Пьяный дебош в Мюнхене изменил историю

87 лет назад в Мюнхене произошло событие, во многом определившее дальнейший ход истории ХХ века. Ни будущий фюрер Адольф Гитлер, ни стоявшие за ним политические силы, да никто в мире тогда не подозревал, во что выльется пьяный дебош в заурядной баварской пивной. Именно "Пивной путч 1923 года" стал первой пробой сил нацистов, стремившихся к власти.

Мой первый приезд в Мюнхен был ознакомительным. Осмотрев ряд достопримечательностей столицы Баварии, я спросил своего немецкого друга: "Можно ли увидеть знаменитую пивную "Бюргербройкеллер", в которой в 1923 году Гитлер начал знаменитый путч, приведший к власти национал-социалистов?"

Мой спутник, проживший в этих местах более сорока лет, коротко ответил: "На этом историческом месте теперь стоит американский отель "Хилтон". Отмечу, ни я, ни мой немецкий "фройнд" не были поклонниками нацистского режима. Просто история сделала свой очередной незамысловатый ход. Не знавшему войны баварцу было обидно за свое прошлое, я, в свою очередь, стал понимать — даже прошедшую жизнь нельзя ломать об колено!

87 лет назад в Мюнхене произошла попытка государственного переворота, называемого в нашей исторической науке "Пивным путчем 1923 года". На Западе бытует также другое название: "Путч Гитлера и Людендорфа" (Hitler-Ludendorff-Putsch), который случился 8 и 9 ноября 1923 года. Именно после него Адольф Гитлер, заключенный в тюрьму Ландсберг, написал свой опус "Майн Кампф". Кажется, не было тогда ни одного Нострадамуса, который бы сложил сей замысловатый пазл.

Читайте также: Популярнейшая фотография Гитлера — подделка

Ни сам будущий фюрер, ни стоявшие за ним политические силы, да никто в мире тогда не подозревал, во что выльется пьяный дебош в заурядной баварской пивной. Прошлое нужно знать не потому, что оно прошло, а потому что, пройдя, оно не сумело убрать своих последствий. Это сказал замечательный русский историк Василий Ключевский. И всяческая застройка хилтонами или чайна-таунами не избавит нас от бремени прошлого.

Во всемирной истории нынче господствует цифра 11/9, связанная с терактами в США, но раньше была 9/11, ключевая дата не столько немецкой, сколько мировой истории. Хребет Гитлеру и его клике могли переломить уже тогда. И не было в нашей исторической памяти ни позорного сговора западных держав с нацистами, ни пакта Молотов-Риббентроп, ни жертв холокоста, ни Сталинграда и Курской дуги. Говорят, что история не знает сослагательного наклонения. Неприличным словом остается вспомнить лишь тех людей, кто делал тогдашнюю политику.

Фото: AP

Ирония истории заключается в том, что именно 9 ноября 1989 года Германия (через 40 лет разъединения) воссоединилась. Это стало национальным праздником для всех немцев. День, в который были заложены первые кирпичики общеевропейской, если не сказать мировой беды, перейдя через полувековой рубеж, обернулся Днем единения. В тот день пала Берлинская стена. Символ "холодной войны".

Конечно, воссоединение двух Германий не всех устраивает, не всем довольны и сами немцы. Нынешние события, в связи с рельсовойвойной из-за захоронения атомных отходов, — доказательство тому. Однако объединение завершилось мирно и по обоюдному согласию. "Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся", — как оптимистично пел А.С. Пушкин.

Повторяю, 9 ноября 1923-го и 9 ноября 1989 года никто не верил ни в плохое, ни в хорошее. Ни в Бога, ни в черта. Пазл истории только начинал складываться. Детские ручки политиков суетились, и картинка получалась невпопад. Эти умники рассчитывали по-своему, но высшие силы решили иначе. Человек предполагает, Бог располагает.

Вернемся к нашим баранам. Человечек Людендорф присоединился к человечку Гитлеру. Один политик омыл другого. Но не подозревал "великий" прусский генерал Эрих Людендорф, что его обойдет пария — жалкий австрийский выскочка, полевой ефрейтор да к тому же с нелепой фамилией Гитлер. Вскоре эту фамилию будет знать весь мир, а про выдающегося полководца с "правильной" фамилией забудут.

И правильно. Людендорф сыграл свою роль, Людендорф может отдыхать. Примерно как генерал Александр Лебедь при живом еще президенте Борисе Ельцине. На что рассчитывал вояка? "Потомкам это будет казаться сказкой", — любил повторять Людендорф, не подозревая, что закладывает мину не только под своей задницей, но и под всей геополитикой. А Гитлер, грохнув пивной кружкой об пол и выстрелив в потолок, гоголем вошел в мировую историю. Данке, герр Людендорф!

Напрасно многие историки упрекают Гитлера в том, что в решающий момент путча, он оказался несостоятельным. Ему, как в известной песне Владимира Высоцкого про сентиментального боксера, "поднял руку рефери", которой он не бил.

Ничтожное количество павших от полицейских пуль соратников навсегда вошло в мартиролог нацистов. Среди них затесался штурмфюрер СА и, возможно, сутенер Хорст Людвиг Вессель. Вскоре в Германии появится партийный гимн имени Хорста Весселя, и не важно, что смерть этого нациста настигла его несколько позже. Гитлер называл его в числе самых преданных "бойцов партии".

Наравне с остальной нацистской символикой, гимн Хорста Весселя навсегда останется эгидой "вечно вчерашних" — фашистов всех мастей. Не зря в современном немецком языке есть различие между общепринятой индоевропейской "свастикой" (Swastik) и нацистской эмблемой "крестом с крючьями" (Hakenkreuz).

Фото: AP

В современной Германии официально отмечают этот день как память о безымянных полицейских, погибших во имя почившей в бозе Веймарской республики. Их почитают как первых жертв нацистского режима. Эти ребята погибли, выполняя свой долг. Они даже не подозревали, чем чреват нацистский режим. Да что там простые ребята, об этом не догадывались даже хитроумные политики вроде Черчилля или Сталина. А может, и догадывались, но вели свою хитроумную игру. Доигрались.

Говоря по-нынешнему, пивные "разборки" в столице Баварии в 1920-х годах обошлись человечеству в миллионы жизней. Это вовсе не значит, что во всем виноват алкоголь.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *