадки Полина увидела на глазах матери слезы. "Ну, теперь я верю, что ты летаешь, расскажу всему селу…" — только и смогла вымолвить растроганная мама.

Читайте также: Марина Попович: Бабушка под облаками

Летом 1933 года Полина, окончив училище, стала военным летчиком. Командование, оценив ее летное мастерство, направило девушку в одну из авиачастей Харьковского гарнизона, где она стала командиром звена. Вскоре здесь Полина нашла и свою любовь — она вышла замуж за летчика Александра Осипенко, ставшего впоследствии Героем Советского Союза за участие в войне в Испании и генерал-лейтенантом авиации.

Полина Осипенко постоянно совершенствовала свое мастерство, ее представили руководству страны. С высокой трибуны в Кремле она заявила: "Обещаю летать выше всех девушек мира!" Слово свое она сдержала — летом 1937 года Полина Осипенко побила три мировых рекорда высотных полетов, а однажды она достигла рекордной высоты среди женщин в открытой кабине — 8804 метра!

Казалось, мастерство и отвага Полины не знают границ. Под стать ей были и ее подруги: Вера Ломако и Марина Раскова, с которыми был осуществлен знаменитый перелет на гидросамолете — из Севастополя в Архангельск. В ходе подготовки к нему неожиданно выяснилось, что Осипенко, выросшая на берегу Азовского моря, сама не умеет плавать.

"Летать не боишься, а плавать не умеешь. Какая же ты морячка? А еще командир летающей лодки!" — шутили подруги. "Хорошо, — сказала Полина Марине Расковой, — я поплыву, только ты будешь плыть рядом". Уже через два дня Осипенко, мастерски двигаясь в воде, уплыла далеко за буйки, заставив всерьез понервничать врачей.

Читайте также: Ночную ведьму звали Ласточкой

Перелет на гидросамолете завершился успешно. Он длился десять с половиной часов: вслепую, сквозь густую облачность, в постоянной схватке с обледенением фюзеляжа. Три отважные советские летчицы соединили воздушной трассой Черное и Белое моря и установили новый мировой рекорд. Вскоре же экипаж, в который снова вошла Осипенко, пролетел без посадки из Москвы на Дальний Восток.

АНТ-37 "Родина", на котором Полина с напарницами Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой покрыли 6450 километров, совершил жесткую посадку неподалеку от Комсомольска-на-Амуре. Несмотря на трудности, экипаж выполнил задание, и в ноябре 1938 года все три девушки были удостоены звания Героя Советского Союза. Для Полины Осипенко это был пик славы, вершина карьеры…

Она погибла менее чем через год, 11 мая 1939-го. Полина Осипенко, уже майор авиации, выполняла тренировочный полет "вслепую" вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА А. К. Серовым. Обстоятельства той трагедии — до сих пор загадка. Разбившийся самолет был найден неподалеку от села Высокое. Прах летчиков был помещен в Кремлевской стене на Красной площади Москвы.

Через два года началась война. Подруги часто вспоминали Полину, чей бесценный опыт пригодился бы для обучения молодых пилотов. Не забыл отважную летчицу и народ: в честь Полины Осипенко были названы улицы, населенные пункты и даже — боевой самолет.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Максим Кондратьев
Максим Кондратьев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить