Россия в будущем может утратить ракетно-ядерный щит

Минобороны оставляет Россию без ракет

Минобороны России рискует перевыполнить планы сокращения российских стратегических сил по СНВ-3. Как гром среди ясного неба, прозвучало заявление, сделанное генконструктором Московского института теплотехники академиком РАН Юрием Соломоновым, из которого следует, что гособоронзаказ на 2011 год уже сорван, в том числе и по стратегическим силам.

По его словам, согласно госпрограмме вооружений (ГПВ) на 2007-2015 годы, войска должны были получить 100 "Тополей-М". Ситуация усугубляется тем, что в предыдущие годы эти планы не выполнялись и существуют большие опасения, что ГПВ-2020 также будет сорвана.

Иными словами, в условиях, когда США ускоренными темпами проводят масштабную модернизацию своих стратегических сил, когда Китай активно наращивает свой ядерный арсенал, а Франция в полтора раза увеличивает свой атомный флот за счет введения новейших АПЛ "Барракуда", Россия рискует критически ослабить свою оборонную мощь.

По словам ракетостроителя, это обусловлено тем, что Минобороны, несмотря на поручение премьера Владимира Путина, сделанное еще в марте на Воткинском заводе, производящем боеголовки для МБР, задерживает выделенные правительством деньги. В итоге, как признал Юрий Соломонов, выполнения ожидаемого заказа на перспективные "ярсы" ожидать не стоит.

Напомним, что под руководством Юрия Соломонова в Московском институте теплотехники были разработаны четыре ракетных комплекса для ракетных войск стратегического назначения, включая "Тополь-М" шахтного и мобильного базирования, а также новейший "Ярс". Там же разработали ракету морского базирования "Булаву", добро на производство которой после серии последних успешных испытаний дал сам Сердюков.

Заметим, что еще в середине мая президент Дмитрий Медведев признал факт срыва гособоронзаказа за 2010 год, потребовав наказать виновных. Многие эксперты, включая и самого Соломонова, делали заявления, что многие из наказанных, лишившиеся своих постов, в действительности были или "стрелочниками", или "мертвыми душами", давно отошедшими от дел.

Впрочем, после "успокоительной" пресс-конференции министра обороны Анатолия Сердюкова 1 июля опасения насчет очередного срыва выполнения гособоронзаказа у многих развеялись. Глава Министерства обороны коснулся и недавнего совещания у президента России, посвященного выполнению гособоронзаказа 2010 года. По словам Сердюкова, "критические замечания, высказанные на нем руководителем государства, были приняты как руководство к действию. Отрадно, что задания первой половины нынешнего года успешно выполнены, удалось даже, что называется, подчистить прошлогодние хвосты. Размещение ГОЗ теперь идет достаточно активно, есть уверенность, что выполним его полностью".

Однако откровения Юрия Соломонова заставили усомниться в том, что ситуация кардинальным образом изменилась. Впрочем, на пресс-конференции 1 июля Анатолий Сердюков все же проговорился, что проблемы с ВПК существуют. По его словам, "одна из причин "зависания" контрактов в том, что зачастую нам (Министерству обороны. — Ред.) трудно договориться с "оборонкой" о цене на продукцию. Порой нас не устраивает время исполнения заказов, а иногда слишком затягивается процесс согласования цен".

В последнее время у нас появилась тенденция: нет своих беспилотников — закупим израильские. "Плохие" и "дорогие" танки заменим германскими "леопардами". Вместо "устаревших" "калашниковых" и СВД тоже найдем что-нибудь зарубежное. А что с баллистическими ракетами? Неужели в нашем МО рассчитывают на то, что в условиях очередного срыва гособоронзаказа мы сможем "заткнуть" дыру американскими "минитменами" или израильскими "иерихонами"? И кто же тут прав, Сердюков или Соломонов?

Ситуацию в интервью "Правде.Ру" комментируют эксперты Александр Храмчихин, Владислав Шурыгин и Константин Сивков.

Анатолий Храмчихин, заместитель директора Института политического и военногоанализа: "Разумеется, больше доверия вызывает заявление Соломонова, которое, по сути своей, ничего принципиально нового, кроме возможного невыполнения гособоронзаказа-2011, не содержало. Ведь у нас уже давно сложилась практика неуплаты предприятиям ВПК их работы. И с начала 1990-х годов ситуация только ухудшалась. Вы спросите, куда же уходят деньги? Это извечный наш вопрос, ответ на который могут дать лишь те, кто направляет и регулирует их потоки.

Уже есть крылатое изречение насчет того, что коррупция стала становым хребтом нашего государства. Исправить ситуацию при сложившейся системе невозможно, и, по всей видимости, никто ничего менять и не думает, поскольку, судя по поведению нашей элиты, она всерьез даже не думает о том, что на нас может кто-то напасть.

А в данном случае дыру с баллистическими ракетами заткнуть будет нечем. И дело даже не в том, что их производители ни при каких условиях не станут продавать стратегические виды вооружений. Просто чужие ракеты никак не могут подойти к уже имеющейся у нас базе эксплуатации".

Владислав Шурыгин, военный эксперт: "Соломонов, безусловно, прав. Он знает, о чем говорит, как человек, связанный с ракетостроением не понаслышке. Что касается Минобороны, то есть данные, что по 2011 году оно не проплатило свыше 50 процентов заказа. И остальные гендиректора ВПК и разработчики оружия открытым текстом говорят о срыве гособоронзаказа-2011.

В данном случае наше Минобороны ведет себя как публичная женщина, мечтающая отдаться клиенту подороже. Создается впечатление, что эти люди действуют так потому, что не рассматривают Россию в качестве страны длительного пребывания, считая ее лишь площадкой для зарабатывания денег. По сути, они ведут себя как иностранные менеджеры, которые рано или поздно подадутся в более теплые края.

Судя по их действиям, им глубоко плевать, сколько в итоге будет у России ракет и будут ли они вообще. По всей видимости, главной задачей является управляемая канализация денег в четко заданном направлении.

Пока мы не увидим настоящего судебного разбирательства по этому вопросу, ситуация будет только ухудшаться. А заявление Соломонова следует рассматривать в тесной связи с массовым увольнением генералов из Генерального штаба. По моим данным, это связано с несогласием относительно "реформы" вооруженных сил Макарова и Сердюкова, которая свелась к развалу армии. Тот же Третьяк был блестящим продолжателем прежних традиций Генерального штаба".

Константин Сивков, 1-й вице-президент Академии геополитических проблем: "Соломонов просто констатировал факт того, что есть, хотя об этом говорят уже давно. Минобороны почему-то держит деньги, предназначенные для ВПК. Ну скажите, как последний будет что-то производить? Тут даже на голом патриотизме не вырулишь. Ведь для производства техники хотя бы надо уплатить за работу рабочим, чтобы они окончательно не умерли с голода и рассчитаться с олигархами, которые держат в своих руках предприятия, производящие металлы.

Что касается Сердюкова, то он ведет себя согласно своей природе и психологии директора мебельного магазина, но только не военного. Ну какой с него спрос? С точки зрения мебельщика, пытающегося извлечь денежные выгоды, закупаемые танки фактически равноценны табуреткам, а баллистические ракеты — мебельным гарнитурам. ВПК же с его точки зрения — это этакие производители мебели, которые загибают цену. Конечно, было бы смешно, если бы подобные действия не наносили колоссального вреда обороноспособности нашей страны. Поэтому все закупки, все движения выделяемых правительством средств должны полностью контролироваться широкой общественностью. Без этого во главу угла по-прежнему будут положены "откат и процент".

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить