Советского разведчика Джорджа Блейка (George Blake) родители назвали в честь английского короля Георга V. Будущий сотрудник британской разведывательной службы "Сикрет интеллидженс сервис" (СИС), а впоследствии агент КГБ, родился в обеспеченной семье в Роттердаме. В отличие от великолепной "Кембриджской пятерки" (пяти самых знаменитых советских разведчиков в святая святых британской спецслужбы МИ-6), он не был ни представителем британского истеблишмента, как Ким Филби, ни коренным англичанином, как Дональд Дюарт Маклин, ни геем, как Гай Берджес.
Отец Джорджа Бехара (настоящее имя) был натурализовавшимся евреем из Каира, а мать — голландкой, предки которой в XVII веке переехали в Англию из Германии. Выходец из семьи с сильными симпатиями к Франции, отец Блейка учился в Сорбонне. Он принимал участие в Первой мировой войне, вступив добровольцем во французский Иностранный легион. Потом неожиданно оказался в составе британской армии в Месопотамии, где, вероятно, занимался разведывательными операциями, поскольку хорошо говорил по-турецки. Отец Блейка был несколько раз ранен и имел, как впоследствии скажет его сын, "внушительный ряд медалей, среди которых были британский и французский военный кресты".
Джордж Бехар родился в день перемирия, положившего конец Первой мировой войне, — 11 ноября. Его отец, как ветеран, в порыве патриотизма дал ему имя в честь английского короля. "Я не любил имя Джордж, домашние и друзья меня так никогда не звали. У меня было прозвище Пок, которым меня называли с раннего детства, — пишет Блейк в автобиографии "Прозрачные стены". — Между прочим, русская версия имени — Георгий (так меня зовут последние 38 лет) — звучит для моего уха более приятно".
Читайте также: Вспомнят ли Китай и Россия русского героя?
Во время Второй мировой войны Блейк воевал в нидерландском сопротивлении и служил в королевском флоте, дослужившись до офицера морской разведки. Став офицером СИС, где его прикрепили к голландскому отделу П-8, он занимался рутинной конторской работой. Там требовались специалисты с отличным знанием голландского языка, чтобы в ворохе документов не пропустить важное донесение от агентов с материка. Отдел входил в большое управление Северной Европы, которое, кроме Нидерландов, занималось скандинавскими странами и СССР. В начале 1946 года Блейка переводят в резидентуру СИС в Гамбурге. Его часть занималась допросами командиров подводных лодок и старших офицеров кригсмарине. Английская разведка, играя на антикоммунистических чувствах немецких моряков, которые считались самыми большими фанатиками и милитаристами, поручала им сбор информации о советской оккупационной зоне. В своих мемуарах разведчик утверждает, что в короткий срок сумел "создать две разведсети в Восточной Германии, членами которых были бывшие офицеры флота и вермахта".
Собирая сведения о советской армии, Блейк решил изучить русский язык. Азам языка его обучала в Гамбурге русская эмигрантка, с которой он расплачивался сигаретами. В Даунинг-колледже при Кембриджском университете разведчик продолжил обучение — на славянском факультете. Возглавляла факультет доктор Элизабет Хилл, мать которой была русская, а отец из древнего рода английских купцов Санкт-Петербурга. Убежденная православная христианка, она сумела привить любовь ко всему русскому нескольким поколениям славистов в Англии, а заодно и будущему советскому разведчику. Первая русская книга, которую одолел при помощи словаря Джордж, была "Анна Каренина". Закончив этот роман Толстого, он тут же принялся за следующий — "Воскресение".
Читайте также: Бомж после смерти одурачил Гитлера
В октябре 1948 года Блейка направили в Южную Корею. В этой горячей точке он работал под дипломатическим прикрытием. Спустя год вице-консул Блейк былинтернированизСеулавторгшейсясеверокорейской армией в ходе начавшейся между двумя частями страны войны.
В октябре 1953 года Блейк, судя по его мемуарам "Прозрачные стены", "впервые встретился с советским разведчиком в Англии". Плотный мужчина среднего роста, лет пятидесяти, который говорил по-английски хорошо, но с заметным славянским акцентом, передал Джорджу маленькую фотокамеру "Минокс" на брелке в виде рулетки. До этого Блейк по собственному почину передал связному список строго секретных операций, проводимых английской разведкой в Вене, разделенной после Второй мировой войны на четыре оккупационные зоны: американскую, советскую, английскую и французскую.
Читайте также: Американский клон Павлика Морозова
"Операции были двух видов: перехват телефонных разговоров и записи с помощью встроенных микрофонов. Первые были более важными, так как были сосредоточены в Вене", — вспоминает разведчик в своей последней книге. Микрофонные операции проводились посредством установки микрофонов в советских и восточноевропейских миссиях в Великобритании и других западных странах. В книге об истории КГБ, написанной тандемом, состоящим из британского историка спецслужб Кристофера Эндрю и советского предателя Олега Гордиевского, сказано, что первой крупной операцией западных стран, проваленной Блейком, была операция Gold ("Золото"), задуманная как продолжение операции Silver ("Серебро"), которая "позволила с успехом прослушивать советские
Однако Георгий Блейк настаивает, что тот злополучный тоннель был обнаружен 22 апреля 1956 года советскими связистами, осуществлявшими срочный ремонт начавшего провисать телефонного кабеля. Найденный ими тоннель вел к американскому пакгаузу по ту сторону границы сектора. До сих пор в западной прессе операция "Тоннель" считается вершиной разведывательных успехов джеймсов бондов, поэтому понятно желание ангажированных историков свалить провал на утечку информации, а не на элементарную безграмотность сотрудников разведки.
Читайте также: Разведчик похитил нациста прямо из дома
За четыре года работы в берлинской резидентуре СИС, утверждается в книге "КГБ. История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева", советский разведчик сдал многих английских и британских шпионов, в том числе генерал-лейтенанта Роберта Бялека из службы госбезопасности Штази (ГДР) и подполковника ГРУ Петра Попова, который в 1953 году стал первым крупным агентом ЦРУ в советской разведке. Оба были казнены. В результате и сам Блейк пал жертвой предательства.
В заключение приведем еще один фрагмент из мемуаров лауреата премии Службы внешней разведки Российской Федерации, которую он получил в 2007 году за автобиографию "Прозрачные стены": "Я с юности привык к обману, хотя и не такого масштаба. Когда я был курьером в голландском подполье, то изображал школьника, несущего в ранце учебники, а не запрещенные листовки или разведсообщения. Позже, когда работал в СИС, я говорил всем, включая мать и сестер, что служу в МИДе. Когда выбираешь профессию разведчика, надо быть готовым ко лжи и обману, а если у кого-то есть сомнения на этот счет, то стоит подыскать другую работу".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"