Два года трагедии под Смоленском

Смоленская трагедия: пике и пикирование

Два года назад Катынь опять чуть было не стала символом раздора в российско-польских отношениях. Именно туда утром 10 апреля 2010 года спешил самолет ТУ-514 (М) под управлением экипажа из восьми человек, с 88 пассажирами на "борту 101", среди которых находилась практически вся "официальная Варшава" — от депутатов Сейма и высших офицеров страны, вплоть до министров и президента Польши Леха Качиньского.

… В 10:23 руководитель полетов аэродрома "Смоленск-Северный" запросил у пилотов "литерного" Ту-154, сколько осталось топлива, и какой они предполагают запасной аэродром. Командир корабля ответил, что топлива осталось 11 тонн, а запасную посадку можно осуществить в Минске или Витебске.

Далее российский диспетчер сообщает, что в районе аэродрома наблюдается сильный туман, видимость составляет 400 метров, поэтому "условий для приёма нет".

Читайте также: "Российский счет за "Катынь наоборот"

Предупреждение игнорируется, повторное тоже. Авиалайнер делает несколько кругов перед заходом на посадку. Из расшифрованных позже записей "черного ящика" слышен разговор, что какие-то маневры кого-то взбесят. Несмотря ни на что, "борт 101" стремится к земле, в 10 часов 41 минуту происходит столкновение с лесным массивом… катастрофа!

Москва реагирует молниеносно, и на самом высшем уровне — по указу президента Дмитрия Медведева была сформирована правительственная комиссия во главе с премьер-министром Владимиром Путиным, которой поручается расследование причин произошедшей трагедии. Параллельно Польша заявляет, что займется изучением крушения ТУ-154 "независимо и самостоятельно".

Начинается "соревнование" двух версий: 1) непрофессиональные действия польских летчиков и 2) ошибка российских диспетчеров, пославших "борт 101" не туда из-за неправильно работавшего на военном аэродроме радара.

Почти сразу появляется и "экзотика" пополам с мистикой — ведь буквально за месяц до катастрофы под Смоленском грузинский телеканал "Имеди", прославившийся антироссийскими инсценировками, заранее "уничтожил" польского президента Леха Качиньского, якобы летевшего на выручку якобы подвергшейся российской агрессии Грузии и "взорвавшегося по пути в своем самолете".

Тема "заговора" понравилась многим, особенно тем, кого не спрашивали. Например, румынское информационное агентство со ссылками на источники в Министерстве обороны Польше объявило о следующей сенсации: "Еще никогда над территорией России возле военной базы с электромагнитным оружием не находилось на одном самолете такое количество врагов. Это был случай, который бывший кагэбэшник Владимир Путин не мог упустить. Это — азбука философии российских спецслужб, от царской охранки до сегодняшних ее представителей. Для ФСБ, ГРУ, внешней разведки это была лишь рутинная операция, которая в технических терминах называется "уничтожение военно-политических лидеров вражеского государства".

Таким образом, по мнению "конспирологов" из агентства Romanian Global News, самолет Качиньского, видимо, был сбит из "электромагнитной пушки".

Кстати, по информации газеты Rzeczpospolita (Польша), на том ТУ-154 должен был находиться и брат главы государства — Ярослав Качиньский, но из-за болезни матери он не смог присоединиться к делегации, что тоже дало повод для антироссийских размышлений СМИ, расценивших подобное "спасение" — привожу одну из цитат — так: "Невезение для России и шанс для Польши. Вероятно, Ярослав Качиньский станет следующим президентом. И он будет знать, что произошло на самом деле, а не то, что стремится представить Москва".

Читайте также: Польские власти сводят счеты с Ярузельским. И с историей…

Москва представила 12 января 2011 года окончательный доклад Межгосударственного авиационного комитета из которого следует: причинами катастрофы стали неправильные действия экипажа ("решение о заходе на посадку в метеоусловиях значительно ниже метеоминимума аэродрома; снижение ниже минимальной высоты в 100 метров, указанной правилами и руководителем полётов; игнорирование экипажем сигналов системы предупреждения об опасном сближении с поверхностью земли"), а также о психологическом давлении на пилотов со стороны посторонних лиц, находившихся в кабине.

Брат погибшего президента, хоть и не стал новым главой Польши, но, конечно же, до сих пор не согласен с очевидными выводами, подтвержденными международными экспертами: "трагедия под Смоленском все более походит на теракт". Ну, или в крайнем случае, "намеренные ошибки при ремонте самолета российского президента".

Ярослав Качиньский, к сожалению для дальнейших взаимоотношений двух стран, совсем не одинок в своем мнении. В Польше говорят о формировании некой "смоленской партии", видящей в катастрофе "борта 101" призрак Катыни-2. Польские националисты уже отметили годовщину гибели руководства страны акциями протеста возле российского посольства.

А вот еще информация к размышлению: по опросу "Польского радио" почти пятая часть поляков верят: смерть Леха Качиньского — результат "нападения на главу государства" со стороны России.

Впрочем, существует и другая Польша, в которой после всего случившегося в то роковое утро: "Поляки увидели русских такими, какими не видели давно, и даже не думали, что русские такими могут быть", — говорил тогда официальный представитель Варшавы Ежи Бар.

Оказывается, у наших народов может быть не только разделяющая, но и объединяющая трагедия, которой сопереживают миллионы поляков и русских. Как выразился представитель МИД РФ: "Наш народ воспринял эту беду как собственную".

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *