ВЛКСМ кончился, комсомол продолжается

29 октября исполняется сто лет со дня рождения Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи. С комсомолом был связан почти каждый гражданин СССР.

ВЛКСМ — это славные страницы в нашей истории, которыми принято гордиться. Об организации, которой мы все обязаны своим становлением, "Правде.Ру" в программе "Диалоги" рассказала первый секретарь ЦК РКСМ Дарья Митина.

Эта организация сделала нас настоящими людьми, познакомила нас всех, научила жить в обществе, жить по его законам и переживать вместе со страной все ее горести, радости, всю советскую историю.

Россия тогда бурлила

В конце 10-х — начале 20-х годов прошлого века молодежных организаций в советской России было много. Начиналось все со скаутских организаций, которые возникли в России еще на рубеже веков.

Это были организации, созданные по образу и подобию скаутских организаций западных стран. Немножечко это уже было похоже на то, что потом стало комсомолом, но в основном похожесть эта была чисто внешняя — организационная.

Скаутские организации воспитывали, прежде всего, дисциплину и любовь к Родине. В этом плане они также похожи на комсомол, но тем не менее это была еще прежняя царская Россия — совсем другая страна.

Кроме того, скаутские организации были тесно связаны с религией. А комсомол, прежде всего, — организация молодых атеистов.

В конце 10-х годов — начале 20-х консервативные российские круги звали атеистов безбожниками. Мы знаем, что комсомольцы были в первых рядах борьбы с клерикализмом, с церковной собственностью, с церковными порядками. Это было большое-большое движение за просвещение, за народное образование, за широчайший доступ всех слоев населения к грамотности.

Недаром на Третьем съезде Всесоюзного коммунистического союза молодежи главный гость съезда — Владимир Ильич Ленин — сформулировал задачи комсомола таким образом: "Учиться, учиться и учиться".

Позже эта фраза легла в основу его знаменитой брошюры "Задачи союзов молодежи". Почему союзов, если фактически речь идет об одном союзе, съезд которого проходил в те октябрьские дни 1920 года?

Именно потому, что тогда — в начале нашей советской истории — молодежных организаций было достаточно много. Более того, с начала XX 20 столетия эти организации множились как грибы.

Можно сказать, подстегнула их активное развитие, образование и деятельность на территории России тогда Февральская революция 1917 года, в результате которой появилось многопартийное демократическое общество, которое тогда, в общем-то, не отвечало требованиям времени. Иначе бы не случилось второй революции — Октябрьской.

Но тем не менее она раскрепостила инициативу и гражданскую сознательность миллионов людей в России, в том числе и ее молодых граждан.

Объединение по интересам, по каким-то принципиальным мировоззренческим моментам стало общим местом в России. Россия тогда бурлила — было очень много партий, идеологий, очень много молодежных движений…

К моменту образования Российского коммунистического союза в октябре 1918 года молодежь была совсем не такая, как еще два-четыре года назад. Уже шли свободные дискуссии, это — основополагающий принцип комсомольской организации.

Был принцип формирования организации по интересам, по взглядам, по каким-то мировоззренческим принципам. Это был принцип, скажем так: один за всех, и все за одного, принцип коллективизма, это были зачатки так называемого демократического централизма.

Я думаю, что в позднем комсомоле эти термины не вызывали вопросов, они были зафиксированы уставными документами комсомола. А тогда это все было в новинку, это было в диковинку.

Организации комсомольского типа раньше нигде не было. Но не нужно думать, что это все возникло само по себе. От сырости никогда ничего не возникает…

Первые комсомольцы

Комсомол первых лет своего существования — это была организация людей, которые только что пришли с войны. Если вы посмотрите фотографии делегатов первых съездов Российского коммунистического союза молодежи, то увидите, что три четверти делегатов — это люди в бушлатах и шинелях.

Ведь они пришли с фронтов, эти люди воевали и отстаивали независимость советской России на фронтах, сопротивлялись интервенции, впоследствии воевали с беляками в ходе Гражданской войны. Поэтому основная масса тогдашних комсомольцев — люди, которые умели держать в руках оружие.

Поначалу членов ВЛКСМ было не так уж много. К созыву первого съезда ВЛКСМ в 1918 году комсомольцев насчитывалось всего 22 тысячи по всей России вместе со всеми национальными окраинами.

Для сравнения — в партии большевиков, которая пришла к власти в результате Великой Октябрьской социалистической революции и тогда была уже правящей, к октябрю 1918 года было 300 тысяч человек. Хотя в момент совершения революции в октябре 1917 года большевиков насчитывалось 25 тысяч.

Поэтому можно сказать, что комсомольцев поначалу было меньше, чем молодых большевиков, молодых членов партии. И это было, в общем-то, вполне естественно.

Очень многие большевики, соратники Ленина, даже сомневались в самой необходимости формирования комсомола. "Зачем это? — спрашивали они, — у нас есть партия большевиков, которая по своему составу вполне себе молодежная партия, молодая организация".

Средний возраст в партии большевиков к моменту совершения Великой Октябрьской социалистической революции составлял 24 года. Это были совершенно молодые люди.

Владимир Ильич Ленин был там самым старшим. Недаром у него было партийное прозвище "старик", это не просто так для красного словца, он действительно был самым возрастным из тогдашних руководителей большевистской партии.

Партия большевиков все-таки пришла к выводу, что нужна молодежная организация. Потому что партия столкнулась уже с некой данностью, была поставлена перед фактом.

Комсомол активно формировался на фронтах войны. И к моменту проведения первого съезда это была уже организация, претендующая на некую организационную, кадровую и в какой-то степени даже на идеологическую самостоятельность.

Именно поэтому и были жаркие дискуссии между различными группами большевиков: каким должен быть комсомол, чем должен заниматься?

Каким быть комсомолу

Отголоски этих дискуссий мы слышим и переживаем до сих пор до сих пор. Да, да, не удивляйтесь. Те дискуссии, которые мы ведем сегодня о путях, методах и целях развития комсомола напрямую пересекаются с дискуссиями конца 10-го — начала 20-х годов прошлого столетия.

Неслучайно, к моменту проведения Первого съезда комсомола и особенно к моменту проведения его Третьего съезда в 1920 году обострилась дискуссия между ленинской точкой зрения на формирование комсомольской организации и точкой зрения Троцкого.

Это были непримиримые точки зрения, непримиримые концепции, каждая из которых претендовала на то, чтобы задать вектор развития молодежного движения в Советской России.

Троцкий настаивал на том, что комсомол — это кадровый резерв и верный помощник большевистской партии. Поэтому комсомол должен состоять прежде всего из молодых большевиков.

И своим примером эти молодые коммунисты должны показывать беспартийной молодежи, как надо идти и куда нужно двигаться по этой жизни.

Соответственно, прием в комсомольскую организацию должен был стать очень ограниченным. В основном туда, по замыслу Троцкого, должны были принимать молодых большевиков, и это должно было стать достаточно непростым делом.

Процедура приема в комсомол, по мнению Троцкого, должна была быть сильно затруднена этим партийным фильтром.

Другой точки зрения придерживался Владимир Ильич Ленин. Безусловно, он считал, что комсомол будет в орбите влияния партии большевиков, по-другому и быть не могло.

Потому что к тому моменту — Третьему съезда комсомола — большевики уже стали практически единственной доминирующей политической силой на пространстве Советской России. Но тем не менее Ленин настаивал на обязательной организационной самостоятельности комсомола.

Он говорил, что комсомол — это не молодежная секция партии, не ее молодежное подразделение, не детсадовская группа при взрослой партии.

Это — именно самостоятельная организация, которая должна сама определять цели своего развития, средства и методы ведения партийной, комсомольской, политической работы, ориентируясь при этом на внесоюзную молодежь, которая еще не определилась, не сделала своего выбора, не встала в ряды большевиков.

И это было, на мой взгляд, гораздо более мудрое и гораздо более дальновидное решение. И недаром ленинская точка зрения тогда возобладала. На Третьем съезде Российского коммунистического союза молодежи основная масса делегатов поддержала именно ленинский план развития комсомола. Троцкий тогда тактически полностью проиграл.

Правда, справедливости ради нужно сказать, что потом, в связи с внешним обстоятельствами, прежде всего с особенностями развития страны на том историческом периоде, в связи с предвоенной ситуацией, когда вся страна была вынуждена стать единым военным лагерем, конечно, теорию Ленина в чем-то пришлось временно отодвинуть немножечко в сторону.

Страна была действительно единым военным лагерем, поэтому требовалось жесткое партийное руководство всеми сегментами общественной, в том числе молодежной жизни, включая и комсомол. Поэтому тогда руководство партии комсомольскими структурами было куда более жестким, чем предполагал Ленин.

Мостик длиною в сто лет

Если мы сейчас перекинем мостик длиною в сто лет — в нынешние времена, то мы можем те же самые дискуссии, с тем же самым пафосом, с той же самой страстью увидеть и сегодня.

Например, сейчас уже не существует единой молодежной организации. — Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи распался в 1991 году, и сегодня комсомольских организаций несколько. Больших комсомольских организаций — четыре.

Три из них — это припартийные молодежные организации. Фактически — молодежные секции, то есть то, о чем говорил Лев Давыдович Троцкий.

Комсомол — самый старший из всех этих постсоветских организаций. Он образован в январе 1993 года, называется — Российский коммунистический союз молодежи, и я имею честь его возглавлять. Я — первый секретарь ЦК РКСМ с 2010 года, а образовалась организация РКСМ в рабочем общежитии Ленинграда, тогда уже, к сожалению, Санкт-Петербурга.

И до сих пор среди взрослых коммунистических партий продолжаются дискуссии о комсомоле.

Коммунистическая партия Российской Федерации Зюганова, Российская коммунистическая рабочая партия, партия "Коммунисты России" создали комсомольские организации при себе.

То есть де-факто это — даже не комсомолы, а молодежные партийные секции. Тем не менее все они в своем названии имеют слово комсомол, комсомольская организация. И есть один комсомол — большой и независимый.

А дискуссии возобновились через сто лет, потому что к единому мнению общество пока что так и не пришло. История идет своим чередом, страна меняется, меняются политические структуры, партии, а эта полемика жива по сей день.

Орденоносный

Героическая история комсомола и сейчас широко известна. Ведь многие не просто застали старый ВЛКСМ, а в нем состояли.

Может быть, даже кто-то из наших читателей им даже руководил. Вехи истории комсомола четко отсчитываются и совпадают с героическими вехами истории нашей страны.

Наверняка каждый из вас, когда вступал во Всесоюзный ленинский союз молодежи, должен быть отвечать на вопросы строгого секретаря райкома об орденах комсомола.

Это все заучивали наизусть, от зубов отскакивали даты, названия орденов и то, за что они были получены.

Первый свой орден — Боевого Красного Знамени комсомол получил 1928 году за заслуги в ходе революции, Гражданской войны и отражении иностранной интервенции.

В 1931 году Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи был награжден орденом уже за заслуги первых пятилеток, социалистического строительства, коллективизации сельского хозяйства, масштабнейшей индустриализации. Ведь ударными силами этих строек были комсомольцы.

К 1941 году — к началу Великой Отечественной войны комсомольцев насчитывалось уже десять миллионов человек. Комсомольцы и взрослые коммунисты приняли на себя основной и главный удар военного лихолетья.

И уже сотни тысяч комсомольцев были награждены государственными наградами за заслуги в войне. Об их героизме говорит и тот факт, что фашисты прежде всего истребляли коммунистов и комсомольцев — в зоне оккупации и в концентрационных лагерях.

В ходе тяжелых, затяжных сражений, естественно, комсомол и Коммунистическая партия несли огромные потери, потому что они приняли на себя и главный удар.

Фраза "Прошу считать меня коммунистов" произносилась вовсе не для красного словца. Мы знаем, что сотни тысяч коммунистов и комсомольцев были награждены орденами за заслуги в Великой Отечественной войне. В 1945 году и весь комсомол был награжден своим третьим орденом за военные заслуги.

После чего началось постепенное восстановление советского народного хозяйства. В 1948 году был уже четвертый орден комсомола. Эта награда — прежде всего за восстановление страны из разрухи.

Буквально за два-три года страна была в основном восстановлена ценой неимоверных, нечеловеческих усилий всего народа и, естественно, его авангарда, комсомольцев и коммунистов.

Дальше — в 1956 году комсомол наградили за освоение целинных земель. Это — очередная героическая страница в его истории. И последний орден в 1968 году ВЛКСМ получил по сумме заслуг за время своего существования.

Печальные страницы вместе со страной

Надо упомянуть и о грустных страницах истории. Ведь нельзя сказать, что комсомол — это сплошной героизм и одни белые страницы.

Ведь это — часть общества, часть нашей страны, часть нашей истории, социальный срез, сегмент всего общества. Поэтому комсомол всегда такой же, как все остальное общество, вся страна. А у нее были не только героические, славные страницы истории, но и темные, позорные страницы. Комсомол впитал в себя все.

В то же время, когда не знающие истории люди пересказывают протухшие и дурно пахнущие публикации журнала "Огонек" конца 80-х — середины 90-х годов, конечно, это — не просто преувеличение, а злобная манипуляция фактами.

Потому что, естественно, комсомол нес на себе все те, так сказать, родовые черты социальных болячек, которыми болело советское общество. Это — излишняя бюрократизация, комчванство, апатия большинства комсомольской массы.

Потому что, если в первой половине XX столетия вступление в комсомол — было наградой за индивидуальные заслуги, выстраданная позиция, данная обществом человеку за его поступки и заслуги перед обществом на той или иной ниве, то впоследствии в комсомол начали принимать всех.

Всех мели под одну гребенку, всем вручали комсомольские билеты, и, конечно, это не могло не сказаться на деградации организации. Потому что, когда принимают всех, без разбора, естественно, организация проигрывает очень сильно в качественном отношении.

В условиях однопартийного общества это — еще и способ пролезания во властные структуры по социальным лифтам всевозможных проходимцев, карьеристов и так далее.

Это все тоже было. Комсомол переболел точно теми же самыми болезнями, которыми переболело все советское общество. Хотя, например, замечательный советский и российский писатель Юрий Михайлович Поляков говорит, что если бы он мог вернуться на 20-30 лет назад или повернуть время вспять, то уже не написал бы повесть "ЧП районного масштаба".

И это дорогого стоит. Потому что очень редко люди признают свои ошибки. Каяться и признавать свою неправоту нынче не модно, это не принято.

И тем более можно уважать Юрия Михайловича Полякова за эту позицию, которую он высказал. Безусловно, повесть "ЧП районного масштаба" послужила одним из катализаторов гибели ВЛКСМ. И также безусловно, что при каком-то градусе справедливой критики там было много лишнего, наносного. Поляков это сегодня признает.

Меня единственную не приняли в ВЛКСМ

Но такова была тогда реальность, публикации и книги, которые все вместе складывались в достаточно неприятную для коммунистов или комсомольцев мозаику.

Мы знаем, что гнилостные процессы начались уже в конце 70-х — начале 80-х годов, и я наверное как человек, родившийся в 1973 году, застала, наверное, самые неблагоприятные и неприглядные годы существования комсомола.

14 лет мне исполнилось в 1987 году. И я, конечно, как любой молодой советский человек, написала заявление: прошу принять меня в ряды Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи.

Но меня не приняли. Единственную во всей школе и даже во всем Бауманском районе Москвы меня не приняли в комсомол! Это было действительно ЧП районного масштаба.

И это в какой-то степени, как мне казалось, закрывало передо мной дальнейшие горизонты. Но тогда меня это не сильно волновало, точнее — не волновало абсолютно. Я сказала своему комсоргу, что комсомол переживает не лучшие времена, он уже сгнил, и теперь я буду вступать сразу в Коммунистическую партию.

Конечно, мне не поверили, покрутили пальцем у виска, но тем не менее прогноз мой сбылся, оправдался.

В ноябре 1991 года я действительно вступила в Российскую коммунистическую рабочую партию, которая образовалась после развала КПСС и всего Советского Союза, и уже потом через полтора года влилась в обновленное и возрожденное комсомольское движение.

Комсомол устал

В отличие от Коммунистической партии Советского Союза комсомол не был закрыт сверху. И это — тоже печальная страница, от которой отмахнуться невозможно.

КПСС запретил Ельцин своим указом, но коммунисты потом еще долго сопротивлялись, в ходе многолетних заседаний Конституционного суда пытались оспорить это явно незаконное и волюнтаристское решение.

С ВЛКСМ ситуация была совершенно иная. Поначалу возникали всевозможные платформы, несмотря на то, что устав ВЛКСМ не предполагал возникновения и формирования никаких политических, идеологических или организационных платформ.

Тем не менее они возникли. Одной из таких платформ стала так называемая Сургутская инициатива, возглавляемая руководителями ВЛКСМ из числа младореформаторов.

Одним из руководителей Сургутской инициативы был впоследствии премьер-министр Российской Федерации, а сегодня человек, возглавляющий внутреннюю политику в администрации президента, — Сергей Владиленович Кириенко.

Владимир Елагин — тоже один из лидеров, хедлайнеров, как сейчас модно говорить, Сургутской инициативы, впоследствии возглавлял Оренбургскую область как губернатор. И имя им, в общем-то, — легион.

Мы их считаем разрушителями комсомола, которые забили последний гвоздь в гробовую крышку ВЛКСМ, хотя как раз они обязаны комсомолу всем, но отплатили ему разрушением.

Они были инициаторами ликвидации комсомола, перевода его на хозрасчет. Смысл этой Сургутской инициативы и был в переводе Комсомола на хозрасчет.

Они считали, что в ходе тотальной приватизации, разгосударствления собственности, комсомольские лидеры, то есть они, должны унаследовать эту самую собственность.

И наверное, во многом унаследовали. По большей части, конечно, она была приватизирована, но значительная часть была просто бездарно проедена, пропита, перезаложена, продана.

Попытки найти и собрать воедино комсомольскую собственность для тех, кто будет потом восстанавливать по крупицам нашу страну, будет, наверное, очень трудоемким процессом.

Комсомольская и партийная собственность — давно уже частная собственность нашего поистине очень дорогого российского олигархата замечательного бюрократического, окостеневшего олигархического государства.

Тем не менее у ВКЛСМ есть юридический правопреемник — Российский союз молодежи, который унаследовал одно лишь здание ЦК ВЛКСМ на улице Маросейка. Это здание ему и сейчас принадлежит, но РСМ занимает там пол-этажа, все остальное сдано в залог и разошлось по разным непонятным рукам.

Наследники славы и "зюкины дети"

А мы — Российский коммунистический союз молодежи и другие комсомолы, которые действуют на территории России, это — идеологические правопреемники.

Они унаследовали собственность, а мы унаследовали идеологию. Мы унаследовали ценности, впитали в себя те героические страницы комсомола, которыми мы сегодня гордимся. Это все — наше, это — наша история, которую мы никому никогда не сдадим.

В январе 1993 года в рабочем общежитии Ленинграда собрались люди, которые группировались вокруг Игоря Малярова и других несогласных с роспуском ВЛКСМ — позорным самороспуском.

В сентябре 1991 года, уже после краха КПСС, собрались на распустительный съезд более 1 тысячи делегатов. Позорный 22-й съезд, который мы называем гробовым. Тогда первым секретарем был печально известный Владимир Зюкин. Его соратников по последнему составу ЦК ВЛКСМ мы называем "зюкины дети".

Эта компания запятнала себя прямым предательством. Зюкинское руководство собралось на съезд и объявило о самороспуске.

Сформулировано это было очень кучеряво. "Комсомол выполнил и исчерпал свою историческую роль", — было сказано в итоговом документе съезда. После совершенно позорнейшего голосования, когда 900 с лишним делегатов проголосовали за самороспуск, к трибуне пробился худенький молодой человек в очках, которому не давали официально слова на съезде, хотя он просил.

Но "зюкины дети" понимали, что он будет выступать с оппозиционной точкой зрения, поэтому слова Игорю Малярову не дали. И он был вынужден прорваться к микрофону уже после официального закрытия съезда.

Он сказал: "а теперь все, кто не согласен с решением о самороспуске, все те, для кого дорог Комсомол, кто хочет заниматься его восстановлением, прошу собраться здесь — около меня".

Вышло, наверное, человек двадцать. Вот они и начинали славное дело восстановления уже после краха всего и вся.

Начать сначала

Где-то полтора года заняло это движение, летом 1992 года собрался так называемый 23-й восстановительный съезд ВЛКСМ, а зимой следующего года — учредительный съезд Российского коммунистического союза молодежи.

Ведь ВЛКСМ в условиях отсутствия Советского Союза продолжаться не мог, и фактически после восстановительного съезда ВЛКСМ это движение прекратилось.

А РКСМ прижился на территории России и стал единственной массовой коммунистической организацией на протяжении многих лет, в лучшие годы, насчитывавшей до 35 тысяч человек.

До 1999 года это был единственный комсомол, действующий на территории постсоветской России. У него — уже много славных страниц. Достаточно сказать о том, что в октябре 1993 года практически все комсомольцы Москвы, Московской области и близлежащих регионов были на баррикадах против кровавого ельцинского переворота и расстрела Верховного Совета.

Эти ребята-комсомольцы защищали Конституцию и советский строй. Мы поставили палатки вокруг здания Верховного Совета. 4 октября в момент расстрела наши палатки были раздавлены БТРами и БМП, которые пригнал Ельцин.

Кантемировская и Таманская дивизия раздавили наши комсомольские палатки. По чистой случайности никто не погиб. И благодарить за это мы должны осенние холода.

Первые октябрьские дни выдались прохладными, холодными, поэтому комсомольцы не спали в палатках, а пошли греться в помещение Верховного Совета и близлежащие подъезды, кто-то поехал домой, в итоге никто не погиб.

Наш руководитель Игорь Маляров ельцинским указом был назван государственным преступником и объявлен в федеральный розыск. Нам с большим трудом удалось запихнуть его в поезд и отправить, можно сказать, за границу — в Беларусь тогда это была уже другая страна…

Через несколько дней после кровавого расстрела Ельцин объявил указ, по которому на территории России были запрещены шесть политических организаций, в том числе наш Коммунистический союз молодежи, которому отроду было всего полгода.

Это — своеобразный факт признания. То, что Ельцин запретил нас указом вместе с РКРП и Трудовой Россией, которые действовали на территории России уже два года, определенно стало признанием наших заслуг и того, что действительно РКСМ занял четкую и недвусмысленную позицию в эти кровавые октябрьские дни.

Снова в подполье и на свободе

Впоследствии нам пришлось несколько лет прожить на нелегальном положении, потому что мы были запрещены указом, и только в 1996 году усилиями Российского парламента — Государственной Думы — Российский коммунистический союз молодежи был легализован.

А еще в 1994 году получили амнистию лидеры московского восстания, которые были освобождены тоже благодаря принципиальной, жесткой и твердой позиции, занятой Государственной Думой.

Комсомол же, хотя до 1996 года оставался на нелегальном положении, завоевывал лидерство в умах и сердцах молодежи. Он нарастил свою численность до 35 тысяч человек, был на переднем крае социальной и студенческой борьбы.

С помощью комсомола удалось организовать боевой студенческий профсоюз "Студенческая защита". Российские комсомольцы всегда были там, где молодежь притесняли, унижали и дискриминировали. Мы приходили на помощь, делали очень много в полезного и хорошего.

Я думаю, что историки еще вспомнят о нашей роли и персонально — Игоря Малярова, который стал одним из ярчайших лидеров коммунистического движения 90-х — начала нулевых годов.

Конечно, равных Игорю Малярову ни на молодежном фронте борьбы, ни даже во взрослой политике не было. К сожалению, его ранний уход из жизни в 2003 году в возрасте 38 лет фактически лишил левый коммунистический флаг самого яркого из его лидеров.

Комсомол жив и здоров

Тем не менее РКСМ жив, РКСМ обрастает многими контактами, за рубежом нас знают и уважают. РКСМ хранит комсомольские традиции, занимается комсомольским просвещением, очень активно работает с беспартийной молодежью.

Мы считаем, что это — наша главная задача. Потому что, какой смысл работать с людьми, которые уже и так пришли к тебе? Они и так — коммунисты, они уже и так в твоих рядах. Они стоят с тобой плечом к плечу.

Гораздо правильнее и нужнее мы тем людям, которые еще не сделали свой политический выбор. Это — те люди, которые пока что стоят на распутье.

Старшие школьники и младшие студенты пока что присматриваются, они еще не назвали себя коммунистами, окончательно себя не определили в наших рядах. Поэтому, конечно, РКСМ уделяет огромное внимание работе с непартийной молодежью. Я думаю, что будем уделять и дальше.

В эти торжественные дни столетия комсомола мы хотим поздравить не только друг друга, наших товарищей, членов наших и братских организаций комсомольских, а каждого гражданина нашей страны, для которого его история — это не пустой звук.

Потому что вся советская и постсоветская история, как бы это ни казалось странным, действительно связана с комсомолом и с его лучшими людьми.

Таких людей очень много в нашей стране, даже в нашей нынешней действительности, когда в нашей стране уже давно прошла декоммунизация.

Коммунизм — это не мейнстримовое, как модно сейчас говорить, модное идеологическое течение. Наоборот — коммунисты, в общем-то, преследуются, а чаще всего — замалчиваются.

Тем не менее наше государство было вынуждено пойти на большие уступки. Например, столетие ВЛКСМ празднуется в Кремле как государственный праздник, хотя ни копейки государственных денег, бюджетных средств на это не тратится. Это — исключительно общественные деньги, собранные в складчину.

Тем не менее государству хватает мозгов понять, что комсомол — это именно та организация, благодаря которой все эти власть имущие, власть предержащие стали теми, кем они стали.

И наверное, это подспудное осознание благодарности комсомолу за все играет определенную роль в этом деле. Ведь ни один другой государственный праздник не вызывал такого ожесточенного спора и таких ожесточенных дискуссий, как столетие ВЛКСМ.

Наши оппоненты, естественно, выпячивают все негативные стороны жизни комсомола. Но мы, конечно, понимаем, что это — очень однобокий, ущербный и убогий взгляд. Эти люди обкрадывают и обедняют таким однобоким взглядом прежде всего себя. Потому что комсомол — это славные страницы нашей общей истории великой страны.

Хочу еще раз всех наших зрителей поздравить с этим светлым праздником. Сто лет — это большая дата. Век назад возник Российский коммунистический союз молодежи, и нам очень приятно, что именно с нашим названием это совпадает.

Не случайно мы так называемся с 1993 года. Мы празднуем всегда два юбилея: юбилей ВЛКСМ и юбилей нашей организации, которой в этом году стукнуло уже 25 лет.

Я хочу пожелать, чтобы любой человек имел возможность прийти в комсомол, найти товарищей, найти дело себе по душе, приносить пользу в рамках комсомольской организации.

Потому что, какие бы политические погоды ни стояли на дворе, существование комсомола — это залог демократического развития нашего общества, залог того, что мы мыслим свободно и действуем свободно. Еще раз с праздником вас — со столетием комсомола, дорогие наши читатели!

Фото: Commons: RIA Novosti

Читайте также:

100 лет Комсомолу: Рожденные революцией

Эксперт: у государства нет программы для молодежных организаций

Нужен ли ВЛКСМ вместо "Лидеров России" и молодежек?

Автор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *