В сентябре традиционно "оживает" культурная жизнь столицы — открываются выставки, фестивали, начинается театральный и концертный сезон. Особенно это оживление заметно в культурных центрах, одним из которых сегодня является недавно отреставрированный музей-усадьба Царицыно — достроенное спустя несколько веков творение великого русского архитектора Василия Ивановича Баженова.
Царицыно, едва успев открыться, сразу же стало популярным местом для концертов, выставок и других подобных мероприятий. На ставшую традиционной акцию "Ночь в Музее", проходившую в мае, именно Царицыно оказалось одним из самых посещаемых мест, среди всех московских музеев. И это не удивительно — в усадьбе сегодня работают фонтаны, есть конюшня, дворцы архитектурного комплекса выполняют не только роль музеев, но оборудованы под камерные концертные залы, а под открытым небом так же есть площадки, где ведущие оркестры мира исполняют для массовой публики свои произведения.
И, глядя на все это великолепие, трудно поверить, что совсем недавно Царицыно представляло собой мрачные, хотя и живописные развалины, пользующиеся популярностью у окрестных хулиганов и поклонников ролевых игр, которые съезжались в Царицыно, как в самый малопосещаемый парк, чтобы без помех сражаться на самодельных мечах и колдовать по-эльфийски у костров.
Таким — заброшенным, неприветливым, неустроенным знали Царицыно несколько поколений москвичей — со времен Екатерины II. А ведь его создатель, архитектор Баженов, задумывал свой проект как настоящее архитектурное чудо, сказку, воплощенную в камне. Но, как это часто бывает в истории, гениальность художника стала его недостатком и привела к его падению.
Читайте также: Модерн Федора Шехтеля: Ярославский, Казанский, Художественный…
Василий Баженов — вообще фигура в российской архитектуре исключительная. Пожалуй, его одного из немногих можно считать гением отечественной архитектуры, и, вместе с тем, раскрыться этому гению полноценно так и не удалось. Баженову фатально не везло. Причем, начиналась его карьера на редкость успешно, но, судьба, видимо, выдала ему все хорошее авансом, а в дальнейшем решила Баженова не баловать своими подарками.
Отец Баженова служил дьячком в селе Дольском Малоярославского уезда Калужской губернии. Там и родился будущий творец царских дворцов и публичных зданий. Правда, той же весной семья перебралась в Москву, где отец стал служить в одной из церквей Кремля и детство Баженов провел именно в столице.
Здесь же ему и впервые крупно повезло — вольный слушатель лекций архитектора Ухтомского, которого преподаватель из сочувствия к бедности студента рекомендовал для работ по частным заказам, своим ярким талантом сумел выделиться среди соучеников и получить путевку с открывшуюся в Санкт-Петербурге Академию художеств.
Академию открыли, но учеников было мало, а управляющий академией обер-камергер Иван Иванович Шувалов желал иметь в стенах своего учреждения лучших, для чего и послал запрос в Московский университет. Среди прибывших студентов был и Баженов. Это блестящий поворот событий определил судьбу молодого человека. Именно с поступления в Академию он стал тем, кем стремился быть всю жизнь — официально признанным архитектором.
В 1760 году Баженову снова выпал редкий шанс: академия отправила двух лучших учеников в Париж, на казенном содержании. Баженов и его соученик Антон Лосенко полтора года обучались в Париже, а затем послали работы в Академию. Талант Баженова настолько поразил педагогов, что молодого архитектора отправили на зиму в Рим — продолжать обучение. Правда,всредствахегоприжали—Баженов все полтора года, проведенных в Италии, сильно бедствовал и пережил немало неприятностей, но талант его развился еще полнее, и в 1765 году Баженов вернулся в Санкт-Петербург.
Казалось бы, его ждал успех и блестящее будущее. Однако, именно с этого года Баженов и начал путь "сапожника без сапог". Началось с неприятностей в Академии — лучшего выпускника приняли с распростертыми объятиями, но с закрытым кошельком. Произвели в Академики, а места профессора, то есть, постоянного оклада, не дали. Причем он держал экзамен на профессора — проект здания, которое известно как дворец в Екатерингофском парке, с оранжереями, зверинцем и каруселями, далеко выходил за рамки обычных работ. Неудивительно, что Баженов рассорился с Академией, и охотно занял пост архитектора артиллерийского ведомства графа Орлова.
Разумеется, такая "звезда" архитектуры, не могла остаться не замеченной для взгляда Екатерины II — позиционировавшей себя в качестве покровительницы искусств. Сначала императрица отнеслась к архитектору благосклонно — повелела разработать проект Института благородных девиц при Смольном монастыре. Баженов так стремился угодить правительнице, что в рекордно короткие сроки создал поразительный по смелости замысла и красоте проект.
Когда он представил его императрице, то и сама она, и ее ближайшее окружение пришло в восторг. Баженова признали гением, расхваливали на разные лады, а Екатерина дала ему "добро" на ряд проектов — реконструкцию Московского Кремля в честь окончания войны с Турцией и постройку целого архитектурного ансамбля в загородном Царицыно.
Однако, все эти похвальбы и пышные начинания оказались всего лишь "воздушными замками". Архитектор стал пешкой в борьбе за власть. Граф Орлов, который и пристроил Баженова в свое ведомство, стремился превзойти Потемкина и предложить Екатерине, которая временно увлеклась архитектурой, нечто грандиозное и необыкновенное. Таким проектом и стал план перестройки обветшавшего Кремля. Труд Баженова, имевший успех, привлек внимание и к Орлову, которому, по большому счету, было мало интересно, обретет проект жизнь или нет.
Баженов, который горячо взялся за дело, и представить не мог, что Екатерина вовсе не собиралась реально тратить миллионы и полностью перестраивать Кремль. Дело ограничилось чертежами и возведенной деревянной моделью нового кремля, да вырытым котлованом под проект. Баженов сам ютился в Кремле в деревянной временной постройке, ждал средств на начало работ, оберегал свою хрупкую деревянную модель грядущего великолепия от чумных бунтов, непогоды и зевак, а в итоге в 1775 году получил от Екатерины повеление зарыть котлован и забыть о проекте.
С этого и начались преткновения архитектора и императрицы. Еще будучи при дворе, Баженов познакомился с цесаревичем Павлом. Цесаревич проникся к таланту молодого архитектора уважением, и попросил спроектировать ему дворец. Что Баженов и сделал — это дворец в последствии был возведен на Каменном острове в Санкт-Петербурге.
Читайте также: Поддубный, легендарный "Русский Иван"
Позднее, переехав в Москву и потерпев фиаско в замысле по реконструкции Кремля, Баженов взялся за другой проект — постройки загородного дворца для императрицы в Царицыно. Строил он его десять лет — причем каждое лето вместе с семьей переезжал на стройку, чтобы лично руководить работами.
Императрица редко вспоминала о новом "прожекте" и об его архитекторе. А вспоминая, досадливо морщилась — помнилась история с Кремлем, а, кроме того, подозрительная Екатерина опасалась всевозможных заговоров со стороны цесаревича Павла и ревнивоследилаза всеми егосношениями.Баженов,который с Павлом состоял в прекрасных отношениях, а, кроме того, числился среди членов масонского ордена (который Екатерина терпеть не могла) вызвал у царственной покровительницы искусств неприязнь.
И когда она, наконец, собралась-таки посмотреть — а что же за райский дворец возводит ее лучший архитектор, настроена она была с самого начала крайне негативно. Прибыв, она в молчании вступила на территорию усадьбы. В молчании осмотрела постройки — бегло, поджав губы. Насмотревшись, Екатерина изрекла, что дворец, да и весь ансамбль, получился слишком мрачным, производит впечатление неприятное и ей не нравится. После чего отбыла.
Баженов остался разбитым наголову. Десять лет жизни кончились ничем. А ведь именно из-за того, что он жил в сыром, непригодном для жизни Царицыно, он подорвал и свое здоровье, и здоровье семьи — дети постоянно болели, а один сын даже умер. Теперь же Баженов остался без должности, без средств к существованию, в немилости императрицы и окруженный долгами.
Ему ничего не оставалось, как открыть частную мастерскую и жить заказами. От всех грандиозных проектов остался только дом богача Пашкова в Москве, "Пашков Дом" — здание, приводившее в неописуемый восторг иностранных послов и ценителей архитектуры. В 1972 году Баженов перебрался в Санкт-Петербург и служил архитектором при Адмиралтействе, строя, в основном, государственные постройки в Кронштадте — без изыска и размаха, чтобы не тратить попусту государственные деньги.
Правда, под конец жизни, Баженов все-таки получил признание и шанс на великие свершения — взошедший на престол Павел вспомнил об архитекторе и призвал его ко двору. Император назначил Баженова вице-президентом Академии художеств, подарил деревню с тысячей душ крепостных крестьян, заказал несколько масштабных проектов — Михайловского замка, обновления памятников русской архитектуры и так далее. Но судьба до последнего преследовала Баженова, не дав ему возможности взять реванш за полную лишений жизнь.
В 1799 году архитектора разбил паралич, и 16 августа он скончался, окруженный своими многочисленными домочадцами, которые только-только начали радоваться успехам главы семьи и жить в достатке.
Из уцелевших работ Баженова наиболее знаменит Пашков Дом, который и сегодня стоит на своем месте, а также архитектурный ансамбль Царицыно. Правда, Царицыно выглядит далеко не таким, каким проектировал его Баженов. Сам Большой дворец был полностью разрушен и отстроен заново — по проекту друга Баженова архитектора Казакова. Возможно, Казаков бы и завершил стройку, но Екатерина скончалась, а Павел повелел никаких строительных работ в Царицыно более не производить.
Читайте также: Тайна гибели Экзюпери — летчика, писателя, философа
Так, в виде руин — недостроенных, но ветхих, Царицыно стояло много-много лет, пока в 2006 году его не отреставрировали современные власти. Конечно, нынешний вид Царицына не таков, каким его задумывали Баженов и Казаков, но все же жителям и гостям столицы Царицыно нравится теперь гораздо больше.
И уже меньше стало слухов о том, что Царицыно — проклято, что масонские знаки, выложенные на его стенах принесли Баженову беду, перешедшую на его творение и прочих подобных.
Сегодня Царицыно — прекрасное место для культурного досуга и отдыха на природе, пользующееся популярностью. Остается надеется, что оно больше никогда не будет лежать в развалинах, и труд Баженова, пусть даже спустя столько лет, найдет своих почитателей.