История удивительного бегства из немецкого плена

Лики войны: спасение благодаря иконе

Во время Великой Отечественной войны смерть подстерегала повсюду: на фронте, на оккупированной территории, в тылу. Но помимо трагических смертей, были и чудесные спасения. Ветеран войны, старший сержант связи Михаил Яковлевич Селиванов дважды бежал из плена и еще дважды чудом был спасен, причем один раз благодаря иконе Николая Чудотворца.

В годы Великой Отечественной войны, согласно статистике, приводимой зарубежной прессой, общее количество советских военнопленных достигало более 5 млн человек. Вернуться из плена удалось 1,8 млн человек. Многие погибли в немецких лагерях, многие были расстреляны, кто-то остался жить за рубежом, были и такие, кто предал свою страну и перешел на сторону врага. Тех же, кто бежал из плена несколько раз и остался жив, было гораздо меньше. Эта история записана со слов ветерана, который сумел дважды вырваться из рук врага и дожить до наших дней.

Михаил Яковлевич Селиванов родился 22 ноября 1921 года в селе Ширково, что находится в Курской области недалеко от города Льгова. Судьба начала испытывать мальчика на прочность с самого детства. Миша был младшим из пяти детей крестьянина Якова Алексеевича Селиванова, который был выбран сельским старостой Ширково. В начале 1930-х, во время повсеместного голода, Яков Алексеевич сжалился над односельчанами и разрешил им взять с полей пару колосков, чтобы накормить хотя бы детей. Однако в то время уже начало действовать печально известное постановление ЦИК СНК СССР от 7 августа 1932 года "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности" — так называемый "Закон о колосках".

Якова Алексеевича арестовали по второму пункту второй статьи данного постановления, согласно которому мера пресечения за "кражу" колхозного имущества варьировалась от 10 лет лишения свободы до высшей меры — расстрела. Селиванова поместили под стражу, но крестьяне Ширково встали на защиту любимого старосты и добились аудиенции у одного из авторов постановления Михаила Калинина. Якова отпустили, но при условии, что в родном селе он не покажется, пригрозив новым арестом.

Юный Михаил вспоминал, как его отец несколько лет скрывался в деревне Арбузово, что неподалеку от Ширково. Редкие свидания с семьей проходили так: из проходящего мимо Ширково состава выпрыгивал Яков, целовал детей, передавал им немного еды и на ходу запрыгивал обратно. Михаил рассказывал также о том, как, возвращаясь с работ в поле, он встречал доярок и пастухов. Те кричали ему: "Парень, ты чей?", а когда Михаил отвечал, что он Селиванов, слышал в ответ: "А отец-то где?". Впоследствии Михаил Яковлевич рассказывал, что в те моменты сразу умолкал: мальчик понимал, кто такие чекисты.

В таких условиях рос Михаил Яковлевич. Окончив семь классов местной школы, он поступил в технический техникум города Локтя, учился на связиста, изучал немецкий. Селиванов закончил учебное заведение с отличием, но защитить диплом не успел — началась Великая Отечественная война.

Читайте также: Лики войны: награда вместо трибунала

С начала войны Михаила призвали в действующую армию, в войска связи. Летом 1942 года Михаил Яковлевич впервые попадает в немецкий плен. Советских солдат погрузили в товарный эшелон и повезли на Запад через территорию оккупированной Белоруссии. В вагоне, в котором находился Селиванов, был всего один конвоир, который охранял большое количество плененных солдат и офицеров. Через некоторое время, когда состав проходил по территории Белоруссии, Михаил заметил, что немец крепко спит. Он подговорил пленников и стал ждать подходящего момента.

Открыв дверь вагона, пленники огляделись вокруг. Состав выехал из тоннеля и поворачивал в сторону, снизив скорость. Железнодорожные пути были проложены по возвышенности, невдалеке от которой виднелся небольшой лес. Михаил быстро оценил обстановку и понял, что нужно действовать. Он дал команду прыгать и помог каждому пленному выбраться из вагона. Пленники скатывались с холма и бежали в лес, где их трудно было заметить. Селиванов помог выбраться всем попутчикам и обернулся на конвоира. Немец по-прежнему крепко спал. Михаил выпрыгнул из вагона последним.

Михаил Яковлевич рассказывал, что случай этот произошел недалеко от белорусской деревни, где и спрятались бежавшие пленники. Многие из них, опасаясь возвращаться домой, так и остались жить в тех краях. Селиванов же с немногими товарищами отправился пешком через Белоруссию к Брянску, чтобы связаться с местными партизанами.

По дороге им часто приходилось прятаться от немецких патрулей в лесах и деревенских избах. Когда в очередной раз парни скрывались в сарае на окраине какого-то села, старушка, тайком носившая им еду и воду, принесла маленький образ святого Николая Чудотворца. Икону повесили на стену сарая, не придав ей особого значения. Однако вскоре в село пришел нацистский отряд, спаливший все дома и многих сельчан. Из построек уцелел только маленький сарай, где скрывались Селиванов с товарищами. До старости Михаил Яковлевич говорил, что святой Николай спас их в тот день от смерти.

Путь бывших пленников продолжался многие месяцы. Однако в 1943 году Селиванов снова сталкивается с врагом. Ему, как и многим пленникам, туго связали руки сзади и, подгоняя прикладами, повели в неизвестном направлении. Но Михаил Яковлевич все время искал подходящий для побега момент, и скоро такая возможность ему представилась. Когда шеренги с военнопленными проходили мимо глубокого оврага, Михаил заметил, что конвоиры отвлеклись и о чем-то увлеченно беседовали. Не теряя времени, пленник прыгнул в овраг, прокатился несколько метров и угодил в кусты. Немцы подняли шум и принялись искать беглеца, но безуспешно. Подождав, пока все стихнет и наступит ночь, Селиванов медленно пополз от места бегства.

Михаил полз всю ночь и под утро, изможденный, упал без сил. Очнулся он от того, что некая старушка трясла его за плечи. Беглец упал прямо в огороде женщины и уснул среди капусты. Добрая сельчанка спрятала его в своей избе, за печью, накрыв лохмотьями и предупредив о немецких патрулях, ходивших в округе. Она кормила Михаила и давала ему питье, пряча его от всех односельчан и вражеских солдат.

Однако спустя несколько дней, когда Селиванов вышел из своего укрытия за печкой и сел за стол, в дом ворвался молодой немецкий солдат. Увидев беглеца, враг оторопел и попытался его арестовать. Михаил Яковлевич, хорошо знавший немецкий, сказал ему, что пойдет с ним, но прежде он даст ему доесть и они выпьют вместе. Нацист неохотно согласился и сел за стол.

Немного выпив, два солдата разговорились. Немец представился Фрицем и сказал Михаилу, что ему не хотелось воевать, но его призвали на фронт. Каждый из них спросил у другого, что плохого они сделали друг другу? Ничего. Так почему и за что они должны друг друга убивать? Михаил и Фриц решили, что пусть правительства Германии и Советского Союза воюют между собой, а немец поможет новому русскому знакомому. Фриц рассказал Селиванову о расположении сил врага и графике патрулей, но запретил ему выходить из избы до следующего своего прихода.

Некоторое время спустя Фриц вернулся и принес Михаилу Яковлевичу женскую одежду и назвал время, наиболее благоприятное для побега. Ночью Селиванов вышел из дома старушки и, избежав встречи с врагом, отправился к советским войскам.

Читайте также: Лики войны: побег из лагеря смертников

Как рассказывал Михаил Селиванов, с частями Советской Армии он встретился уже к концу 1943 года. Его приняли за немецкого диверсанта и, допросив, отправили в подмосковные Люберцы, в лагерь НКВД №0201. Дожидаясь решения руководства лагеря, Селиванов занимался сварочными работами.

Спецпроверку при Управлении лагеря №0201 Михаил Селиванов прошел 7 августа 1944 года. Ему была выдана справка для предъявления в РККА, и Михаил Яковлевич снова отправился на фронт. Войну он закончил в звании старшего сержанта связи.

После Победы Селиванов работал на нефтеперерабатывающих заводах Саратова и Ярославля, внедряя новые технологии при строительстве Ярославского НПЗ. Михаил Яковлевич в 1985 году был награжден орденом Отечественной войны II степени, многочисленными юбилейными медалями, а также малой серебряной (1962) и бронзовой медалями ВДНХ (1968) за успехи в народном хозяйстве СССР, знаком "Фронтовик" (2000).

С 1960-х Михаил Селиванов жил и работал в Ярославле. После выхода на пенсию он активно участвовал в ветеранском движении, за что был награжден Почетным знаком Российского комитета ветеранов войны (1999), посещал памятные акции и города-герои России. Михаил Яковлевич Селиванов скончался в Ярославле 12 сентября 2007 года на 86-м году жизни. Ветеран похоронен на Леонтьевском кладбище.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Иван Кузнецов
Иван Кузнецов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру