Исполнилось 75 лет Антикоминтерновскому пакту Германии и Японии

Антикоминтерновский курок войны

С тех пор, как двухполюсный мир стал однополярным, Запад время от времени тычет нам в лицо пактом Молотова-Риббентропа, силясь доказать, что СССР был ничуть не лучше Третьего рейха. Между тем там с удовольствием бы забыли о существовании Мюнхенского сговора 1938 года, а также подписанного двумя годами раньше Антикоминтерновского пакта.

Прежде чем перенестись в Берлин на 75 лет назад, когда 25 ноября 1936 года между Германским рейхом и императорской Японией был заключен международный договор (пакт), создавший двусторонний блок этих государств, направленный против стран III Коммунистического Интернационала (Коминтерна), вспомним "Памятную записку" фюрера. В ней в августе 1936 года Адольф Гитлер ставил перед уполномоченным по четырехлетнему плану министром-президентом Германом Герингом задачу подготовить экономику страны к войне на Востоке с целью создания сырьевой и продовольственной базы для немецкого народа.

В самом Антикоминтерновском пакте, заключенном на срок до пяти лет, говорилось исключительно об "обмене информацией" о деятельности Коминтерна. Дополнительный протокол предусматривал принятие мер против лиц, ведущих коммунистическую пропаганду или связанных с Коминтерном. Все положения (отказ от союза без взаимного согласия, неоказание помощи в случае войны), касавшиеся войны с СССР, содержались в секретном приложении. "Курьезно, — говорил уже во время войны Гитлер, — что мы с помощью Японии уничтожаем позиции белой расы в Восточной Азии, а Англия с помощью большевистских свиней борется против Европы".

Читайте также: Уроки истории: Как Запад забыл о величайшем позоре своей дипломатии

Насколько это было курьезно, можно заключить, исходя из такого факта, что в конце Первой мировой войны, участником которой был и будущий фюрер, геополитические (читай: захватнические) планы Германии оборотились с Запада на Восток. Да и саму войну кайзеровская Германия развязала из-за страха перед растущей мощью России — соседней и, по мнению немцев, враждебной к ней державы.

Мировая бойня не пощадила монархические династии Европы: германские Гогенцоллерны лишились трона, как и Романовы. Однако положение в этих странах различалось, как и судьба их венценосных особ. 1 марта 1918 года немецкие войска вошли в Киев, где по указке генерала Эриха Людендорфа была декларирована "Украинская держава" с гетманом Павлом Скоропадским во главе и, конечно, под бдительным германским присмотром. Появились предпосылки для создания колонии-сателлита Германии.

Тем временем в оккупированной Прибалтике остзейское немецкое меньшинство присматривало за Латвией и Эстонией, вошедшими сначала в состав герцогства Курляндского и Семигальского, а затем в Балтийское герцогство. В апреле 1918 года войска генерала графа Рюдигера фон дер Гольца положили конец самостоятельности Финляндии.

Даже гибель союзников (Австро-Венгерской монархии Габсбургов и закат османской Блистательной Порты) не вызывали трагического ощущения у немцев. К осени 1918 года правящая элита Германии переживала момент временного тактического отступления на Западе. Особо романтически настроенные политики уже видели послевоенную Германию, по экономическому потенциалу и масштабам природных ресурсов равную США и Великобритании.

Читайте также: Молотов, Риббентроп и исторические спекуляции

"Именины сердца" исчезли в майские дни 1919 года по опубликовании статей Версальского мирного договора 28 июня 1919 года. И хотя созданное в 1871 году "железным канцлером" Отто фон Бисмарком государство сохранилось, Германия оказалась у разбитого корыта надежд.

А ведь какие перспективы рисовались в огромной варварской стране, раскинувшейся на Востоке, где, по выражению Гитлера, земли приходится в 18 раз больше, чем в Германии. Вот местность для осуществления планов по обеспечению фантасмагорического "жизненного пространства". Больное воображение тут же услужливо нарисовало бредовую картину по превращениюстаройимперской державы в объект колонизации.

Популярный в годы Первой мировой войны остзейский теоретик геополитики Пауль Рорбах, писавший, что Российскую империю можно разделить естественным образом на части, как апельсин — на Финляндию, Польшу, Бессарабию, Украину, Кавказ, Туркестан и Россию. При этом ни Рорбах, ни другие известные геополитики не были расистами. Этих мужей вдохновляли широко распространенные не только в Германии, но и по всей Западной Европе национально-либеральные идеи. Рорбах вместе с другими цивилизованными европейцами осуждал еврейские погромы в Российской империи.

После возникновения СССР к этим понятиям добавилось осознание факта, что защитить демократические страны от большевиков поможет только Германия. Засилье евреев и большевизм были для Гитлера понятиями тождественными: "Никакой союз с Россией, славяно-татарским государством, которым управляют евреи, невозможен". По гамбургскому счету (если воспользоваться идиомой Виктора Шкловского) для Гитлера было безразлично, кто находится у власти в России.

Читайте также: Европе напомнили о сговоре с Гитлером

Кроме того, в уничтожении Советского государства Гитлер видел, о чем откровенно писал еще в "Майн кампф", создание необходимых условий для войны с Великобританией, которая за минувшие годы так и не стала союзницей гитлеровского рейха. И все же фюрера не покидала надежда объединиться с англичанами на почве антикоммунизма.

В записях беседы Гитлера с лордом Эдуардом Галифаксом в имперской канцелярии, найденных в архивах германского МИДа, есть выразительный пассаж об осознании членами английского правительства, что "фюрер осуществил великое дело не только для Германии: благодаря уничтожению большевизма в собственной стране он преградил ему дорогу в Западной Европе, вследствие чего Германия по праву может считаться бастионом Запада в борьбе против большевизма". Напомним, визит лорда Галифакса в Берлин по личному приглашению Геринга состоялся в ноябре 1937 года.

Антикоминтерновский пакт, к которому 6 ноября 1937 года присоединилась фашистская Италия (возник так называемый "треугольник Рим-Берлин-Токио"), а позднее еще целый ряд других государств, в частности, Венгрия, Испания и Маньчжоу. 25 ноября 1941 года Антикоминтерновский пакт был продлен еще на пять лет. В это время к нему присоединились Финляндия, Румыния, Болгария, а также существовавшие на оккупированных немцами территориях марионеточные правительства Хорватии, Дании, Словакии и подконтрольное японцам на оккупированной ими части территории Китая правительство Ван Цзинвэя. А в 1942 году марионеточное правительство захваченных японцами Филиппин.

Последствия события 25 ноября 1936 года до сих пор дают о себе знать. Так, в годовщину памятной даты КНДР потребовала от Японии выплаты компенсаций за зверства, которые японцы творили в годы Второй мировой в Корее. И не только в годы Второй мировой: Корея была колонией Японии в 1910–1945 годах, и именно с Корейского полуострова японцы начали наступление на Запад и Юг в 30-е годы. Наступление, остановленное на реке Халхин-Гол Красной Армией и в сражении возле атолла Мидуэй американцами.

Читайте также: История предательства: Чехию сдали без боя

Что же до дел европейских, то сегодня в Европе с целью испачкать Россию черной краской предпочитают муссировать пакт Молотова-Риббентропа. Мол, Вторая мировая война началась с него. Но ведь аншлюс Австрии был в марте 1938 года, Мюнхенский сговор и отторжение от Чехословакии приграничных районов — спустя полгода. Нацистская оккупация Чехии — в марте 1939-го, за пять месяцев до пакта Молотова-Риббентропа. А основа под экспансию Германии была заложена именно Антикомминтерновским пактом. Пактом, который Запад "проглотил", а спустя два года уже отдавал Чехословакию на растерзание Гитлеру по итогам "Мюнхенского сговора".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить