Как командир АПЛ "Архангельск" спас мир от катастрофы

Командир "Акулы" спас мир от катастрофы

Общественная организация "Союз офицеров" обратилась к президенту Владимиру Путину с необычной просьбой: рассмотреть вопрос о присвоении звания Героя России командиру АПЛ "Архангельск". Необычность просьбы в том, что и командир уже на пенсии, и подлодка давно на пороге утилизации, да и было все 23 года назад. Но подвиг-то был, да еще какой! Pravda.Ru разбиралась в ситуации.

"27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на атомной подводной лодке ТК-17 в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт" — такова официальная справка о событиях 23-летней давности.

Эта авария стала самой последней на атомном подводном флоте СССР. Не потому, что у нас аварий больше не было, а потому, что СССР вскоре не стало… Почти все годы, минувшие после аварии, о ЧП практически молчали. Одним из первых изданий, которое достаточно подробно рассказало правду о той аварии, стала Pravda. Ru.

Несколько лет назад Pravda. Ru попыталась восстановить картину событий с помощью члена Верховного Совета РСФСР Альберта Буторина, которому Руслан Хасбулатов поручил расследование аварии. По его мнению, мир стоял на грани ядерной катастрофы, которую предотвратила лишь самоотверженность командира АПЛ… Вот что Альберт Николаевич рассказал Pravda. Ru:

"1 октября 1991 года меня вызвал председатель Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов: "Мне доложили, что в Белом море чудом не взорвалась подводная лодка с ядерным оружием на борту. Сейчас эта лодка стоит у причала в Северодвинске, туда прибыл заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал В. А. Порошин. Вам необходимо вместе с ним разобраться в ситуации и срочно доложить мне. Пожалуйста, отправляйтесь туда немедленно!"

Читайте также: Как "сумасшедший Иван" напугал Америку

Тяжелый атомный подводный крейсер "ТК-17" построен в Северодвинске на Севмаше и передан ВМФ 15 декабря 1987 года. Основным его вооружением были 20 межконтинентальных баллистических твердотопливных ракет. В Северодвинске вокруг поврежденного атомохода была такая секретность, что на его борт не пустили даже тогдашнего мэра города. Вместе с Порошиным мы прошли все отсеки "ТК-17", беседовали с членами экипажа, осмотрели повреждения верхней палубы, покрытой пристывшими "лепешками" расплавившейся ракеты.

Командир "ТК-17" капитан первого ранга Игорь Гришков в те дни был совершенно измотан. Он доложил, что 27 сентября 1991 года на полигоне в Белом море, при запуске учебной ракеты она взорвалась в шахте, крышка которой улетела далеко в море. Лодка всплыла, и Гришков, увидев огненный шар над палубой, срочным погружением сбил пламя массой морской воды, после чего АПЛ снова всплыла. Этим маневром Гришков спас подводный атомоход с ядерным оружием от взрыва с адскими последствиями.

Тогда я предлагал выдвинуть Гришкова на звание Героя Советского Союза, но руководство страны и ВМФ предпочло замолчать это ЧП, дабы обеспечить секретность вокруг ужасных последствий возможной катастрофы…".

"ТК-17" — пятая по счету из шести выпущенных в Советском Союзе тяжелых атомных подводных лодок проекта 941 "Тайфун" (этот проект называют также "Акула"). Это самые большие подлодки в мире. Контр-адмирал Виталий Федорин, находившийся в момент аварии на обеспечивающем судне, тогда же рассказывал автору этих строк:

"По сути, я видел все, что происходило, со стороны. Во время предстартовой подготовки в шахте подлодки произошел взрыв баллистической ракеты. Крышка шахты улетела в неизвестном направлении, загорелось резиновое покрытие легкого корпуса лодки. Командир "Акулы" капитан 1-го ранга Гришко действовал профессионально. Он оперативно притопил гигантский корабль на перископную глубину, сбил пламя и смыл с корпуса остатки твердого ракетного топлива, которое может гореть и в воде. К счастью, никто из моряков не пострадал.

В дальнейшем шахта была заварена и не эксплуатировалась, однако атомоход еще долгое время оставался в боевом строю. Это была единственная авария с ракетным оружием на кораблях такого проекта. Она не повлекла за собой ни разрушения прочного и легкого корпуса, ни человеческих жертв. Подводники отдали должное проектировщикам — корабелам северодвинского Севмаша за тот запас прочности, который они заложили в корабль. Ну и командир был героем настоящим".

Не так давно контр-адмирал, доктор военных наук, профессор, ветеран подводной службы ВМФ Российской Федерации (стаж подводной службы 27 лет) Борис Попов опубликовал и свои воспоминания о той аварии (приведем только часть из них):

"27 сентября 1991 года командир и экипаж готовились к ракетной стрельбе из подводного положения в одном из полигонов боевой подготовки в Белом море… Получив приказание на стрельбу, ТК-17 погрузился на стартовую глубину, лег на боевой курс и в 19.00 начал предстартовую подготовку практической ракеты к нанесению учебного удара по береговой цели.

19.05. В ходе предстартовой подготовки произошла автоматическая отмена старта ракеты. Командир исключил ракету из залпа, а личный состав ракетной боевой части приступил к выполнению мероприятий по безопасному содержанию ракеты в шахте после отмены старта. Командир ТК-17 Игорь Гришков, соблюдая меры безопасности, начал всплытие в надводное положение для передачи радио на управляющее КП об обстановке на корабле.

19.13. Подняты выдвижные устройства, и лодка начала продуваться для всплытия в надводное положение. В этот момент подводный крейсер сотрясают три следующих друг за другом мощных удара с правого борта, и он начинает стремительно валиться на правый борт и на нос — последовательно взрывались ступени стотонной твердотопливной ракеты в стрельбовой шахте.

Для стабилизации обстановки командир принимает единственно правильное решение — аварийно всплыть в надводное положение с одновременным продуванием всех цистерн главного балласта. Приказание командира экипаж немедленно выполнил, и после всплытия в надводное положение аварийные крен и дифферент были почти ликвидированы за счет дополнительного поддутия цистерн главного балласта с правого борта.

19.15. В ТК-17 в надводном положении подняты необходимые выдвижные устройства, установлена связь с судном обеспечения и передано по радио сообщение об аварии.

Читайте также: Подводный флот РФ. Не заслать ли нам гонца?

19.16. Обстановка на корпусе, на носу и корме резко ухудшилась: возник объемный пожар на палубе и рубке — это горело твердое ракетное топливо, выброшенное из ракетной шахты. Оценив обстановку на легком корпусе и внутри подводного крейсера, командир принял решение немедленно выполнить маневр срочного погружения для смыва горящего твердого топлива с корпуса крейсера.

19.22. Тяжелый крейсер погрузился на перископную глубину и сразу же, по замыслу командира (горящие обломки должны были уже быть смыты с корпуса), начал всплытие в надводное положение с целью немедленного пополнения запаса воздуха высокого давления.

После всплытия ТК-17 в надводное положение аварийная ситуация в стрельбовой шахте и на корпусе крейсера была не только локализована, но и ликвидирована. Личный состав при борьбе за живучесть подводного крейсера не пострадал, а крейсер сохранил способность самостоятельного перехода в надводном положении в пункт погрузки ракет".

Читайте также: Советский ракетный атомоход таранил айсберг

Собственно, это не последняя авария со взрывом ракеты, которую видел атомный подводный крейсер "Архангельск" (так ТИК-17 назвали в 2002 году). В феврале 2004 года по программе крупномасштабных учений подводная лодка Северного флота "Новомосковск" ("К-407") должна была запустить межконтинентальную баллистическую ракету. Пуск окончился неудачей. Ракета разрушилась, взорвалась уже после выхода из ракетной шахты. При чем тут "Архангельск" ("ТК-17")? А вот при чем.

Недалеко от "Новомосковска" на борту атомной лодки "Архангельск" находился президент России Владимир Путин — он наблюдал за учениями. И самолично видел, как ракета погибла. Флотским не удалось тогда "козырнуть" перед верховным главкомом лихим ракетным залпом… Ну, а мировую прессу обошла знаменитая фотография, сделанная на борту "Архангельска": Владимир Путин в черной подводницкой пилотке.

А всего через несколько недель, 29 апреля 2004 года, в связи с отсутствием боекомплекта подводный крейсер ТК-17 "Архангельск" был выведен в резерв. В настоящее время корабль находится в ожидании решения на утилизацию или на модернизацию по проекту 941У. Стоит он, ржавея и приходя в негодность, в военном порту Северодвинска. Но это уже совсем другая история…

 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе