Интервью с Мариной Попович

Марина Попович: Бабушка под облаками

Марина Попович — славная продолжательница дела советских летчиц: Валентины Гризодубовой, Марины Расковой, Полины Осипенко. Только они были Герои Советского Союза, а Марина Лаврентьевна Герой Социалистического Труда, она начинала летать уже после Великой Отечественной.

Мы встретились с нею на презентации ее новой книги. Глядя на нее, в первую секунду трудно поверить, что эта женщина поставила сто один рекорд в авиации. Уже во вторую понятно, что сто один — это еще мало. Наверняка у нее будут и еще рекорды в ее жизни. Конечно, мне хотелось узнать, как она попала в авиацию: 

— Война все перепутала. Может быть, я стала бы музыкантом. Я очень хорошо запомнила первые снаряды, которые летели через наши головы. От папиной скрипки — остался только гриф со струнами, к которому он потом приделал новую деку и много лет играл на этой скрипке после войны…

Бомбили нас очень сильно. Немецкие самолеты гонялись за всеми. Женщина несет воду с реки, пикирует рама. Гоняется и расстреливает, пока она не падает. Наш самолет сбили, летчик прыгает, они его расстреливают. Помню 41-й год, август, мы бежали от немцев, пыль страшенная, лежит корова и вымя оторвано, кровь хлещет. На всю жизнь запомнила войну кровавую!

Давайте вспомним ваши первые полеты.

— На ПО-2, перед прыжком с парашютом. Сидишь — открытая кабина, в фуфайке, в огромных валенках, в шлеме. Холод сумасшедший. Страшно, но надо себя преодолеть, чтобы прыгнуть с крыла. Все неважно: где приземлиться, нога подвернется — это такая мелочь. Главное — подольше спускаться! Продлить это удовольствие полета! И как только приземлилась, сразу хочется подняться в небо и снова прыгать!

Читайте также: Ночную ведьму звали Ласточкой

— Примерно тогда произошло и ваше знакомство с Павлом Поповичем?

— Это было году в 1954-м. Мы были курсантами, он уже заканчивал учебу. Как-то раз он пригласил меня на свиданье. Я надела самое нарядное платье. Потом мы поженились и началась жизнь летчиков, мотавшихся по гарнизонам. А в 1960 году Павла Романовича зачислили в состав первого отряда космонавтов гагаринского призыва. Первое время мы ничего не знали об их работе. Говорили просто: "испытание новой техники".

Фото: AP

Те из кандидатов в космонавты, у кого были семьи, старались использовать любую возможность, чтобы побыть с детьми. Мне почему-то больше всего запомнилось, как Юрий Гагарин, который часто гулял со своими дочерьми по Звездному городку, от души веселился с ними.

В 1964 году я стала летчиком-испытателем. Вначале я была летчиком транспортного звена, затем летала на истребителе. Мне очень помог Владимир Серегин, который потом с Юрием Гагариным погиб. Тогда еще не хватало мужчин, многие погибли на войне, и министр обороны издал приказ: зачислять в армию женщин на должность радистов, поваров. А у меня уже было офицерское звание.

После "МИГ-15" меня послали в Липецк на сверхзвуковые "МИГ-21". Я первая из женщин преодолела скорость звука в СССР. Это была сенсация. Потом на чехословацком самолете слетала на рекорд. Участвовала четыре раза в воздушных парадах на аэродроме в Тушино… Летала на "Антее", в те времена самом тяжелом в мире самолете.

— Как вы, женщина, справлялись с такими нагрузками, которые не всякому мужчине под силу?

— Далеко не все испытательные полеты экстремальные. Полеты на дальность или на время довольно спокойные. А вот штопор или прерывание полета опасны. Но опасности подстерегают там, где совсем не ждешь. Не зря великий конструктор Антонов говорил, что испытательный полет дает ответ на 900 вопросов из тысячи, а на остальные сто отвечают… следующие десять лет эксплуатации самолета.

Однажды на взлете у меня отказал форсаж двигателя "МИГ-21". У этого самолета маленькое крыло, тяга уменьшилась, а створки сопла остались открытыми, и… самолет упал на взлете, заклинило фонарь. Спасло чудо: фонарь удалось разбить, меня вытащили из горящего самолета, — только пропахали носом. Все думали, что мы погибли. Я сначала не испугалась совершенно. Но вот ночью, сновапереживаяэтот полет во сне, я закричала. Утром обратилась в санчасть, а через три дня "оклемалась" и снова приступила к испытательным полетам. Этот самолет теперь стоит на постаменте в поселке Чкаловский, его слегка отремонтировали и превратили в памятник.

После такого падения обычно отстраняют от полетов вообще, а мне сказали: "Принимай сама решение — летать или нет". Мне дали новый самолет "ЯК-25-РВ" (сделанный по подобию самолета "У-2", на котором летал Пауэрс, сбитый в начале 60-х под Свердловском). Там два двигателя таких же, как на том злополучном "МИГ-21". Командиры следили за мной, смогу ли я преодолеть этот рубеж, если да, то буду летать дальше, потому что пережить такое — это серьезно.

— Вы, наверное, хотели в космос?

— Меня и еще группу женщин забраковали. Официально же мне сказали: у вас маленькая дочь, поэтому не будем рисковать, берем только незамужних женщин. А зачем, спрашивается, два месяца проводили испытания, меня мучили?

— И с мечтой о космосе пришлось распрощаться?

Фото: AP

— А потом еще и с самолетами. Когда меня снимали с полетов, доктор сказал: "Я Сашу Федотова пропустил, и он погиб. Чтобы я вас допустил — никогда! Возвращайтесь к детям и воспитывайте их, вы достаточно налетали". Выявили небольшое снижение так называемого "зубца Эстебера" на кардиограмме, то есть уменьшение снабжения миокарда кровью, что может сказаться во время длительных полетов. От сильного утомления человек может умереть. Бывали такие случаи: возвращается летчик из полета, садится возле колеса и умирает.

— Марина Лаврентьевна, расскажите, а как складывалась ваша личная жизнь?

— 30 лет я была замужем за Павлом Поповичем, летчиком-космонавтом номер четыре, он был в космосе в 1962-м и 1974-м годах. У нас родились две дочери. Но жизнь была непростой, мы часто разлучались, так как я работала в другом городе.

— Как случилось ваше расставание?

— У нас никогда не было все гладко. Муж очень ревнивый был. Но мы поклялись, что мешать друг другу летать не будем. И радовались, и страдали вместе. Никогда друг другу ни в чем препятствий не чинили. Он был очень известный человек. Когда перестал летать, а я еще работала, причем в другом городе, это для него было большое испытание.

Павлу Романовичу со мной было непросто. Жену-командира выдержит не каждый. Он столько лет терпел… Но мы очень спокойно разошлись.

Потом, лет через восемь, я встретила другого человека. Нас связывали общие интересы, я стала президентом Авиационной вертолетной компании, а генерал Борис Александрович Жихарев был генеральным директором. Он тогда ходил хмурый, я узнала, что он переживает смерть жены, с которой всю жизнь прожил вместе. Но время все уносит.

Борис Александрович — очень интеллигентный человек, пишет философско-патриотические стихи. Он мне понравился своей деловитостью, и я ему понравилась, вот мы и стали жить гражданским браком, несмотря на то что он на 15 лет моложе меня. Сам он бывший военный летчик, штурман, начальник разведки армии, был заместителем начальник штаба сухопутных войск, сейчас он в запасе, возглавляет Союз советских офицеров Подмосковья…

Дочери уже взрослые. У старшей, Наташи, уже у самой взрослая дочь Татьяна, моя внучка, другая внучка Анечка. Вторая дочь Оксана тоже мама, сына она назвала Майклом. Они с мужем жили некоторое время в Англии, но супруг ее русский.

— Есть у вас фирменный секрет воспитания?

Фото: AP

— Я дочерей практически не воспитывала. Была у меня одна женщина в нянях, которая жила у нас два года, потом дети ходили в ясли, садик, а одна девочка, старшая, — даже жила пять лет в интернате. Нельзя было объять необъятное. Я не успевала.

Когда они стали подрастать, я сказала: дети, делайте как я, и прочтите десять заповедей. Просто выписала им десять заповедей, они еще со времен Моисея известны. Но Иисус Христос их поддержал. И больше ничего. Атеистов среди летчиков не было, нет и не будет. Я, по крайней мере, в жизни не встречала. Это люди с Богом в душе.

Дети неплохие выросли. Конечно, хотелось бы, чтобы послушание было. Но они самостоятельные выросли, ведут совершенно независимыйобразжизни,консультируются, только если что-то происходит. Советуются, но не всегда.

— Почему дети не пошли по вашим стопам?

— Дело в том, что мои полеты были как наказание для них. Вот сейчас я книгу написала. Я попросила, чтобы они высказались: как они нашу жизнь воспринимали. Дочка вспомнила: "Когда мама приходила с полетов, где у нее все получалось, у нас был великий праздник. Она нас угощала, все рассказывала, какие-то задавала нам загадки. Как только у нее что-то на полетах не получалось, мы все прятались". И муж тоже.

— А как вы следите за собой, за своим здоровьем?

— Оно у меня, видимо, наследственное. Мой дедушка был борцом, обладал недюжинной силой. Помню его коронный номер. Он ложился на землю, на грудь ему клали ворота, и по ним проезжала машина.

Когда стала летчиком, много внимания уделяла спорту, физической закалке. Имела несколько спортивных разрядов, была кандидатом в мастера спорта по стрельбе. Представьте, как тяжело женщине управлять грузным "Антеем", когда при отказе критического двигателя по крену приходится применять усилие руками до 45 килограммов, а по педалям — до 100 килограммов. Сила и здоровье нам, безусловно, были нужны.

Надо укреплять сердце, вот рецепт: по 300 граммов кураги, изюма, грецкого ореха и лимона, пропущенных через мясорубку (принимать каждый день, по месяцу, два раза в год).

— Ваша книга посвящена НЛО. С чего началось это ваше увлечение?

— Много лет назад, когда я лежала в госпитале, познакомилась с летчиками, у которых во время посадки отказало все навигационное оборудование. А садились они ночью. И вдруг они увидели луч света, который показывал им направление снижения. Подумав, что это коллега на истребителе, которая увидела, что у них случилась поломка, они приземлились по лучу и потом доложили обо всем начальству. Но оказалось, что никакого "истребителя" не было. Им светило непонятно что. Их послали на обследование в госпиталь.

Фото: AP

Было много таких случаев. Но летчики предпочитали о них не рассказывать. Боялись, что примут за психов. А еще я умею разгадывать сны, многое предчувствую, в критические моменты нахожу неординарные решения. Это все не просто так. У меня была бабушка, как говорится, "ведающая". Она, например, когда я родилась, написала записочку: "Имя девочки будет на звезде". Так оно и случилось, моим именем назвали звезду. Папе сказала, что он в войну не погибнет, что у него будет второй брак. Она каждому поведала о его будущем. Меня она учила разгадывать сны.

Однажды, много лет назад, я случайно попала на лекцию по аномальным явлениям, и меня все эти "зеленые человечки" заинтересовали. Я по натуре человек авантюрного склада, не люблю просто отдыхать, загорать. Несколько раз участвовала в экспедициях по поиску "снежного" человека — в двух экспедициях на Памире и в одной на Кольском полуострове.

— А летать больше не доводилось?

— Ну как же, конечно доводилось! Только не в России, а в Америке. Я была в Хьюстоне, и вот мне предложили полетать. А я была в платье, в туфлях на высоком каблуке. Мне дали мужские ботинки на два размера больше, я надела и попросила, чтобы мне дали ведущего, за которым я могла бы лететь, чтобы не сбиться с курса. Мы сели в самолеты. А там все обозначения приборов на английском и не в метрических единицах, а в футах и милях. Но самолет — есть самолет, я взлетела, мы с моим ведущим совершили несколько кругов, переговариваясь по рации.

Потом он велел мне идти на посадку, а ответила "О'кей!". Он стал садиться, а я развернулась и сделала еще один круг над аэродромом, потому что еще не приноровилась к самолету, и только затем зашла на посадку и приземлилась. Пока я летала лишний круг, на земле все переволновались, что-то мне кричали по рации, но я же ничего не понимаю по-английски. Я приземлилась, выбралась из самолета, и американцы начали меня качать, так что башмаки, которые мне дали, полетели в разные стороны.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Обсудить