О творчестве советского художника-авангардиста Виктора Попкова в интервью

Условность, аллегория и женщины в красном

Творчество известного советского художника-авангардиста Виктора Попкова еще в "махровые" коммунистические времена удивляло современников (и просвещенных критиков, и просто любителей живописи) своей неожиданной, словно бы даже "не нашей" художественностью. Ему была уготована редкая творческая судьба.

Впрочем, бум вокруг имени этого оригинального мастера "сурового стиля" продолжается и сегодня. На днях в Лондоне вышла в свет книга о жизни и творческих исканиях знаменитого российского живописца советских лет.

…Меценатство в России всегда было особым явлением. Оно "поднимало на щит", давало жизнь не просто отдельным творческим работам, но целым направлениям в искусстве, новым его формам и жанрам. Ныне российское меценатство снова на коне — и вновь играет важнейшую роль в судьбах отечественного искусства — в частности, открывая "пророков в своем Отечестве" в недавнем прошлом нашей страны.

К примеру, пристальный интерес международного художественного сообщества снискал сегодня, казалось бы, самый "проблемный" период в истории отечественной живописи — советское искусство. Об этом пишутся уже тома исследовательских работ, а советские художники (многие — посмертно) обретают вторую жизнь в самых блестящих западных художественных салонах, коллекционеры сражаются за их работы на престижных аукционных торгах.

Уже значительную коллекцию работ выдающихся советских художников собрал московский предприниматель и большой любитель живописи Андрей Филатов. Причем он не держит свое собрание "за каменной стеной", периодически организуя экспозиции в галереях и салонах — у нас и за рубежом. А также — занимается издательством искусствоведческих книг, посвященных творчеству советских живописцев разных направлений и жанров. Так, недавно в Лондоне был подписан договор с крупным издательством о публикации в Великобритании книги "Виктор Попков" о выдающемся советском художнике — на английском языке. Работа над изданием сегодня уже завершается.

Читайте также: Вахтанг Кикабидзе: "Татуировка из-за любви"

Условность, аллегория и женщины в красном. 286248.jpeg
"Воспоминание. Вдовы" (1966)

Творчество Виктора Попкова стало основой для подобной книги, поскольку этот художник занимает действительно особое, в чем-то даже парадоксальное место среди коллег, творивших в одно время с ним, — во второй половине прошлого века. Ему удавалось, кажется, совершенно невероятное. Так, уже студенческие работы Попкова демонстрировались в Третьяковской галерее. А в "лохматом" 1967-м он умудрился … завоевать Гран-при на Всемирном биеннале в Париже, став обладателем одной из самых престижных наград в мире изобразительного искусства.

Автор лондонской книги "Виктор Попков" — известный современный российский художник и писатель Петр Козорезенко-мл. — доктор искусствоведения, член Российской Академии художеств, председатель Секции реставрации Творческого союза художников России. Незадолго до выхода книги в свет Петр Козорезенко-мл. специально для "Правды.Ру" ответил на вопросы корреспондента:

— Почему среди многообразия имен российских художников-авангардистов, работавших в советское время, вы выбрали именно Виктора Попкова?

— Думаю, начать надо с небольшого искусствоведческого экскурса: В. Е. Попков — один из родоначальников и создателей "сурового стиля" в советском искусстве. Что такое "суровый стиль"? Его представители несколько отошли от классического восприятия формы натуры — мощно, монументально, если можно так сказать, они пытались найти свое творческое лицо. У кого-то получилось лучше, у кого-то хуже. Основатели "сурового стиля" у нас, кроме В. Е Попкова, — это Виктор Иванов, Дмитрий Жилинский, частично Ефрем Зверьков — наиболее яркие представители.

— Чем лично для вас — как художника и искусствоведа — в первую очередь интересно творчество Виктора Попкова?

— Вопрос достаточно сложный и в то же время простой. Я вырос на его творчестве. Как на многих других работах советских художников — потому что я учился сначала в художественной школе, потом в художественном университете. Отец у меня — народный художник РФ. Походы по выставкам, в Третьяковскую галерею, Русский музей — этим были заполнены мои детство и юность.

Условность, аллегория и женщины в красном. 286250.jpeg
"Строители Братской ГЭС" (1960-1961)

А что касается Попкова — его творчество всегда стояло перед глазами. Поразителен хотя бы такой факт: студенческую картину Виктора Попкова "Строители Братской ГЭС" Третьяковская галерея купила, когда автору было всего 27 лет! А ведь это мощнейший показатель признания в советское время.

Он не успел получить различные звания и регалии — художник трагически погиб в 42 года. Сегодня иногда пытаются противопоставлять его режиму, но это не совсем правильно. Просто он начал искать свой новый стиль, который не всегда вязался с классическим искусством, но это не было прямым протестом против режима. Если, например, мы возьмем для сравнения художников-нонкомформистов, — таких, как Зверев, Кабаков, Яковлев, которые были принципиально противопоставлены советской власти, — то с Попковым все немного не так. Его работы все-таки официально экспонировались, его картины покупали, он не бедствовал.

— Какие работы Виктора Попкова вы особенно выделяете?

— Он очень много написал. Хочу начать с работы, созданной сразу после института — "Весна в депо". На первый взгляд это такое классическое — реалистическое искусство, в стиле наших советских академиков периода 50-х: Пластова, Решетникова, Герасимова. Внешне — классическое русско-советское искусство. Но — очень интересно! Здесь, правда, еще нет того Попкова, которого мы все знаем.

Читайте также: Алла Пугачева: Надеть на настроение платье

Следующая знаковая работа, на мой взгляд, — "Строители Братской ГЭС", которую купила Третьяковская галерея. Она тоже вроде решена в классическом стиле, но здесь мы уже видим какие-то моменты начала его "сурового стиля": более монументальные формы, локальные цвета.

Очень мне нравится его работа "Белая лошадь" — вот это уже классический Попков! Это условность, аллегория: красный дом, белая лошадь, намеченное неясными штрихами небо… Это полотно словно перекликающаяся с чем-то невидимым. Картина была написана в период Карибского кризиса, она содержит аллегорию: убитые ведь не завидуют живущим… .

Вот еще замечательная работа "У Белого моря". Виктор Ефимович много ездил по Северу, по деревням, общался с местными жителями. У него в дальнейшем будет еще много работ, посвященных северному этапу. А картина "Бригада отдыхает" стала в прошлом году символом матча за звание Чемпиона мира по шахматам, который проходил в Третьяковской галерее. Здесь тоже круговая композиция, это уже классический "суровый стиль" — так сказать, классический Попков.

Читайте также: "Внук поет "Таганку", не зная русского"

Условность, аллегория и женщины в красном. 286251.jpeg
"Осенние дожди. Пушкин" (1974)

Работа "Двое" также находится в ГТГ — аллегоричная, здесь ярко воплощено мужское и женское начало, необычная композиция. В женской фигуре даже просматривается что-то от Боттичелли, из эпохи Возрождения. Картина "Воспоминание вдовы", также экспонируемая в Третьяковке, относится к периоду, когда художник ездил по Северу. Он видит женщин Севера в красных, "жизнеутверждающих" одеждах, хотя мужей у них уже не осталось… В замечательной работе "Одна", построенной на лаконичной аллегории, женщина тоже в красном: окно, церковь, слева портрет мужа, погибшего на войне… Интересны также "этно"-картина "Северная песня", автобиографическая работа "Воскресенье" (она еще "Мой день" называется, это он себя изобразил на крыше — птицы, тут же у него стоит кувшинчик с вином…). Выразительны работы "Художник в лесу", "Мне 40 лет", "Зимние каникулы", "Хороший человек была бабка Анисья" из Третьяковки, незаконченное полотно "Осенние дожди"… При этом период активного творчества у Попкова ведь был совсем коротким, он погиб в 1974-м., а институт закончил в 1950-м. Всего 16-17 лет.

— Какие факты биографии художника вам кажутся особенно интересными?

— Он был незаурядным человеком, трудоголиком; при этом был прямым и честным. Говорил правду в глаза. На одном из заседаний Союза художников выступил против действующего руководителя.

Был хорошим другом. Сын рассказывал: у него был приятель, у которого не покупали картины, он сильно переживал. Виктор купил у него несколько картин — просто помог, поддержал, они ему особо были не нужны. А тот художник вдруг получил хороший заказ, пришел к Виктору и забрал свои картины, вернул деньги — посчитал, что мало получил. Вот так: два взгляда на одну ситуацию.

— Книга "Виктор Попков" выходит на английском — почему, на ваш взгляд, сегодня особенно важно пропагандировать творчество советских художников в Европе?

— Дело в том, что в мире этот период не совсем хорошо знаком. У нас — знают русский и советский авангард начала прошлого века: Григорьев, Малевич, Кандинский, этакое левое искусство. Или любят классиков: Айвазовский, Шишкин, Поленов, Верещагин… Ну, а советское искусство за границей знают в основном только по тем работам, что в 90-е вывозились из России: флаги, пионеры… Художников мирового уровня тоже теперь знают, но плохо. А ведь они профессионалы, и хочется донести их творчество до более широкой аудитории. Это мощное искусство, оно может нравиться или не нравиться — как кто-то любит сладкое, а кто-то соленое. Но хочется, чтобы наших художников узнали по-настоящему.

— Где сегодня в Москве, в России можно познакомиться с работами Виктора Попкова?

— Довольно много картин Попкова представлено в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Ряд работ — в Музее реалистического искусства, в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Беседовала

Автор Марина Миславская
Марина Миславская — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру