Страны Азии свыкаются с мыслью, что ими правят женщины

Власть над Азией переходит в руки женщин

На минувшей неделе впервые в истории Таиланда премьером стала женщина — Йинглак Чинават. Ее приход к власти стал очередным примером того, что представительницы прекрасного пола все уютнее чувствуют себя в роли правителей. И касается это не только "свободного" Запада, но и Азии. Правда, у азиатских женщин-руководителей есть особые черты, отличающие их от европейских коллег.

Йинглак Чинават — младшая сестра бывшего премьера Таиланда Таксина Чинавата, свергнутого военными в 2006 году и объявленного в международный розыск по обвинению в коррупции. Она училась в США, долгие годы работала в семейном бизнесе. После свержения брата пошла в политику, и на семейном совете в Дубае изгнанный брат решил назначить ее своим преемником по руководству партией "Для Таиланда".

И сестра не подвела брата. Йинглак Чинават возглавила партийный список для участия в парламентских выборах и победила на них, получив 265 из 500 мест в законодательном органе. В конце концов, 9 августа король Пумпион Адульядет утвердил ее на премьерском посту.

Читайте также: Спокойствие Таиланда "купили" за 1,5 млрд долларов

В отличие от Таиланда, другая страна Юго-Восточной Азии Филиппины уже успела привыкнуть к тому, что во главе ее время от времени появляется "президентша". Правившая страной в 1986-1992 годы Корасон Акино — личность для Азии легендарная. До нее ни одна женщина на огромном континенте никогда не была президентом. А ей удалось не просто возглавить страну, но и добиться окончания многолетней диктатуры Фердинанда Маркоса и вывода из страны американских военных баз.

Корасон родилась в семье богатых родителей, но, ко всему прочему, ей повезло и с замужеством — она была невесткой экс-председателя парламента Бениньо Акино I и супругой сенатора Бениньо Акино II. (А ее сын Бениньо Акино III сегодня возглавляет страну.) Как и Йинглак Чинават, филиппинский лидер училась в США — денег у семьи хватало. В общем, и здесь без кровнородственных связей наверху не обошлось.

"Папиной дочкой" является Глория Арройо — первая в истории Филиппин вице-президент (1998-2001 годы) и второй президент (2001-2010 годы). Ей повезло родиться в семье бывшего руководителя страны Диосадо Макапагала. Арройо проявила чудеса политической стойкости. К власти она пришла на волне свержения президента Джозефа Эстрады и просидела у руля целых десять лет. Ни обвинения в коррупции, ни попытки импичмента не помешали ей остаться во главе Филиппин.

Целая женская династия правительниц сложилась на Шри-Ланке. Особого интереса заслуживает Сиримаво Бандаранаике, ставшая в 1960 году первой не только в Азии, но и в мире премьер-министром. Дочь крупных землевладельцев, она вышла замуж за будущего премьера Соломона Бандаранаике. В 1959 году муж был убит, и партию, а следом и страну возглавила Сиримаво. Она занимала пост премьера трижды, в последний раз — в 1994-2000 годы. Сорок лет в большой политике — такому долголетию любой мужчина позавидует.

Сиримаво проявила себя как умелый дипломат. Придерживаясь социалистической ориентации, она умудрилась дружить одновременно с враждовавшими СССР и КНР. Имея в качестве главного экономического партнера Индию, она наладила связи и с Пакистаном. В годы ее правления Шри-Ланка превратилась в один из столпов Движения неприсоединения. Кстати, именно она переименовала Цейлон в Шри-Ланку.

Весьма неплохо сложилась и судьба дочери Сиримаво — Чандрики Бандаранаике Кумаратунге. В 1994-2005 годы Чандрика была президентом Шри-Ланки, причем первые шесть лет правительство возглавляла… ее мать. Ничего подобного мир еще не знал. Первый женский тандем в Европе появился лишь в прошлом году — в Финляндии, но президент Тарья Халонен и премьер Мари Кивиниеми родственницами не являлись. Так что и тут остров в Индийском океане стал политическим первопроходцем.

Вероятно, самая знаменитая женщина-политик Азии — Индира Ганди. Неоднократный премьер страны была дочкой первого главы правительства независимой Индии — Джавахарлала Неру. Она проводила социально ориентированную политику, дружила с СССР, но социалистической страной Индию не сделала и с Западом не ссорилась. Она поспособствовала тому, чтобы заклятый враг — Пакистан — раскололся на две части, и на востоке некогда единой страны образовался Бангладеш.

Читайте также: Индия готовится к войне… на два фронта

Но если во внешней политике Индире сопутствовал успех, то внутри страны об этом не скажешь. В 1984 году по ее приказуармия грубо вмешалась в конфликт между индуистами и сикхами в штате Пенджаб на стороне первых. В итоге сикх-самоубийца взорвал Ганди. Злой рок преследовал и сына Индиры — премьера Раджива Ганди. Он тоже стал жертвой фанатика-самоубийцы, только тамильского.

Индия — республика парламентская, президент в ней имеет немного полномочий. Однако формальным главой государства остается президент, и пост этот уже четыре года занимает женщина — Пратибха Патил. В отличие от других женщин-политиков Азии, она не является дочкой, сестрой или женой видного политика. Правда, многие годы она была верна семейству Ганди и партии Индийский национальный конгресс. Но это уже во вполне западном духе — связи и дружба важны и в Европе, и в Америке.

Одной из самых известных героинь у власти может похвастаться Пакистан. Беназир Бхутто, в 1988-1990 и 1993-1996 годы дважды занимавшая пост премьера, была первой женщиной в мусульманской стране, которая достигла таких высот. Для своей страны она была очень эмансипированной: училась в Гарварде и Оксфорде, в молодости не носила никакого платка. Не обошлось без влиятельных предков и здесь: ее дед Шах Наваз Бхутто и отец Зульфикар Али Бхутто были премьерами Пакистана. Но по известности Беназир их явно затмила.

Читайте также: Кому выгодна гибель Беназир Бхутто?

На годы ее премьерств пришелся окончательный вывод советских войск из соседнего Афганистана и улучшение пакистано-индийских отношений, а также уменьшение числа неграмотных в Пакистане на треть. Но такой бич, как коррупция, погубил ее карьеру. Она не смогла его победить, зато против нее были выдвинуты обвинения во взяточничестве. В 1998-2007 годы она скрывалась за границей, но четыре года назад вернулась на родину. Ее Пакистанской народной партии пророчили победу на выборах, но теракт 27 декабря 2007 года оборвал ее жизнь. Кажется, Беназир оплакивал тогда весь мир.

Бангладеш, некогда бывший частью территории Пакистана, сегодня фактически возглавляет женщина — премьер Хасина Вазед. Дочери первого президента страны Шейха Мирзабура Рахмана далеко по известности до Ганди или Бхутто, но ей тоже есть, чем похвастаться. В 1996-2001 годы она стала первым в недолгой истории Бангладеш премьером, кто пребывал в должности весь отпущенный по конституции срок. В отличие от Бхутто, ей удалось пережить покушение, и ее политический путь продолжился.

Некоторое время назад Индонезией — крупнейшей в мире мусульманской страной — правила президент Мегавати Сукарнопутри (2001-2004 годы). Она была дочерью первого президента страны Ахмеда Сукарно. Ей удалось оздоровить экономику, рухнувшую в результате кризиса 1997-1998 годов, но на годы ее правления пришелся кровавый теракт на острове Бали, когда погибли 202 иностранных туриста. Сукарнопутри ввела прямые выборы президента и сама же пострадала от этого новшества: в 2004 году ее ждало поражение.

Самой "продвинутой" мусульманской страной считается Турция. В период 1993-1995 годов ей правила Тансу Чиллер — дочь губернатора провинции Биледжик, которая стажировалась в США как экономист. В разные годы она занимала различные посты в правительстве. В заслугу ей ставят реформу армии, а также то, что ей удалось убедить Штаты внести Курдскую рабочую партию в список террористических организаций. Однако обвинения в коррупции погубили ее карьеру. Сажать Чиллер в тюрьму не стали, но из политики ей пришлось в 2002 году уйти.

Наиболее эмансипированные женщины Азии живут на ее востоке. Однако премьеров или президентов из числа представительниц прекрасного пола ни в Китае, ни в Японии, ни в Корее пока не было. (Хотя императрицы в прежние времена были). В некотором смысле исключением является Сун Цинлин — жена великого политика Сунь Ятсена. За 13 дней до ее смерти в 1981 году ее избрали почетным председателем КНР. Но даже формально главой государства Сун Цинлин все же считать нельзя.

Как видно, женщины-руководители не являются чем-то из ряда вон выходящим не только в Европе, но и в Азии. Правда, есть у них одна особенность: сделать политическую карьеру им практически во всех случаях позволяло удачное стечение семейных обстоятельств. Дочери бакалейщика наподобие Маргарет Тэтчер или дочке простого священника вроде Ангелы Меркель пока в Азии мало что светит. Но это пока. Представительницы прекрасного пола вовсю наступают на пятки мужчинам и в этой вроде бы самой патриархальной части света.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *